Страховой рынок в Беларуси динамично развивается, увеличивается спрос на услуги страхования не только со стороны граждан, но и со стороны юридических лиц, желающих защитить свой бизнес от различных рисков. При этом вслед за изменениями в экономике совершенствуется и правовое регулирование страховой деятельности. Поэтому на практике у страхователей возникает множество вопросов. Об особенностях различных видов страхования субъектов хозяйствования, о последних изменениях законодательства в этой сфере и перспективах развития страхового рынка в Беларуси расскажет во время оnline конференции начальник главного управления страхового надзора Министерства финансов Сергей Осенко. Конференция организована Министерством финансов Беларуси при поддержке Центра правовых решений ООО "ЮрСпектр".
Вопросы конференции
Янковская Марина, юрист ООО "ЮрСпектр"
Что Вы можете рассказать о программе развития страховой деятельности на 2011 – 2015 годы? Что уже сделано в ее рамках и что нас ждет?
Республиканская программа развития страховой деятельности на 2011–2015 годы - это уже четвертая программа. Она утверждена постановлением Совета Министров Беларуси от 20 мая 2011 года № 631 и имеет определенные отличия от своих "предшественниц". Прежде всего в том, что в целях оперативного реагирования на изменения макроэкономической среды, а также с учетом потребностей страхового рынка в рамках этой программы и утвержденных ею целевых показателей развития ежегодно утверждаются План мероприятий по реализации Республиканской программы и показатели прогноза развития страхового рынка страны.
Одним из основных приоритетов программы является восстановление доверия и популяризация долгосрочного страхования жизни, увеличение роли этого сегмента страхования на страховом рынке республики. И в этом направлении уже предпринят целый ряд мер. Так, Налоговым кодексом Беларуси (статья 163) с 1 января 2013 года отдельной нормой предусмотрено освобождение от налогообложения подоходным налогом с физических лиц доходов в виде оплаты нанимателем страховых услуг белорусских страховых организаций в размере, не превышающем Br6 млн. (независимо от доходов, не являющихся вознаграждением за выполнение трудовых или иных обязанностей, в том числе в виде материальной помощи, подарков и призов, оплаты стоимости путевок).
Физическим лицам в соответствии с НК предоставляется социальный налоговый вычет (с 1 января 2013 года его размер увеличен с Br2,55 млн. до Br10 млн.). Не облагается подоходным налогом и часть дохода от инвестиционной деятельности страховщика, выплачиваемого в дополнение к страховой выплате по договорам страхования жизни и дополнительной пенсии.
Кроме того, в 2012 году внесены изменения в постановление Совета Министров от 25 января 1999 года № 115, в соответствии с которыми на суммы страховых взносов по добровольному страхованию жизни, дополнительной пенсии и медицинских расходов не начисляются взносы по государственному социальному страхованию в Фонд социальной защиты населения (независимо от источника их уплаты: затраты, учитываемые при налогообложении, прибыль).
Если остановиться на том, что еще реализовано за прошедший период действия программы, то, пожалуй, наиболее существенное – это повышение капитализации страхового рынка республики, переход на метод начисления и расширение возможностей реализации страховщиками превентивной функции страхования.
Для повышения капитализации страховых организаций, в первую очередь государственных, в декабре 2012 года на увеличение уставных фондов "Белгосстраха", "Белэксимгаранта", государственного предприятия "Белорусская национальная перестраховочная организация" направлено Br7,3 трлн. за счет остатков средств республиканского бюджета.
Принятые меры положительно отразятся на емкости белорусского страхового рынка, расширят возможности по страхованию поставок белорусской продукции на экспорт, крупных инвестиционных проектов, реализуемых на территории республики.
В целях гармонизации национального законодательства по вопросам бухгалтерского учета с мировой практикой, в том числе в рамках интеграционных процессов Единого экономического пространства, а также сближения с международными стандартами финансовой отчетности, с 1 января 2013 года изменены подходы в признании доходов страховых организаций: метод "по оплате" (кассовый метод) заменен методом "по отгрузке" (метод начисления) (постановление Министерства финансов от 18 декабря 2012 года № 76).
В 2013 году страховые организации получили большие возможности при осуществлении предупредительных (превентивных) мер, направленных на предотвращение страховых случаев, а также на снижение возможных убытков от страховых случаев (соответствующие изменения и дополнения внесены в постановление правительства от 4 ноября 2006 года № 1462 "О мерах по реализации Указа Президента Республики Беларусь от 25 августа 2006 г. N 530").
Дальнейшее развитие страхового рынка будет определяться в первую очередь результатами работы по гармонизации белорусского законодательства с законодательством стран-участниц Единого экономического пространства. Вместе с тем уже сейчас требуют рассмотрения такие актуальные вопросы, как совершенствование порядка оценки платежеспособности страховых организаций, увеличение срока действия лицензии на осуществление страховой деятельности, а также исключение необходимости согласования страховщиками с Министерством финансов размеров страховых тарифов по видам добровольного страхования. Справедливости ради отмечу, что это, скорее, технические меры. Главными же задачами, которые предстоит решить в самой ближайшей перспективе, с моей точки зрения, являются завоевание доверия потребителя и создание современного позитивного имиджа страховщика.
Корр.БЕЛТА
Выполняют ли белорусские страховые компании нормативные требования к капиталу? Что ждет проштрафившихся?
Белорусским законодательством предусмотрены требования к минимальному
размеру уставного фонда страховщика и постоянному наличию этой суммы
средств на счетах в белорусских банках.
Установленный размер уставного фонда сформирован всеми страховщиками.
Однако его наличие на счетах в банках на 1 января 2013 года обеспечили
23 из 25 действующих участников рынка.
За данное нарушение Кодекс Республики Беларусь об административных
правонарушениях (пункт 4 статьи 11.64) предусматривает наложение на
страховщика штрафа в размере от двухсот до пятисот базовых величин (от
Br20 млн. до Br50 млн.). На практике такие штрафы взыскиваются после
направления страховщику предписания об устранении допущенного нарушения
в течение до 6 месяцев. В случае невыполнения предписания помимо штрафа
страховщику грозит приостановление (прекращение) лицензии. Хотелось бы
отметить, что такие жесткие санкции еще применять не приходилось, и
надеюсь, не придется.
Фокин Алексей, Минск
Как интегрируют свои усилия страховщики стран - членов ЕЭП? Какие результаты, инициативы и планы есть в этом направлении?
В соответствии с национальными законодательствами
государств-участников Единого экономического пространства (ЕЭП) право
на осуществление деятельности в сфере страхового дела предоставляется
только субъектам, в установленном порядке зарегистрированным в данном
государстве и получившим лицензию.
В целях создания общего финансового рынка государств-участников ЕЭП, в
том числе страхового, Соглашением о создании условий на финансовых
рынках для обеспечения свободного движения капитала и Соглашением о
торговле услугами и инвестициях в государствах-участниках ЕЭП
предусмотрена гармонизация национальных законодательств, результатом
которой будет взаимное признание с 1 января 2020 года лицензии на
осуществление банковских услуг, страховой деятельности, услуг на рынке
ценных бумаг, выданной на территории любого другого
государства-участника ЕЭП.
В настоящее время ведется работа над проектом Соглашения о требованиях
к осуществлению деятельности на финансовых рынках государств-участников
ЕЭП, которым будут определены общие подходы к осуществлению
деятельности на финансовом рынке, в том числе в сфере страхования, и
предусмотрены направления и порядок гармонизации национальных
законодательств государств-участников ЕЭП, в частности в сфере
требований и условий выдачи лицензии на осуществление страховой
деятельности.
Развитие интеграционных процессов в сфере страхования будет происходить
в порядке и по направлениям, которые будут установлены Соглашением.
Кукар Елена, юрист ООО "ЮрСпектр"
Какие возможные изменения ожидают законодательство о страховой деятельности?
Если коротко, то речь идет о поэтапном создании равных условий ведения страхового бизнеса для государственных и частных страховых компаний, расширении возможностей для присутствия на рынке иностранного капитала.
В числе мер, направленных на упрощение порядка создания страховой организации, развитие инфраструктуры страхового рынка, в ближайшее время предусматривается снятие ограничений по размеру вклада учредителя в уставный фонд страховой организации (в настоящее время – не более 35%) и размеру вклада страховой организации в уставный фонд иной коммерческой организации (в настоящее время – не более 35%).
Созданию предпосылок для расширения присутствия иностранного капитала на страховом рынке страны будет способствовать отмена требования, согласно которому страховая организация, дочерняя (зависимая) по отношению к иностранному инвестору, имеет право на осуществление страховой деятельности в Беларуси только в случае, если иностранный инвестор является страховой организацией не менее 10 лет. Повысить привлекательность для инвесторов страхового рынка Беларуси планируется, как я уже говорил, за счет предоставления им права заключать договоры добровольного страхования жизни с гражданами.
На рост финансового потенциала и повышение устойчивости функционирования страховщиков республики направлено повышение требования к минимальному размеру уставного фонда страховых организаций путем его поэтапного (начиная с 1 мая 2014 года) доведения до суммы, эквивалентной 5 млн. евро, к 1 мая 2017 года.
В качестве дополнительного стимула для развития добровольного страхования и усиления конкуренции рассматривается предоставление права организациям-страхователям включать в затраты страховые взносы по добровольному страхованию медицинских расходов вне зависимости от формы собственности страховой организации, с которой заключен договор страхования, и организации здравоохранения, оказывающей медицинскую помощь застрахованным (в настоящее время страховые взносы по добровольному страхованию медицинских расходов включаются в затраты при условии, что договор страхования заключен с государственной страховой организацией и медицинская помощь будет оказываться государственными организациями здравоохранения).
Эти и ряд других мер нашли отражение в подготовленном Министерством финансов проекте Указа Президента Республики Беларусь, предусматривающем комплексную корректировку законодательства о страховании.
Фокин Алексей, Минск
Уже лет 5 идут разговоры о либерализации рынка страхования – к обязательным видам услуг планируется допустить негосударственных страховщиков. На каком этапе эта работа, когда ждать результатов?
Изменения принципов функционирования рынка всегда сопряжены с большим
объемом работы по актуализации законодательства, выработке новых
методологических подходов к регулированию рынка, а также реформированию
деятельности самих страховых организаций. И это достаточно
продолжительный процесс.
Предоставление права осуществления обязательных видов страхования
негосударственным страховщикам только кажется простым вопросом. В
реальности это сложная и многоаспектная задача, решать которую
необходимо с учетом негативного опыта проведения в начале 2000-х годов
одного из массовых видов обязательного страхования – страхования
ответственности владельцев транспортных средств.
Любой вид обязательного страхования прежде всего имеет социальную
направленность. И в вопросах его осуществления государство исходит из
интересов страхователей (неважно, это граждане или предприятия). В этом
плане позиция государства такова, что распространение права
осуществлять обязательное страхование на страховщиков всех форм
собственности не должно ухудшить положение страхователей. Однако в ряде
случаев при множественности страховщиков будет затруднительно
реализовать задачу формирования (уточнения) перечня объектов
страхования, и, что самое главное, обеспечить действенный контроль за
заключением в отношении них договоров страхования. Создание единой
централизованной базы данных, способное решить эту задачу, само по себе
является достаточно трудоемким процессом, требующим значительных
материальных и временных ресурсов.
Данные обстоятельства не позволяют на текущий момент сформировать
однозначную позицию по целесообразности допуска негосударственных
страховщиков к обязательным видам страхования
Фокин Алексей, Минск
Насколько активно присутствуют иностранные страховые компании в Беларуси? Какова политика государства в этом вопросе?
В настоящее время на страховом рынке страны работают 11 страховых
организаций с участием иностранного капитала, в том числе 2 полностью
иностранные компании – ИС ЗАО "ППФ Страхование" (бывшее ИС ЗАО
"Генерали"), ИСП "ЦЕПТЕР ИНШУРАНС". Доля иностранного капитала в
совокупном уставном капитале страхового сектора на 1 октября 2012 года
составила 3,6%.
К иностранным страховщикам не предъявляются какие-то особые требования,
за исключением общепринятых ограничений на рынках стран постсоветского
пространства.
Так, иностранные страховые компании в Беларуси не могут проводить
страхование жизни, обязательное страхование, в том числе обязательное
государственное страхование, имущественное страхование, связанное с
осуществлением поставок, оказанием услуг или выполнением подрядных
работ для государственных нужд, а также страхование имущественных
интересов Республики Беларусь и ее административно-территориальных
единиц. Кроме того, им требуется получение предварительного разрешения
Министерства финансов для создания обособленных подразделений на
территории страны, а также учреждения других страховых организаций.
Учитывая необходимость повышения текущего уровня развития накопительных
видов страхования, планируется предоставить иностранным страховщикам
право заключать договоры добровольного страхования жизни с гражданами
Беларуси. Для обеспечения соблюдения интересов страхователей на
страховые организации с иностранными инвестициями, которые будут
осуществлять операции по страхованию жизни, будут распространяться
установленные законодательством нормативы осуществления деятельности по
данному направлению страхования, включая требования по размещению на
счетах в банках республики средств уставных фондов и
страховых резервов.
Пономарев Алексей, Витебский район
Кому можно пожаловаться на действия страховщика? К кому можно обратиться за разъяснением вопросов, касающихся страхования?
Обжаловать действия страховой организации, а также обратиться за разъяснением вопросов, касающихся страхования, можно в главные управления Министерства финансов по областям и г. Минску либо в Министерство финансов. Кроме того, страхователь вправе обжалось действия страховой организации в судебном порядке.
Янковская Марина, юрист ООО "ЮрСпектр"
Какова ответственность страховщика за нарушения законодательства о страховании?
За нарушения страховой организацией законодательства о страховании
установлена административная ответственность, в частности статьи 11.21,
11.64 КоАП. Кроме того, подпунктом 3.3 пункта 3 указа № 530 от 25
августа 2006 года "О страховой деятельности за каждый день просрочки
страховой выплаты по вине страховщика, Белорусского бюро по
транспортному страхованию они уплачивают пеню в размере 0,1%
юридическому и 0,5% физическому лицу от суммы, подлежащей выплате.
Справка: Несоблюдение страховыми организациями установленного порядка
формирования, инвестирования, размещения и использования страховых
резервов, формирования, использования и размещения гарантийных фондов,
формирования и использования фондов предупредительных (превентивных)
мероприятий, а равно несоздание таких резервов и фондов влекут
наложение штрафа в размере от десяти до двадцати базовых величин, а на
юридическое лицо - от трехсот до пятисот базовых величин (статья
11.21.КоАП).
Деятельность страховой организации, которая не соответствует предмету
деятельности страховщика, влечет наложение штрафа на юридическое лицо в
двукратном размере полученного дохода от осуществления такой
деятельности.
Превышение страховой организацией установленных законодательством
нормативов ответственности по договорам добровольного страхования
(сострахования, перестрахования), не относящимся к страхованию жизни,
влечет наложение штрафа на юридическое лицо в размере от двухсот до
пятисот базовых величин.
Превышение страховой организацией установленного законодательством
норматива расходов на ведение дела влечет наложение штрафа на
юридическое лицо в размере суммы его превышения.
Отсутствие у страховой организации на счетах в банках Республики
Беларусь суммы денежных средств, соответствующей минимальному размеру
уставного фонда, установленному Президентом Республики Беларусь, влечет
наложение штрафа на юридическое лицо в размере от двухсот до пятисот
базовых величин.
Незаконный отказ страховой организации от заключения договора
обязательного страхования влечет наложение штрафа в размере от десяти
до двадцати базовых величин, а на юридическое лицо - от ста до трехсот
базовых величин.
Нарушение страховой организацией определенного законодательством
порядка учета, хранения, заполнения, использования и выписки страховых
полисов (свидетельств, сертификатов) либо квитанций влечет наложение
штрафа в размере от двух до двадцати базовых величин, а на юридическое
лицо - до двухсот базовых величин.
Нарушение страховой организацией установленных законодательством или
правилами страхования порядка или условий страхования (сострахования,
перестрахования), осуществления страховых выплат, определения страховых
взносов влечет наложение штрафа на юридическое лицо в размере от
двухсот до пятисот базовых величин.
Совершение страховой организацией иных, чем предусмотрено в КоАП,
нарушений законодательства или правил страхования в связи со
страхованием (сострахованием, перестрахованием), осуществлением
страховых выплат, определением страховых взносов влечет наложение
штрафа на юридическое лицо в размере от двухсот до пятисот базовых
величин (ст. 11.64 КоАП)
Олег Николаевич
Стоимость ремонта пострадавшего в результате ДТП автомобиля значительно выше суммы, выплачиваемой по обязательному страхованию гражданской ответственности владельцев транспортных средств. Как в этом случае потерпевшему возместить ущерб, причиненный сверх лимита ответственности страховщика?
Если сумма возмещения вреда превышает установленные лимиты
ответственности, потерпевший или его наследник вправе предъявить лицу,
причинившему вред, иск о возмещении вреда на сумму, превышающую
указанные лимиты (ч.1 п. 127 Положения о страховой деятельности в
Республике Беларусь, утвержденного указом от 25.08.2006 № 530).
Таким образом, если страховое возмещение превышает установленные лимиты
ответственности, потерпевший вправе предъявить лицу, причинившему вред,
иск о возмещении вреда на сумму, превышающую указанные лимиты, в
судебном порядке.
Мичурина Анна
Согласно Положению о страховой деятельности медицинское страхование иностранных граждан и лиц без гражданства, временно пребывающих или временно проживающих в Беларуси – обязательное страхование. Все ли работники – иностранные граждане должны быть застрахованы, существуют ли исключения из этого правила?
В вопросе затронуто два вида обязательного страхования: обязательное
медицинское страхование иностранных граждан и лиц без гражданства,
временно пребывающих или временно проживающих в Республике Беларусь, и
обязательное страхование от несчастных случаев на производстве и
профессиональных заболеваний.
Согласно национальному законодательству иностранные граждане при въезде
в Беларусь обязаны иметь договор обязательного медицинского
страхования, заключенный с белорусской страховой организацией, или
договор медицинского страхования, заключенный с иностранной страховой
организацией и соответствующий критериям, установленным пунктом 207
Положения о страховой деятельности, на случай оказания им скорой и
неотложной медицинской помощи медучреждениями.
В случае отсутствия у иностранного гражданина договора медицинского
страхования, заключенного с иностранной страховой организацией,
соответствующего критериям, установленным пунктом 207 Положения о
страховой деятельности, и его отказа заключить договор обязательного
медицинского страхования этому иностранному гражданину в порядке,
определенном законодательными актами, отказывается в пропуске через
Государственную границу Республики Беларусь.
Пунктом 208 Положения о страховой деятельности определен круг лиц, не
подлежащих обязательному медицинскому страхованию (например, граждане
государств, с которыми подписаны соглашения о сотрудничестве в области
здравоохранения и медицинской науки в части оказания скорой и
неотложной медицинской помощи бесплатно, граждане государств -
участников Содружества Независимых Государств, которым скорая и
неотложная медицинская помощь оказывается бесплатно в соответствии с
Соглашением об оказании медицинской помощи гражданам государств -
участников Содружества Независимых Государств, подписанным 27 марта
1997 года).
Иностранные граждане, а также лица без гражданства, проживающие в
Беларуси, выполняющие работу на основании трудового договора
(контракта), подлежат обязательному страхованию от несчастных случаев
на производстве и профессиональных заболеваний.
Страхователями по данному виду обязательного страхования выступают
организации (включая иностранные), их обособленные подразделения, а
также физические лица, которые в соответствии с законодательством
предоставляют работу иностранным гражданам, лицам без гражданства,
проживающим в Беларуси, или привлекают к работе таких граждан.
Иностранные граждане, лица без гражданства, проживающие в Беларуси,
выполняющие работу на основании трудового договора (контракта),
являются застрахованными и при повреждении здоровья вследствие
несчастного случая на производстве или профессионального заболевания,
подтвержденного в установленном законодательством порядке, имеют право
на страховые выплаты.
Ващевич Иван
Страхование грузов – добровольное страхование, позволяющее обеспечить сохранность груза. В чем его отличие от страхования ответственности перевозчика (экспедитора), что нужно знать при таком страховании, есть ли особенности при осуществлении госзакупок?
В настоящее время страховые организации страны осуществляют
добровольное страхование грузов и добровольное страхование гражданской
ответственности перевозчика (экспедитора). Отличие этих видов
страхования составляет объект страхования, а также лица, имеющие право
на страховую выплату при наступлении страхового случая.
При страховании грузов объектом страхования являются имущественные
интересы страхователя, связанные с утратой (гибелью) или повреждением
груза независимо от способа его транспортировки.
При страховании гражданской ответственности перевозчика (экспедитора)
объектом страхования являются имущественные интересы страхователя,
связанные с его ответственностью по обязательствам, возникшим в случае
причинения им вреда клиенту при осуществлении перевозки или
транспортно-экспедиционной деятельности.
При наступлении страхового случая по страхованию грузов выплата
страхового возмещения будет произведена страхователю, а по страхованию
ответственности перевозчика (экспедитора) – лицам, которым
страхователем причинен вред в связи с осуществлением перевозки или
транспортно-экспедиционной деятельности.
Страхование грузов и страхование гражданской ответственности
перевозчика (экспедитора) являются добровольными видами страхования,
условия их проведения определены в правилах соответствующего вида
страхования, утвержденных страховщиком и согласованных с Министерством
финансов.
Со сведениями о страховых организациях, осуществляющих указанные виды
страхования, можно ознакомиться на официальном сайте Министерства
финансов.
С 1 января 2013 года указом от 29 декабря 2012 года № 576 "О некоторых
вопросах государственных закупок товаров (работ, услуг)" отменено
требование, согласно которому при проведении государственных закупок
товаров, поставщиком которых является нерезидент Беларуси, страхование
грузов должно было осуществляться в государственных страховых
организациях и страховых организациях с долей собственности государства
в уставных фондах более 50%, юридическими лицами и индивидуальными
предпринимателями, производящими такие закупки товаров, или
поставщиками товаров при осуществлении ими поставки на условиях CIF и
CIP (в соответствии с Международными правилами толкования торговых
терминов (Инкотермс) в действующей редакции).
Владимирова А.В.
Страхование от несчастных случаев на производстве и профессиональных заболеваний – один из видов обязательного страхования. Если работник постоянно работает в белорусской организации, находящейся за пределами Беларуси, по каким правилам должен осуществляться этот вид страхования и производиться страховые выплаты?
В соответствии с пунктом 243 Положения о страховой деятельности обязательному страхованию от несчастных случаев на производстве и профессиональных заболеваний подлежит жизнь или здоровье граждан, выполняющих работу на основании трудового договора (контракта); работающих по гражданско-правовому договору на территории страхователя и действующих под контролем страхователя за безопасным ведением работ либо действующих под контролем страхователя за безопасным ведением работ вне территории страхователя.
Если работник постоянно работает в белорусской организации, находящейся за пределами Беларуси, по гражданско-правовому договору и действует под контролем страхователя за безопасным ведением работ, в том числе вне территории страхователя, то он подлежит обязательному страхованию от несчастных случаев на производстве и профессиональных заболеваний в соответствии с законодательством Беларуси, и страховые выплаты ему будут производиться в соответствии с белорусским законодательством.
Если работник постоянно работает в белорусской организации, находящейся за пределами Беларуси (например, через постоянно действующее на территории Российской Федерации представительство), и выполняет работу на основании трудового договора (контракта), то согласно части второй подпункта 6.3 пункта 6 указа №530 на такого работника распространяются нормы международных договоров, которыми установлены иные нормы, чем те, которые предусмотрены указом № 530.
Например, в отношениях России и Беларуси остается действовать Соглашение между Министерством труда и социальной защиты Республики Беларусь, Министерством здравоохранения Республики Беларусь, Министерством финансов Республики Беларусь и Министерством здравоохранения и социального развития Российской Федерации о применении Договора между Республикой Беларусь и Российской Федерацией о сотрудничестве в области социального обеспечения от 24 января 2006 года. В соответствии с этим договором (подпункт 1 пункта 2 статьи 5) застрахованный вправе сделать выбор о применении белорусского или российского законодательства.
Справка: В соответствии со статьей 5 договора: 1. Застрахованные, на которых распространяется действие настоящего договора, подпадают исключительно под действие законодательства той договаривающейся стороны, на территории которой они выполняют работу. 2. Из положений пункта 1 статьи 5 договора устанавливаются следующие исключения, в том числе: на застрахованных, которые работают на территории той же договаривающейся стороны, где и проживают, а работодатель зарегистрирован на территории другой договаривающейся стороны, распространяется законодательство той договаривающейся стороны, на территории которой зарегистрирован работодатель, либо законодательство договаривающейся стороны по выбору застрахованного.