За последнее время сфера государственных закупок в Беларуси претерпела ряд значимых изменений. Так, в конце марта белорусское правительство приняло постановление №186, которое расширяет перечень оснований для корректировки условий договора госзакупки в ходе его исполнения.
На вопросы по применению этого и других нововведений ответил эксперт.
Да, постановление Совета Министров №186 расширило перечень оснований для корректировки условий договора госзакупки, что немаловажно в сегодняшних условиях. В частности, по ограниченному перечню товаров - это лекарственные средства, лечебное питание, медизделия и запасные части к ним, а также на продукты питания возможно изменять цену заключенного договора по результатам процедур госзакупок. Также возможно изменять стоимость выполненных работ либо оказанных услуг, если при этом используются, например, запасные части для медицинских изделий в рамках оказания этих услуг. Соответственно размер изменений цены договора должен быть подтвержден соответствующим расчетом, предоставленным заказчику поставщиком, подрядчиком, исполнителем.
По продуктам питания необходимо особо отметить, что этот вопрос также регулируется постановлением №184 Совмина, которое разрешает поднимать цены не более чем на 0,5% в месяц к предыдущей стоимости контракта. Подобное повышение возможно только в течение 3 месяцев. Заказчики вправе расторгнуть договоры. Изменение цены равно подписанию дополнительного соглашения. Допсоглашение - это соглашение сторон. Соответственно заказчик должен быть согласен на такое изменение. В случае несогласия с изменением, заказчик вправе расторгнуть договор и провести новую процедуру закупки для определения поставщика и той цены, по которой ему будет осуществляться поставка.
Касательно лекарственных средств и изделий медназначения, то по некоторым формирование цен регулируется также указом №366. В МАРТ готовится разъяснение по вопросу изменения цен на данные товарные позиции.
В соответствии с п.1 ст.32 и п.1 ст.46 конкурсные документы и документы запроса ценовых предложений должны содержать требования к форме и содержанию предложений участников, которые оформляются заказчиком либо организатором в соответствии с регламентом оператора ЭТП. В регламенте оператора ЭТП указано, что заявление о праве на префпоправку подается участником посредством заполнения соответствующей экранной формы. Соответственно, только при наличии данного заявления, которое подано участником, применяется преференциальная поправка даже в случае наличия в предложении письменного заявления либо документов, подтверждающих право на префпоправку. Соответственно, префпоправка применяется только в случае, если об этом было подано заявление посредством заполнения экранной формы.
При объявлении процедур государственных закупок заказчиком либо организатором направляется запрос в автоматизированную систему финансовых расчетов Министерства финансов. В случае подтверждения наличия у заказчика на статье денежных средств ему разрешается объявить процедуру, о чем он получает уведомление. Либо приходит отказ, если денежных средств недостаточно. Ориентировочная стоимость предмета государственной закупки, которая указывается заказчиком в приглашении к участию в процедуре, не должна превышать объем бюджетного финансирования, которое выделено ему по соответствующей статье для приобретения товара (работы, услуги).
Законодательство о госзакупках не допускает односторонний отказ от исполнения договора заказчиком либо поставщиком в случае надлежащего исполнения его другой стороной, за исключением случаев, прямо предусмотренных п.4 ст.25 закона. Соответственно отказ допускается только в случае, когда в ходе исполнения договора установлено, что поставщик не соответствовал требованиям, которые были выставлены к нему в документах по процедуре. Иных случаев, если вы надлежащим образом исполняете свои обязательства, нет.
Договор государственной закупки, если он заключен по результатам процедуры закупки из одного источника, может быть расторгнут как в одностороннем порядке, так и по соглашению сторон, решению суда. Когда мы говорим о дополнительном соглашении о расторжении договора по соглашению сторон, то если в нем будет указано, что он расторгается в связи с его неисполнением или ненадлежащим исполнением поставщиком, подрядчиком, исполнителем, то у заказчика есть обязанность направления сведений о расторжении такого договора в МАРТ для включения в список.
Случаи досрочного исключения из списка установлены частью второй п.9 Инструкции о порядке формирования и ведения списка поставщиков (подрядчиков, исполнителей), временно не допускаемых к участию в процедурах государственных закупок, утвержденной постановлением МАРТ №92 от 29 декабря 2018 года. В частности, такими случаями являются предоставление лицами, включенными в список, информации и (или) документов, подтверждающих, что заказчиком (организатором) представлены в МАРТ недостоверные сведения, которые послужили основанием для включения в список. Либо при предоставлении копии решения суда о признании недействительным решение МАРТ о включении в список. В данном случае субъекты могут быть исключены досрочно, иных оснований законодательством не предусмотрено.
Учитывая нормы закона, в частности ст.49, договор государственной закупки направляется поставщику (подрядчику, исполнителю) для заключения заказчиком. В этой связи предполагаем, что вы должны прилагать к соответствующему письму в том числе пример заявления, о соответствии требованиям ст.16 закона. В случае его непоступления делается соответствующая пометка, что лицо отказалось предоставить такое заявление. Но только в случае, если это монополисты. О подобных случаях вы также можете информировать МАРТ для принятия к сведению данной информации и решения вопроса о непредоставлении подобных заявлений.
Законодательством не установлена обязанность заказчика либо организатора проверять достоверность сведений о наличии инвалидов в организации и какие-либо связанные с этим сведения. Заказчик проверяет справку, подписанную руководителем организации, в которой более 50% работников являются инвалидами, на соответствие требованиям постановления Совмина №395. То есть она должна быть датирована не позднее, чем за 5 рабочих дней до даты подачи предложения, должно быть указано общее число работников, число инвалидов, номера их удостоверений и сроки действия, представлен сертификат продукции собственного производства, выданный БелТПП. В данном случае вы проверяете только наличие данных сведений.
Законодательством о госзакупках предусмотрен исчерпывающий перечень требований, предъявляемых к участникам процедуры. Указанные вами в вопросе требования не предусмотрены нормативными правовыми актами, в том числе постановлениями Минздрава. Отмечу, что при формировании дополнительных требований к участникам процедур, которые установлены постановлением №395, Министерство здравоохранения могло внести соответствующее предложение, но не сделало этого. Таким образом, учитывая отсутствие лицензирования либо специальных нормативно-правовых актов того же Минздрава, регулирующих вопрос квалификации участников, оказывающих услуги по техническому обслуживанию и ремонту техники, сам регулятор считает, что подобные требования не нужны и не должны выставляться.
В соответствии п.1 ст.24 закона о государственных закупках договор заключается на условиях, которые были указаны в предложении участника, а также определены в результате торгов, если проводилась процедура в виде электронного аукциона. Никаких исключений не предусмотрено. Поэтому договор вы обязаны заключить на тех условиях, которые были. В последующем вправе его менять в тех случаях, которые предусмотрены в пп. 1.8 п.1 постановления №395 Совмина.
1. После создания центра и передачи ему полномочий по организации и проведению процедур госзакупок, а также по формированию годового плана госзакупок бюджетной организации, которая передает свои ассигнования центру, нет необходимости вносить изменения в годовой план государственных закупок, который был размещен на ЭТП. Вместе с тем центр размещает на ЭТП соответствующий годовой план госзакупок, сформированный на основании совокупной потребности бюджетных организаций, закупки которых он объединяет.
2. В соответствии с указом №475 центр выполняет полномочия заказчика. Следовательно, на него распространяются все права и обязанности заказчика, предусмотренные законом.
3. Установление обязательности проведения процедуры закупки из одного источника планируется с 1 января 2021 г. и только по пп.7 и 9 приложения к закону о госзакупках.
4. В случае, если на электронной торговой площадке был размещен запрос о предоставлении сведения для изучения конъюнктуры рынка в рамках проведения процедуры закупки из одного источника и поступил только один ответ на запрос от потенциального поставщика, то заказчик вправе заключить с ним договор. Вместе с тем заказчик может продолжить исследование рынка другими способами, указанными в постановлении МАРТ.
5. Постановление №395 допускает изменение цены договора в сторону уменьшения без изменения объема количества приобретаемых товаров, работ, услуг. Соответственно заказчик подписывает дополнительное соглашение с поставщиком на уменьшение цены.
Полагаем, что необходимо обращаться в органы госказначейства.