Конференция организована совместно с Министерством по налогам и сборам Беларуси при поддержке ООО "ЮрСпектр".
Декрет №3 "О предупреждении социального иждивенчества" был подписан 2 апреля 2015 года с целью стимулирования трудоспособных граждан к труду и предупреждения социального иждивенчества. Он устанавливает обязанность граждан Беларуси, постоянно проживающих в республике иностранных граждан и лиц без гражданства, не участвовавших в финансировании государственных расходов или участвовавших в нем менее 183 календарных дней в истекшем году, по уплате сбора в размере 20 базовых величин.
К настоящему времени извещения на уплату такого сбора за 2015 год получили десятки тысяч белорусов. При наличии права на освобождение от уплаты сбора граждане, в том числе и те, кто получил извещение, могут представить в налоговые органы подтверждающие документы. На практике во многих случаях налоговым органам приходится разбираться индивидуально.
Во время онлайн-конференции у пользователей сайта БЕЛТА была возможность задать волнующие их вопросы о порядке начисления и уплаты сбора на финансирование государственных расходов. На них ответил эксперт.
На данный момент извещения на уплату сбора на финансирование государственных расходов направлены более 70 тыс. граждан. От плательщиков сбора поступило более Br3 млн, в том числе Br1 млн - от лиц, самостоятельно уведомивших налоговые органы о своем неучастии в финансировании государственных расходов. В настоящее время продолжается работа по направлению извещений.
При этом около 15 тыс. граждан на данный момент доказали свое право на освобождение от уплаты сбора. Отмечу, что те граждане, которые получили извещение о необходимости уплаты сбора на финансирование госрасходов, имеют право предоставить документы и (или) пояснения, свидетельствующие об отсутствии у них обязанности по уплате сбора. Данные пояснения можно представить как лично в налоговый орган, так и направить по почте либо в электронном виде через электронный сервис "Электронное обращение" на сайте МНС.
При этом гражданам, которые работают, учатся или проживают за пределами Беларуси, для освобождения от уплаты сбора стоит самим позаботиться о предоставлении сведений, подтверждающих, что они фактически находились на территории Беларусь менее 183 дней в календарном году. Ведь налоговые органы не располагают информацией о фактическом времени нахождения человека за рубежом. Это могут быть как страны, с которыми есть пограничный контроль, так и страны, где его нет.
О том, какие документы могут являться подтверждением пребывания за пределами Беларуси, мы подробно рассказали, отвечая на предыдущие вопросы.
Подтверждение времени фактического нахождения физического лица на территории Беларуси производится на основании данных о въезде или выезде в или из республики. Учитывая отсутствие пограничного контроля между Беларусью и Россией, в налоговый орган можно представить любые другие документы, являющиеся основанием для определения места фактического нахождения гражданина в течение календарного года. Это копии документов, подтверждающих место жительства (при его наличии) на территории иностранного государства (копии договора купли-продажи, найма (поднайма) жилого помещения и другие); копии документов, подтверждающих получение на территории иностранного государства доходов по трудовым, гражданско-правовым договорам; копии иных документов, подтверждающих место фактического нахождения на территории иностранного государства (жительства, пребывания, работы, службы, учебы) в течение календарного года; копии иных документов, подтверждающих выезд из Беларуси и время пребывания на территории иностранного государства.
Если таких документов нет, то гражданин может предоставить подробное пояснение, свидетельствующее о том, что он действительно находится за границей. Это могут быть пояснения родственников, у которых он проживает, чтобы налоговый орган мог в случае необходимости проверить такие данные. Например, женщина уехала к гражданскому супругу в другую страну, живет у него, но при этом нигде не работает. В данном случае она не может предоставить какие-либо документы, но может предоставить письменное объяснение, которое должно быть подтверждено ее гражданским супругом. И этого будет достаточно.
В настоящее время граждане, получившие извещения, только начинают обращаться в налоговые органы, в связи с чем представить такую информацию не представляется возможным.
Случаев представления фиктивных документов на данный момент налоговыми органами не установлено.
В период участия в финансировании государственных расходов включается период получения пособия из средств республиканского бюджета, бюджета государственного внебюджетного фонда социальной защиты населения. Таким образом, период получения вами пособия по уходу за матерью - инвалидом I группы будет включаться в период участия в финансировании государственных расходов. Если в 2015 году вы не получали пособие и иным образом не участвовали в финансировании государственных расходов, то за 2015 год вы будете являться плательщиком сбора
Пунктом 11 декрета предусмотрено, что гражданин, получивший извещение, вправе представить документы и (или) пояснения, свидетельствующие об отсутствии у него обязанности по уплате сбора либо о неправильном исчислении сбора. Для подтверждения факта получения образования в дневной форме либо для подтверждения нахождения на территории иностранного государства более 183 дней вашему сыну необходимо предоставить документы и (или) пояснения, свидетельствующие об отсутствии у него обязанности по уплате сбора только за 2015 год.
Информация об обучении граждан в белорусских учреждениях образования представляется в налоговые органы в установленном порядке государственными органами республики в отношении учреждений образования, находящихся в их ведомственном подчинении, либо частными учреждениями образования. Соответственно, информацию о периоде обучения в 2015 году в иностранном учреждении образования может представить только сам гражданин или его представитель. При этом представляемые в налоговые органы документы, составленные на иностранном языке, должны сопровождаться переводом на белорусский или русский язык. Это предусмотрено Налоговым кодексом.
Граждане признаются плательщиками сбора на финансирование государственных расходов, если они не участвуют в финансировании таких расходов или участвуют менее 183 дней в налоговом периоде. То есть если ваш брат участвовал в финансировании государственных расходов менее 183 дней в 2015 году, то он будет являться плательщиком сбора.
Вместе с тем в соответствии с Налоговым кодексом местные Советы депутатов или по их поручению местные исполнительные и распорядительные органы имеют право освобождать от уплаты налогов отдельных плательщиков, исходя из их имущественного положения. Поэтому для освобождения от уплаты сбора на финансирование государственных расходов ваш брат вправе обратиться с соответствующим заявлением в местный исполнительный и распорядительный орган по месту жительства.
Согласно декрету №3 период получения образования в дневной форме включается в период участия в финансировании государственных расходов. Обучающие курсы - не включаются. Учитывая, что в течение 2015 года вы участвовали в финансировании государственных расходов менее 183 дней (181 день), то вы признаетесь плательщиком сбора за 2015 год.
Галине платить сбор не нужно. Она признается участвующей в финансировании государственных расходов, так как период работы по трудовому договору (контракту) и период воспитания в семье ребенка в возрасте до 7 лет относится к периоду участия в финансировании государственных расходов.
К периоду участия в финансировании государственных расходов относится период, в течение которого гражданин, зарегистрированный по месту жительства в сельском населенном пункте или поселке городского типа, вел личное подсобное хозяйство на земельном участке, предоставленном для ведения личного подсобного хозяйства. Так как автор вопроса зарегистрирован в городе Минске, а не в сельском населенном пункте либо поселке городского типа, то в 2015 году он не признается участвующим в финансировании государственных расходов. То есть он должен будет уплатить сбор.
Наличие банковского вклада не освобождает от уплаты сбора на финансирование государственных расходов.
Так как данный гражданин более 183 дней был зарегистрирован в качестве безработного, он освобождается от уплаты сбора на финансирование государственных расходов. Напомню: лица, которые 183 и более дней в календарном году были зарегистрированы в качестве безработных, не признаются плательщиками такого сбора.
Если гражданин работает по трудовому договору 183 и более календарных дней в течение налогового периода, то он не будет являться плательщиком сбора на финансирование госрасходов - независимо от размера ставки.