Планируется ли дальнейшая корректировка механизма государственной адресной социальной помощи (ГАСП)? Каковы перспективы социальной ренты? Сколько в Беларуси частных домов-интернатов? Каковы тарифы на социальные услуги, и планируется ли их повышать? Кому и на каких условиях предоставляются услуги сиделки? Какие проекты по соцобслуживанию пожилых людей и инвалидов реализуются в рамках государственного социального заказа? На эти и другие вопросы можно будет получить ответы во время онлайн-конференции на сайтах БЕЛТА и Минтруда и соцзащиты.
Проект реализуется одновременно на сайтах БЕЛТА и Минтруда и соцзащиты.
29 августа текущего года Президент подписал указ №322 о введении в Беларуси с 1 октября нынешнего года такой формы государственной поддержки, как безналичная жилищная субсидия (БЖС). Ее предоставят, если сумма платы за жилищно-коммунальные услуги по установленным нормативам потребления превышает 20% совокупного дохода семьи, проживающей в городе, и 15% совокупного дохода семьи, проживающей в сельской местности. Размер предоставляемой семье БЖС составляет положительную разницу между суммой ежемесячной платы за жилищно-коммунальные услуги и суммой, составляющей 20% и 15% совокупного дохода семьи горожан и сельчан.
При этом исключается норма о предоставлении жителям страны ежемесячного и единовременного социальных пособий на внесение платы за жилищно-коммунальные услуги.
Хочу подчеркнуть, что предоставление БЖС будет осуществляться на основе выявительного и заявительного принципов.
Решение об отказе принимается, если заявителем не представлены необходимые документы, не соблюдены требования к форме или содержанию заявления, а также если в органе по труду, занятости и соцзащите имеется решение районной комиссии о лишении семьи права на обращение за государственной адресной социальной помощью. Это регламентировано Положением о порядке предоставления государственной адресной социальной помощи.
Сможет, если у него есть медицинские показания и нет медицинских противопоказаний для полустационарного социального обслуживания (нужна медицинская справка о состоянии здоровья). К слову, перечень медицинских показаний и противопоказаний установлен постановлением Министерства труда и социальной защиты и Министерства здравоохранения от 10 января 2013 года №3/4.
Социальные услуги в форме полустационарного соцобслуживания оказываются нетрудоспособным людям, в том числе детям-инвалидам в возрасте до 18 лет, которые завершили освоение образовательной программы специального образования на уровне общего среднего образования для лиц с интеллектуальной недостаточностью.
Соцуслуги, предоставляемые государственными учреждениями соцобслуживания, включены в перечень социально значимых товаров (услуг), цены (тарифы) на которые регулируются облисполкомами и Мингорисполкомом.
Для обеспечения доступности соцобслуживания часовые тарифы на социальные услуги, входящие в перечень бесплатных и общедоступных, устанавливаются значительно ниже их себестоимости. Так, на 1 июля текущего года стоимость нормо-часа на социальные услуги была в Гродненской области 35 копеек, в Брестской области - 40 копеек, в Гомельской области - 45 копеек, в Минске - 48 копеек, в Витебской, Минской и Могилевской областях - 50 копеек.
Услуги сопровождаемого проживания оказывают бесплатно в пределах установленных норм и нормативов. Эти услуги - альтернатива традиционному обслуживанию в интернатном учреждении. Инвалиды ведут более самостоятельный образ жизни, а роль специалистов сводится только к сопровождению - к дозированной помощи в том объеме, в котором она необходима.
Лицам из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, соцработники оказывают содействие в социально-трудовой адаптации, расширении социальных связей, определении оптимальных путей организации самостоятельной жизни (за шесть месяцев текущего года такие услуги получили 2,3 тыс. человек). Специалисты помогают инвалидам в адаптации к условиям быта и трудовой деятельности, в подготовке к самостоятельной жизни вне стационарных учреждений и осуществляют дальнейшее их сопровождение. Например, услуги помощника по сопровождению для инвалидов I группы с нарушением опорно-двигательного аппарата и (или) по зрению в первом полугодии получили 283 человека; услуги ассистента для одиноких и одиноко проживающих инвалидов I и II группы с умственными нарушениями - 248 человек. Услугами переводчика жестового языка для инвалидов по слуху воспользовались 250 человек.
Следует отметить, что для оказания услуг сопровождаемого проживания в территориальных центрах социального обслуживания населения создаются соответствующие отделения (их уже 31).
Социальные услуги на дому оказывают без взимания платы одиноким нетрудоспособным гражданам, среднедушевой доход которых не превышает бюджет прожиточного минимума в среднем на душу населения (БПМ в настоящее время равняется Br175,50). Одиноким нетрудоспособным людям, среднедушевой доход которых не превышает 200% БПМ (Br351), надомные соцуслуги оказывают на условиях частичной оплаты (60% тарифа). Остальные получатели социальных услуг обслуживаются на условиях полной оплаты.
Услуги сиделки на условиях частичной оплаты оказываются малообеспеченным одиноким нетрудоспособным гражданам, утратившим способность к самообслуживанию и передвижению. Размер частичной оплаты составляет 60% тарифа на данную услугу. Остальным нетрудоспособным гражданам услуги сиделки оказываются на условиях полной оплаты.
За шесть месяцев текущего года услуги сиделки получили 789 граждан, полностью утративших способность к самообслуживанию и передвижению.
Действительно, в соответствии с указом от 19 января 2012 года №41 лицам, обучающимся в учреждениях образования в дневной форме получения образования на территории республики, ГАСП в виде ежемесячного социального пособия, как правило, предоставляется в составе семьи их родителей.
Исключение составляют получающие профессионально-техническое, среднее специальное и высшее образование в дневной форме получения образования на территории Беларуси, создавшие собственные семьи и (или) имеющие детей в возрасте до 18 лет. Они могут рассматриваться в качестве отдельной семьи и обращаться за предоставлением помощи в соответствующий орган по месту получения образования.
Обращение за этим пособием осуществляется путем подачи инвалидом I группы либо его законным представителем заявления установленного образца с приложением документов, необходимых для предоставления помощи, в орган по труду, занятости и социальной защите по месту регистрации инвалида I группы.
Полномочия законного представителя подтверждаются удостоверением опекуна (попечителя) либо доверенностью, удостоверенной в порядке, предусмотренном законодательством. При этом одним из обязательных реквизитов доверенности является указание на объем и характер полномочий, которыми наделяется представитель.
В рамках эксперимента в столице с одинокими минчанами, достигшими 70 лет, были заключены договоры ренты. В соответствии с ними получатели ренты - пожилые люди - передали принадлежащие им жилые помещения в собственность Минска, а плательщик ренты - Мингорисполком - осуществляет их пожизненное содержание с иждивением, в том числе как при проживании у себя дома, так и при проживании в Городском доме-интернате для ветеранов войны и труда "Свiтанак".
В столице сегодня продолжают действовать 20 договоров пожизненного содержания с иждивением, заключенных в ходе эксперимента.
Для установления единого порядка заключения местными исполнительными и распорядительными органами договоров ренты Министерством труда и соцзащиты разрабатывается проект постановления, предусматривающий оказание социальных услуг на основании договоров пожизненного содержания с иждивением во всех регионах республики.
Данная норма предусмотрена законопроектом "О внесении изменений и дополнений в Закон Республики Беларусь "О социальном обслуживании", разработка которого ведется в настоящее время.
Это позволит заключать трехсторонний договор, сторонами которого смогут выступать гражданин; лицо, взявшее на себя обязательство по оплате социальных услуг; организация, оказывающая социальные услуги.
Закрепление данной нормы значительно расширит перечень лиц (члены семьи обслуживаемого, плательщики ренты, юридические лица и др. заинтересованные), которые могут выступать в качестве субъектов правоотношений, возникающих при оказании социальных услуг на возмездной основе, и позволит установить их взаимные права, обязанности и ответственность.
Как я уже говорил ранее, сегодня в республике услугами сиделки пользуются 789 человек. Такие услуги предоставляют 508 сиделок.
Часовые тарифы на услуги сиделки устанавливаются облисполкомами и Минским горисполкомом и составляют от 35 копеек в Гродненской области до Br2 в Минске.