Новости Беларуси
Белорусское телеграфное агентство
Рубрики
Пресс-центр
Аналитика
Главная Пресс-центр Онлайн-конференция

Новации в соцобслуживании

Когда заработает в Беларуси государственный социальный заказ? Будет ли ужесточена ответственность взрослых трудоспособных детей за своих престарелых родителей? Сколько стоит услуга сиделки в центрах соцобслуживания населения и какова потребность в этих услугах? Каковы дальнейшие перспективы совершенствования системы ГАСП? На эти и другие вопросы можно получить ответы во время online конференции на сайтах БЕЛТА и Минтруда и соцзащиты с участием заместителя министра труда и социальной защиты Александра Румака. Вместе с ним в online диалоге участвуют начальник управления государственной социальной поддержки населения Анатолий Ражанец, начальник управления стационарных учреждений социального обслуживания и капитального строительства Мария Горбацевич, заместитель начальника управления государственной социальной поддержки населения - начальник отдела по делам инвалидов Рита Сушко, заместитель начальника управления народонаселения, гендерной и семейной политики Марина Артеменко, начальник отдела развития и координации социальной помощи и социального обслуживания управления государственной социальной поддержки населения Татьяна Федорова, начальник отдела по делам ветеранов и пожилых людей управления государственной социальной поддержки населения Светлана Ермакович.


Вопросы конференции

Васильева Светлана
Когда заработает в Беларуси государственный социальный заказ? Определен ли его механизм?
Механизм формирования и реализации государственного социального заказа определен постановлением Совета Министров Республики Беларусь от 26 декабря 2012 года №1219 "О некоторых вопросах государственного социального заказа". Практической реализации механизма государственного социального заказа должен предшествовать ряд мероприятий: мониторинг социально-демографической ситуации в регионе и выявление проблем в области социального обслуживания, решение которых возможно путем государственного социального заказа; определение пути финансирования государственного социального заказа и необходимых объемов финансирования; разработка соответствующих мероприятий государственных, отраслевых либо региональных программ и выбор исполнителей государственного социального заказа.

В текущем году местными исполнительными и распорядительными органами проводится необходимая подготовительная работа для практического внедрения, начиная с 2014 года, государственного социального заказа.

Марченко А.А.
Кого рассматривает Минтруда и соцзащиты в качестве потенциальных партнеров по госсоцзаказу?
Процедура формирования и реализации государственного социального заказа, включая выбор исполнителя, в соответствии с законодательством осуществляется местными Советами депутатов, местными исполнительными и распорядительными органами на основе мероприятий государственных, отраслевых и региональных программ.

Таким образом, Минтруда и соцзащиты напрямую не участвует в процессе определения потенциальных исполнителей государственного социального заказа. Вместе с тем  мы рассчитываем на активность Белорусского Общества Красного Креста, сестричеств православной и католической конфессий, общественных организаций.
Жирко В.В.
Здравствуйте, Александр Алексеевич! Как, по Вашей оценке, идет реализация эксперимента в Минске по внедрению новых форм социального обслуживания?
На протяжении 2012 года в рамках эксперимента заключено три договора пожизненного содержания с иждивением. В результате двое одиноких пожилых граждан проживают в переданных под выплату ренты жилых помещениях и обслуживаются работниками территориальных центров социального обслуживания населения. Еще один получатель ренты проживает и получает комплекс социальных услуг в ГУ «Городской дом-интернат для ветеранов войны и труда «Свiтанак». В настоящее время идет работа над заключением еще нескольких договоров.

Учитывая новизну предложенного пожилым гражданам механизма оказания социальных услуг, реализацию эксперимента можно оценить положительно. Окончательные выводы будут сделаны после его завершения – в 2016 году. Вместе с тем отмечу, что уже сейчас регионы проявляют интерес к вопросу внедрения рентных отношений в других областях.
Циманчик Наталья
Есть ли заинтересованность в регионах Беларуси во внедрении рентных отношений в соцобслуживании?
Механизм предоставления государственными учреждениями социального обслуживания социальных услуг одиноким пожилым гражданам на основании договоров пожизненного содержания с иждивением в настоящее время отрабатывается в ходе эксперимента в г. Минске. Результаты эксперимента будут оценены, в том числе и регионами, не участвующими в нем, после его завершения – в 2016 году.

Хоменко Дмитрий
Когда Беларусь присоединится к Конвенции о правах инвалидов? На каком этапе этот процесс? Какие страны СНГ уже присоединились к Конвенции?
Министерством труда и социальной защиты Республики Беларусь  разработан и согласован со всеми заинтересованными проект закона «О присоединении Республики Беларусь к Конвенции о правах инвалидов». По поручению правительства данный законопроект доработан с учетом замечаний Национального центра законодательства и правовых исследований Республики Беларусь, подготовлены дополнительные материалы. Проект закона планируется внести в правительство в текущем году.

Из государств - членов СНГ подписали и ратифицировали Конвенцию о правах инвалидов Армения, Азербайджан, Молдова, Россия, Украина. Туркменистан присоединился к Конвенции. Казахстан, Кыргызстан, Узбекистан подписали, но не ратифицировали ее.
Михайловская Оксана
Будет ли ужесточена ответственность взрослых трудоспособных детей за своих престарелых родителей? Если да, то каким образом?
Вопрос о повышении ответственности трудоспособных детей за своих нетрудоспособных родителей в настоящее время рассматривается. Планируется изменить условия предоставления социальных услуг, оказываемых территориальными центрами социального обслуживания населения  нетрудоспособным гражданам, которые имеют родственников, обязанных по закону заботиться о них. Государство в полном объеме будет заботиться об одиноких инвалидах и одиноких пожилых гражданах.  

Порядок помещения граждан в учреждения социального обслуживания, осуществляющие стационарное социальное обслуживание (дома-интернаты для престарелых и инвалидов, психоневрологические дома-интернаты для престарелых и инвалидов, дома-интернаты для детей-инвалидов, специальные дома-интернаты (отделения) для престарелых и инвалидов, специальные дома), определен Положением о порядке, особенностях и основаниях предоставления гражданам специальных жилых помещений государственного жилищного фонда в домах-интернатах для престарелых и инвалидов, домах-интернатах для детей-инвалидов, специальных домах для ветеранов, престарелых и инвалидов, утвержденным постановлением Совета Министров Республики Беларусь от 24 сентября 2008 года № 1408 «О мерах по реализации Указа Президента Республики Беларусь от 3 июня 2008 г. № 292»

В июне и декабре 2012 года внесен ряд изменений и дополнений в названное Положение, которыми, в частности, введен новый тип учреждения, осуществляющего стационарное социальное обслуживание, такой как дом-интернат (отделения) повышенной комфортности для престарелых и инвалидов, в котором гражданам жилые помещения будут предоставляться на платных условиях.

Кроме того, предусмотрено предоставление специального жилого помещения в домах-интернатах общего типа на платных условиях гражданам, которым в соответствии с законодательством предоставляются специальные жилые помещения государственного жилищного фонда в домах-интернатах для престарелых и инвалидов, не достигшим возраста 65 лет, за исключением инвалидов I и II группы; получающим пенсию из других государств в соответствии с международными договорами (соглашениями), заключенными Республикой Беларусь; гражданам, жилые помещения которых, принадлежащие им на праве собственности, были отчуждены по договорам дарения, купли-продажи в течение трех лет, предшествующих дню подачи заявления о предоставлении специального жилого помещения.

Что касается возмещения совершеннолетними детьми затрат на содержание своих родителей в домах-интернатах, то, в первую очередь, обязанности детей в отношении родителей закреплены в статье 100 Кодекса Республики Беларусь о браке и семье, согласно которой дети обязаны заботиться о родителях и оказывать им помощь. Содержание нетрудоспособных, нуждающихся в помощи родителей является обязанностью их совершеннолетних трудоспособных детей. Это также нашло отражение и в вышеуказанном Положении, где предусмотрено, что гражданам, имеющим совершеннолетних детей, супругов и родителей, не являющихся инвалидами I и II группы, не достигших возраста, дающего право на пенсию по возрасту на общих основаниях, либо других физических или юридических лиц, с которыми заключены договор ренты с предоставлением средств на содержание, договор пожизненного содержания с иждивением, специальные жилые помещения в домах-интернатах общего типа предоставляются на платных условиях. Тем самым предусматривается зависимость условий проживания от наличия у граждан, определяемых в интернатное учреждение, детей трудоспособного возраста и, соответственно, оказание детьми помощи по возмещению расходов на содержание своих родителей в таких учреждениях.
Загорская Мария
Сколько отделений круглосуточного пребывания для граждан пожилого возраста и инвалидов будет открыто в текущем году? Сколько их в настоящее время?
Отделения круглосуточного пребывания территориальных центров социального обслуживания населения создаются в соответствии с решениями местных исполнительных и распорядительных органов. По состоянию на 1 января 2013 года функционировало 58 таких отделений на 2034 места, из которых 4 на 119 мест открыты в прошлом году.
Маркина Жанна
Существует ли очередность на помещение в ОКП? Каковы условия оплаты услуг?
Очередности на поселение в отделения круглосуточного пребывания граждан пожилого возраста и инвалидов территориальных центров социального обслуживания населения в настоящее время нет. Размер платы за проживание в таких отделениях составляет 80% пенсии, получаемой нетрудоспособным гражданином.

В рамках проводимой в настоящее время работы по повышению ответственности трудоспособных детей за своих нетрудоспособных родителей рассматривается вопрос об изменении условий предоставления социальных услуг территориальными центрами социального обслуживания населения  нетрудоспособным гражданам, которые имеют родственников, обязанных по закону заботиться о них.
Лапицкий Михаил
Что представляет собой социальный патронат и получил ли он уже прописку в Беларуси?
Такая услуга предусмотрена законом «О социальном обслуживании», в соответствии с которым социальный патронат – это деятельность по сопровождению граждан, находящихся в трудной жизненной ситуации, направленная на ее преодоление, восстановление нормальной жизнедеятельности, мобилизацию и реализацию собственного потенциала граждан для личного и социального роста. Другими словами, это защитная покровительствующая система, которая устанавливается для предоставления различных видов социальной помощи и поддержания граждан (семей), а также контроля  за тем, как эти процессы протекают.

Социальный патронат рассчитан на семьи, которые испытывают кризис и неблагополучие и не могут самостоятельно решить свои проблемы и справиться с психологическими нагрузками. Для помощи каждой конкретной семье будут привлекаться различные специалисты, государственные органы и организации.

В рамках реализации закона принято постановление Совета Министров Республики Беларусь от 27 декабря 2012 года № 1218 «О некоторых вопросах оказания социальных услуг», которым  утвержден Перечень бесплатных и общедоступных социальных услуг государственных учреждений с нормами и нормативами обеспеченности граждан этими услугами. Определены виды социального патроната и периодичность его осуществления.

В разработанных Министерством труда и социальной защиты нормативных и правовых документах установлен порядок оказания социальных услуг, в том числе услуги  социального патроната, а также определена компетенция местных исполнительных и распорядительных органов по созданию патронатного совета для целей оказания такой услуги. В настоящее время документы проходят обязательную юридическую экспертизу в Министерстве юстиции.
Симончик В.В.
Внедряется ли в Беларуси сопровождаемое проживание и в чем оно заключается?
Ответ в пределах компетенции. Сопровождаемое проживание – это новый вид социальных услуг, вошедший в новую редакцию Закона Республики Беларусь "О социальном обслуживании". Услуги сопровождаемого проживания – это оказание содействия лицам из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, в социально-трудовой адаптации, расширении социальных связей, определении оптимальных путей организации самостоятельной жизни; инвалидам - в адаптации к условиям быта и трудовой деятельности, подготовке к самостоятельной жизни вне стационарных учреждений и дальнейшее их сопровождение.

Территориальными центрами социального обслуживания населения инвалидам будут оказываться следующие услуги: услуги помощника по сопровождению инвалида I группы с ограниченной способностью к передвижению; услуги ассистента инвалида I группы с особенностями психофизического развития (для одиноких и одиноко проживающих инвалидов); услуги переводчика жестового языка для инвалидов с нарушениями слуха. Для оказания таких услуг в территориальных центрах социального обслуживания населения планируется создавать соответствующие отделения.

В развитие вышеуказанного закона данная услуга закреплена в Перечне бесплатных и общедоступных социальных услуг государственных учреждений социального обслуживания с нормами и нормативами обеспеченности граждан этими услугами, утвержденном постановлением Совета Министров Республики Беларусь  от 27 декабря 2012 года № 1218 «О некоторых вопросах оказания социальных услуг».

Такая услуга уже внедрена в ГУСО «Богушевский дом-интернат для детей с особенностями психофизического развития» Витебской области, где при поддержке БОО «Мир без границ» в отдельно стоящих жилых домах проживают 10 молодых инвалидов, и их готовят к самостоятельной жизни, в ГУСО «Весновский дом-интернат для детей-инвалидов с особенностями психофизического развития» Могилевской области за счет Ирландской благотворительной организации создан дом самостоятельного проживания для 12 девочек, в ГУ «Городищенский дом-интернат для детей-инвалидов с особенностями психофизического развития» Брестской области 5 человек получают данную услугу.

Кроме этого, данная услуга уже предоставляется в трех психоневрологических домах-интернатах Брестской области (Телеханский, Коссовский, Жабчицкий), двух – Могилевской области (Быховский и Каменский) и ГУ «Психоневрологический дом-интернат для престарелых и инвалидов № 3 г. Минска».
Главной целью открытия таких домов является адаптация детей-инвалидов и молодых инвалидов к самостоятельной жизни.

Курлыпо Нина
Востребованы ли услуги няни семьями, воспитывающими детей-инвалидов? Что входит в перечень услуг, они платные или бесплатные?
Категории семей, которым предоставляются услуги по кратковременному уходу за малолетними детьми, расширены за счет семей, воспитывающих двойню, и семей с детьми-инвалидами. И в первую очередь это обусловлено спросом населения на такие услуги, ведь семьи с такими детьми, как правило, нуждаются в дополнительной помощи. А уже какова будет статистика востребованности таких услуг – покажет время.

В настоящее время нормативные и правовые документы, регламентирующие предоставление социальных услуг, проходят обязательную юридическую экспертизу в Министерстве юстиции.

Постановлением № 1218 предусмотрено предоставление услуг няни по оказанию помощи в уходе за ребенком-инвалидом в возрасте до 4 лет неполным семьям, воспитывающим ребенка-инвалида, и семьям, в которых воспитываются двое и более детей-инвалидов. Услуги няни указанным категориям предоставляются бесплатно в пределах 20 часов в неделю и включают в себя помощь в уходе за детьми вместе с одним из родителей (кормление, санитарно-гигиенические процедуры, прогулки и т.д). Кроме того, предусмотрено  кратковременное (в течение дня) освобождение родителей от ухода за ребенком,  в том числе за ребенком-инвалидом (до 4 часов в неделю). То есть на это время родители могут оставить детей под присмотром няни для решения семейно-бытовых вопросов.
Дарицкая М.М.
Сколько стоит услуга сиделки в центрах соцобслуживания населения? Какова потребность в этих услугах? Сколько человек в очереди на оказание услуги сиделки?
В текущем году услуги сиделки вошли в перечень бесплатных и общедоступных социальных услуг государственных учреждений социального обслуживания с нормами и нормативами обеспечения граждан этими услугами. В связи с этим они будут предоставляться по социально низким доступным ценам, которые в соответствии с законодательством устанавливаются облисполкомами и Минским горисполкомом.

В настоящее время стоимость нормо-часа на оказание социальных услуг, входящих в упомянутый перечень, составляет от Br1500 в Минской области до Br2950 в Брестской области.

В 2012 году 143 сиделки оказали помощь 286 человекам. При этом в Гомельской области такие услуги не предоставлялись.
К списку