Новости Беларуси
Белорусское телеграфное агентство
Рубрики
Пресс-центр
Аналитика
Главная Пресс-центр Онлайн-конференция

На защите конституционных ценностей

В 2008 году декретом Президента были расширены полномочия Конституционного суда с предоставлением ему права проверять конституционность законов, принятых Национальным собранием, до их подписания главой государства. Такими широкими полномочиями сегодня не обладает ни один конституционный суд в Европе. За прошедший год Конституционным судом проверено более 100 законов, принятых парламентом. Все законы признаны соответствующими Конституции. Это свидетельствует о том, что в законотворческом процессе используется системный подход, обеспечивается взаимодействие государственных органов по качественной подготовке законопроектов, законодатель проявляет должное уважение к Основному Закону. Вместе с тем Конституционный суд сформулировал в своих решениях около 30 правовых позиций, направленных на обеспечение правовой определенности, законности, равенства и справедливости с целью недопущения неконституционной правоприменительной практики. Каковы роль и место Конституционного суда в деле защиты конституционных ценностей? Какие вопросы в работе суда будут первостепенными в этом году? Будет ли в Беларуси создан институт уполномоченного по правам человека и какие шаги в этом направлении уже сделаны? Каков механизм обращения в суд граждан страны?

Вопросы конференции

Татьяна Салодкая
Расскажите о результатах работы Конституционного Суда за прошлый год.
За прошедший год Конституционный Суд в порядке обязательного предварительного контроля проверил конституционность 109 законов Республики Беларусь. Все они признаны соответствующими Конституции. В своих решениях Конституционный Суд сформулировал 30 правовых позиций с изложением выявленного конституционно-правового смысла отдельных норм данных законов. Правовые позиции адресованы законодателю и правоприменителям для обеспечения конституционности в нормотворчестве и при применении законов на практике.

Конституционный Суд принял 5 решений, направленных на устранение конституционно-правовых пробелов и коллизий в законодательстве. Устранение указанных недостатков правового регулирования на основании решений Конституционного Суда обеспечит конституционные принципы верховенства права, равенства всех перед законом, реализацию ряда конституционных норм.

В 2011 году Конституционным Судом рассмотрено 837 устных и письменных обращений граждан и организаций.

Кашталанов
Имеется ли в Конституции базис для развития и поддержки научно-технического прогресса в РБ? В частности, как ставится Конституция к клонированию. Как известно, в ряде западных стран уже запрещено проводить клонирование на законодательном уровне. Может ли в Беларуси сложиться ситуация так, что определенные научные разработки станут под угрозой запрета на основании Конституции?
Статьей 51 Конституции гарантируется свобода научного и технического творчества. Вместе с тем статьей 23 Конституции допускаются ограничения прав и свобод личности в случаях, предусмотренных законом, в интересах национальной безопасности, общественного порядка, защиты нравственности, здоровья населения, прав и свобод других лиц.

Проверяя в порядке обязательного контроля конституционность Закона «О вспомогательных репродуктивных технологиях», Конституционный Суд в своем решении от 28 декабря 2011 г. № Р-673/2011 отметил, что устанавливаемые законодателем ограничения в применении вспомогательных репродуктивных технологий направлены на охрану здоровья, защиту материнства, отцовства и согласуются с указанной статьей Конституции.

Эти ограничения оправданны, являются соразмерными и необходимыми для защиты такой конституционной ценности, как здоровье человека, а также материнства и отцовства. Они имеют не только личный, но и общественный интерес, что предполагает разумный баланс интересов человека и общества. По мнению Конституционного Суда, реализация репродуктивных прав, являющихся разновидностью личных прав человека, должна сопровождаться охраной репродуктивного здоровья и гарантироваться государством.
Геннадий Ж.
На встрече с главой государства в начале этого года Вы говорили о возможном возвращении в ближайшее время к вопросу создания института уполномоченного по правам человека. Можно ли уже говорить о каких-то конкретных шагах в этом направлении?
Правовое государство в целях обеспечения защиты прав и свобод должно иметь систему правовых институтов. К их числу относят и институт уполномоченного по правам человека (омбудсмена).

Конституционный Суд поддерживает идею введения уполномоченного по правам человека в Республике Беларусь.

Главная задача деятельности омбудсмена – охрана прав и свобод граждан, предложение мер по их беспрепятственной реализации и прекращению нарушений. Он действует наряду с иными формами контроля и надзора, дополняя существующие в государстве средства защиты прав и свобод человека.

В случае введения в Республике Беларусь омбудсмена и предоставления ему права обращаться в Конституционный Суд с запросами о проверке конституционности нормативных правовых актов будет расширен доступ граждан к конституционному правосудию.
Дещиц Ирина
Какие вопросы будут актуальными для Конституционного Суда в текущем году?
Конституционный Суд будет продолжать выполнять свою основную функцию обеспечения верховенства Конституции и ее непосредственного действия, утверждения конституционности в нормотворчестве и правоприменении.

Все принятые парламентом законы будут проверены на соответствие принципам и нормам Конституции. Все поступившие обращения от граждан и юридических лиц будут рассмотрены в пределах компетенции.
Ольга Савельевна
В законодательстве Республики Беларусь не предусмотрено право граждан на подачу индивидуальной конституционной жалобы. В каких иных формах граждане могут иметь доступ к конституционному правосудию?
Действительно, такого права граждане Республики Беларусь не имеют. В то же время граждане и организации осуществляют право на косвенный доступ к конституционному правосудию, на основании которого обращаются с инициативой о проверке конституционности акта в государственные органы или к должностному лицу, правомочным направить предложение в Конституционный Суд. К ним относятся Президент, палаты Парламента, Верховный и Высший Хозяйственный суды и Правительство.

Так, в 2011 году в уполномоченные органы поступило около 60 обращений граждан и организаций с предложением о проверке конституционности нормативных правовых актов.

Игорь Л.
В 2011 году принят новый Закон Республики Беларусь «Об обращениях граждан и юридических лиц». Повлек ли данный закон какие-либо изменения в порядке рассмотрения обращений граждан в Конституционном Суде?
Обращения уполномоченных государственных органов и должностных лиц с предложениями о проверке конституционности нормативных правовых актов подлежат рассмотрению в соответствии с законодательством о конституционном судопроизводстве. Закон «Об обращениях граждан и юридических лиц» не повлек каких-либо изменений в порядке работы с такими обращениями.

Что касается обращений граждан и юридических лиц, направляемых в Конституционный Суд, то мы в полной мере будем реализовывать все предусмотренные в нем новые положения.

Выявляя в ходе изучения поступивших обращений правовые пробелы и противоречия в законодательстве, Конституционный Суд в пределах своей компетенции принимает все меры для обеспечения более полной и эффективной реализации конституционных прав и законных интересов граждан и организаций.
Алюс Намай
Здравствуйте, г-н председатель. Расскажите, пожалуйста, про опыт контроля за картами поляка. Насколько я знаю, вы приняли решение в прошлом году по поводу карты поляка. Делитесь ли вы опытом с зарубежными коллегами? У нас в Литве есть ряд парламентариев, имеющих карту поляка, но Конституционный суд Литвы не принимает решение по этому поводу. Как ваше решение повлияло на национальные законы Беларуси?
В 2008 году на законодательном уровне Конституционному Суду были предоставлены полномочия излагать позицию о документах, принимаемых иностранными государствами и международными организациями, которые затрагивают интересы Республики Беларусь, в отношении соответствия этих документов общепризнанным принципам и нормам международного права.

По обращению Парламента Конституционный Суд 7 апреля 2011 года рассмотрел Закон Республики Польша «О Карте поляка» и признал, что отдельные положения Закона не соответствуют общепризнанным принципам и нормам международного права. На основании решения были внесены изменения в Закон «О государственной службе в Республике Беларусь», согласно которым государственный служащий не вправе получать от иностранных государств документы, которые предоставляют права на льготы и преимущества, в том числе в связи с национальной принадлежностью. Также в статье 7 Закона «Об общественных объединениях» был установлен запрет на деятельность объединений, которые содействуют предоставлению иностранными государствами гражданам Республики Беларусь таких льгот и преимуществ.
Игорь Завгородний
С какими вопросами чаще всего обращаются граждане страны в КС?
В 2011 году в Конституционный Суд поступило 837 обращений граждан и юридических лиц. Большая часть поступающих обращений (около 85%) связана с правоприменительной практикой судов и иных государственных органов в области жилищного, трудового, социального, гражданского, административного, уголовного законодательства.

Конституционным Судом принят ряд решений на основании обращений граждан и организаций, в которых ставятся вопросы о конституционно-правовых пробелах в нормативных правовых актах, о необходимости внесения в акты законодательства изменений и дополнений.
Андрей Бондарь
Какую позицию занимает Конституционный Суд в работе международных организаций и насколько активно участвует в их работе?
В прошлом году Конституционный Суд вступил во Всемирную конференцию по конституционному правосудию, Устав которой был принят в мае 2011 года. Конституционный Суд Республики Беларусь – один из учредителей с 1997 года Конференции органов конституционного контроля стран новой демократии, участниками которой являются конституционные суды стран СНГ. С сентября 1994 года Конституционный Суд является ассоциированным членом Конференции европейских конституционных судов.

В рамках указанных международных организаций происходит обмен опытом в сфере конституционного правосудия, проводятся конференции и семинары, в которых мы принимаем самое активное участие, постоянно обмениваемся нашими официальными изданиями, решениями, другими материалами.

Жанна Агурова
Применяет ли в своей деятельности Конституционный суд Конвенцию СНГ об основных правах и свобода человека? Почему так много уделяют внимания Европейской конвенции о правах человека, если есть международный документ, более отвечающий потребностям граждан Союзного государства и ЕврАзЭС?
Принимая решения, Конституционный Суд исходит прежде всего из норм Конституции. При этом Суд анализирует международно-правовые акты, принятые в сфере прав и свобод человека, в первую очередь на уровне ООН, такие как Всеобщая декларация прав человека, пакты 1966 года, Конвенция о правах ребенка и другие, а также учитывает положения Конвенции Совета Европы о защите прав человека и основных свобод 1950 года, Конвенции СНГ о правах и основных свободах человека 1995 года, других международных договоров. Например, в решении, принятом 16 февраля этого года по вопросу правового регулирования освобождения от уголовного наказания или замены наказания более мягким по заболеванию, Конституционный Суд учитывал положения ряда международно-правовых актов, включая европейскую Конвенцию и Конвенцию СНГ.
Матвей Гузов
Как Вы считаете, имеется ли смысл Беларуси входить в Совет Европы, потому что это позволит подавать жалобы против республики? Или все же этот разрекламированный Страсбургский Суд не так уж и эффективен, как про него пишут? Ведь даже Россия и то уже начинает разочаровываться в сделанном больше 10 лет назад решении. Может ли Конституционный Суд РБ стать реальной альтернативой Страсбургскому суду, и что для этого нужно сделать?
Европейский суд по правам человека (Страсбургский суд) был создан в соответствии с принятой в рамках Совета Европы Конвенцией о защите прав человека и основных свобод и действует уже более полувека. Это наднациональный орган, и его основная цель – обеспечить действие положений Конвенции.

В отличие от органов международного правосудия, конституционные суды в государствах призваны обеспечивать конституционность национального законодательства. Следует отметить, что положения Конституции Республики Беларусь основываются на международных стандартах прав и свобод человека. Конституционный Суд учитывает их при вынесении решений, а также в ряде случаев и доктринальные подходы Европейского суда по правам человека.
Александр Бобрик
Разделяете ли вы мнение председателя ЦИК Беларуси Лидии Ермошиной о том, что при отсутствии пропорциональной избирательной системы партии не развиваются? Созрело ли белорусское общество для реформирования избирательной системы? Эффективна ли мажоритарная система?

Сергей, Минск: Не сдерживает ли сегодня отсутствие в Беларуси пропорциональной системы выборов развитие гражданского общества, партий, объединений?
В соответствии с Конституцией главный источник государственной власти и носитель суверенитета Беларуси - народ, который осуществляет власть непосредственно и через соответствующие представительные и иные органы. В Конституции также закреплено, что демократия в Беларуси осуществляется на многообразии политических институтов, идеологий и мнений. Исходя из этих положений у нас формируется государственная власть и развивается демократия. Естественно, с развитием демократии возникает необходимость совершенствования форм участия народа в осуществлении власти в государстве. Заявление председателя ЦИК Лидии Михайловны Ермошиной о том, что надо совершенствовать избирательную систему, основывается на конституционных положениях, о которых я сказал.
К списку