Ольга Евсеенко, Мозырь
Что в понимании профильного министра означает понятие "культура"? Какие направления в белорусской культуре сегодня требуют первоочередного внимания?
Культура - это все то, что создано человеком и человечеством. Для меня как министра культуры Беларуси в первую очередь это сфера художественной культуры, белорусского искусства во всех его проявлениях, музейное и библиотечное дело, народное творчество, художественные ремесла и т.д., а также подготовка специалистов в сфере культуры, развитие материально-технической базы учреждений культуры, строительство новых объектов, реконструкция старых, бережное отношение к историко-культурному наследию Беларуси. Первоочередного внимания, в особенности в связи с поручениями главы государства, сегодня требуют: поддержание патриотической линии в белорусской культуре, создание условий для развития ее традиционных и современных направлений. Для решения этих задач, помимо открытия Музея истории Великой Отечественной войны, нужно принять меры по возрождению уникальных белорусских ремесел и создать на их базе современную сувенирную индустрию, наполнить новым содержанием международные фестивали, превратив их в законодателей творческой моды на пространстве СНГ, решить вопрос создания арт-центра современного искусства в Минске с учетом мирового опыта и провести на его базе в 2014 году масштабную выставку, которая станет частью культурной программы хоккейного чемпионата. А что касается моих субъективных предпочтений в культуре, то для меня приоритетом является сама культура.
Корр. БЕЛТА
Одним из приоритетных направлений работы ведомства является реализация госпрограммы "Замки Беларуси" на 2012-2018 годы. В прошлом году работы велись на 19 объектах, в этом список увеличился на три единицы. Какие объекты добавили в список в 2013-м, и каков план проведения восстановительных работ? Сколько средств будет затрачено на реализацию программы в этом году? И можно ли на сегодня говорить о туристической окупаемости объектов?
В 2013 году в рамках выполнения мероприятий госпрограммы "Замки Беларуси" запланированы работы на 22 объектах. Один из вновь начинаемых объектов – фрагменты замка в г.Быхове Могилевской области. В Министерстве культуры рассмотрена и согласована документация по объекту "Реконструкция с реставрацией двух башен и консервацией фрагментов замка в г.Быхове (памятника архитектуры XVII века)". В настоящее время выполняются работы подготовительного периода, начаты реставрационно-восстановительные работы, финансирование ведется за счет средств республиканского и местного бюджетов.
В Брестской области начаты работы по реставрации восточного корпуса дворцового комплекса в г.п.Ружаны. В 2013 году будут выполняться работы по усилению фундаментов и реставрации фасадов восточного корпуса, финансируются они за счет средств местного бюджета.
Работы по консервации остатков стены замка Вишневецких в пос.Тельман Брагинского района были запланированы в прошлом году, но из-за отсутствия спонсорских средств перенесены на 2013 год.
Кроме этого, запланировано благоустройство территорий трех новых объектов археологии: в д.Жабер Дрогичинского района, д.Кривляны Жабинковского района, д.Лысково Пружанского района, которые не требуют значительных финансовых затрат.
Всего на реализацию намеченных в 2013 году мероприятий потребуется Br35,7 млрд. за счет всех источников финансирования.
Выполнение работ по реставрации и консервации объектов наследия не является завершающим этапом – необходимо провести благоустройство территорий, обустроить площадки для транспорта, создать объекты общепита. Это повышает привлекательность историко-культурных ценностей, и в зависимости от количества посетителей можно судить об окупаемости объектов. К примеру, замки в Мире и Несвиже посещают соответственно 300 тыс. и 500 тыс. человек в год, что позволяет говорить о рентабельности этих музейных комплексов.
Корр. БЕЛТА
В 2013 году Минкультуры Беларуси выявило нарушение на всех проверенных объектах историко-культурного наследия. В основном, в каких случаях происходят нарушения? Как решается эта проблема? Планируется ли усилить охрану объектов историко-культурного наследия?
Проверки исполнения собственниками историко-культурных ценностей требований законодательства в сфере охраны историко-культурного наследия Министерство культуры осуществляет на основании указа от 16.10.2009 № 510 "О совершенствовании контрольной (надзорной) деятельности в Республике Беларусь".
В 2010 году Министерством культуры проведено 22 проверки, в 2011-м - 49, в 2012-м - 20, в первом полугодии текущего года - 9.
Как и раньше, выявляется неисполнение особых положений законодательства об охране наследия. Наиболее распространенные нарушения законодательства - отсутствие учетных документов; проведение работ на объектах без разрешения Министерства культуры; отсутствие охранных досок; отсутствие у собственника историко-культурной ценности охранного обязательства; отсутствие разработанных охранных зон; непринятие своевременных мер по предупреждению ухудшения технического состояния объектов наследия.
По итогам проверок составляются акты и оформляются требования Министерства культуры по устранению выявленных нарушений, которые направляются собственникам историко-культурных ценностей, а также местным исполнительным и распорядительным органам для осуществления контроля и принятия мер по исполнению.
Во исполнение пункта 2 постановления Совета Министров от 30.11.2012 № 1105 "Об утверждении перечня мероприятий технического (технологического, поверочного) характера" Министерством культуры разработана Инструкция о порядке осуществления осмотра недвижимых объектов историко-культурного наследия.
Основной целью осмотра является оценка исполнения собственниками (владельцами) недвижимых объектов наследия или собственниками земельных участков, на которых размещены памятники археологии, требований законодательства в сфере охраны историко-культурного наследия.
Исходя из положений указа №510 функции осуществления проверок до июля 2012 года были возложены только на Министерство культуры. В соответствии с указом № 510 в редакции от 26.07.2012 местные исполнительные и распорядительные органы могут также осуществлять контроль за исполнением законодательства в области охраны наследия.
Привлечение специалистов местных органов управления к проведению проверок позволяет более качественно обеспечить контроль за состоянием и использованием объектов наследия, повысить оперативность в решении возникающих вопросов.
Антон С., Гродно
Археологи жалуются на низкий уровень проведения реставрации, в частности, на отсутствие школы специалистов. Как может быть решена данная проблема в краткосрочной и долгосрочной перспективе?
Подготовкой специалистов архитекторов-реставраторов в Беларуси занимается архитектурный факультет Белорусского национального технического университета (БНТУ). За 2010 и 2011 год БНТУ выпустил всего 30 специалистов этого профиля (по 15 человек в год).
С учетом отсутствия в белорусских проектных организациях ежегодной потребности в таком количестве архитекторов-реставраторов в настоящее время прекращен набор на архитектурный факультет БНТУ по данной специальности.
В учреждениях, обеспечивающих получение среднего специального образования, специалистов по реставрационным работам выпускает Брестский государственный политехнический колледж (специальность 2-70 02 01-01 "Промышленное и гражданское строительство", специализация 2-70 02 01-01 33 "Реконструкция и реставрация зданий и памятников архитектуры", квалификация "Техник-строитель"). Ежегодная потребность в таких специалистах составляет 25 человек, что подтверждается заявками от организаций-заказчиков кадров. Эти заявки полностью удовлетворяются учреждением образования. Около 7% выпускников трудятся в организациях, занимающихся реставрационной деятельностью.
Академия искусств выпускает художников-реставраторов, государственный университет культуры – реставраторов предметов прикладного искусства, которые направляются в музейные учреждения.
На сегодняшний день в двух основных предприятиях реставрации - ОАО "Белреставрация" и ОАО "Брестреставрация" - работают архитекторы, конструкторы, рабочие специалисты, имеющие опыт, высокие навыки, с их участием выполнены и проводятся работы на важнейших объектах страны: замки в Мире, Несвиже, Коссово, дворцы в Кричеве, Ружанах, Большой театр оперы и балета, Театр им.Я.Купалы и др.
Антон С., Гродно
Одна из проблем восстановительных работ - отсутствие реставрационных материалов, в результате используются обычные кирпичи, камни, цемент и т.д., и вместо реставрации мы получаем очередной новодел. Какова позиция Минкультуры по этому вопросу?
Министерство культуры совместно с Министерством архитектуры и строительства прорабатывает вопрос о выпуске кирпича, черепицы и других строительных материалов, которые по своим параметрам и характеристикам могут быть использованы в целях воссоздания исторического облика объектов наследия. Минстройархитектуры анализирует возможности белорусских заводов по выпуску керамических изделий с учетом технологического оборудования, мощностей и наличия месторождений глины. Министерством культуры было направлено обращение Обольскому керамическому заводу с предложением проработать возможность изготовления большемерного керамического полнотелого кирпича, соответствующего по своим техническим характеристикам клинкеру. Использование кирпича позволит осуществить перевязку создаваемой кладки с аутентичным материалом стен историко-культурных ценностей, достичь высокого уровня реставрационного производства и передать исторические особенности строительного искусства.
Вместе с тем в Беларуси, как и в других странах, в реставрационной практике применяются и современные материалы, которые по своим техническим характеристикам не могут причинить вреда историко-культурным ценностям. В частности, важным для применяемых материалов является их паропроницаемость, санирующие свойства, гидрофобность, что создает условия для сохранения объектов наследия. Основным в применяемых материалах является их соответствие историческим объектам. Все материалы и у нас, и за рубежом являются современными.
Илья Т. , Минск
По мнению некоторых экспертов, сфера культуры в Беларуси слишком зарегулирована. Чтобы создать условия для свободного культурного развития, творческой независимости, необходимо ограничить регулятивные функции государства. А как Вы считаете?
Начну с того, что согласно закону "О культуре в Республике Беларусь" к основным целям государственной политики в области культуры относится, в том числе, и "установление гарантий свободы художественного творчества и другой творческой деятельности". При этом подчеркну, что сложившаяся в стране система финансирования культуры является прежде всего государственной. То есть государство фактически выступает главным спонсором в сфере культуры. В Беларуси сфера культуры является одним из приоритетных направлений государственной политики, а культура и искусство пользуются всемерной поддержкой государства.
С учетом того, что роль культуры становится определяющей в процессе влияния на государственное строительство и конкурентоспособность страны, государство должно и имеет полное право четко выстраивать принципы государственного управления в сфере культуры, в том числе и на законодательном уровне.
Другой вопрос, что процесс формирования законодательства о культуре свидетельствует о многогранности и очевидной сложности отношений в этой сфере. Сейчас белорусское законодательство в сфере культуры состоит из положений более чем 800 нормативных правовых актов различной юридической силы. Это свидетельствует, с одной стороны, о насыщенности, многообразии законодательства о культуре, а с другой – о его определенной громоздкости.
Поэтому главным направлением работы мне видится совершенствование законодательства в сфере культуры путем его систематизации, а точнее, кодификации.
Безусловно, вопросы создания условий для свободного культурного развития будут также развиты в Кодексе Республики Беларусь о культуре, проект которого сейчас находится в стадии активного общественного обсуждения.
Корр. БЕЛТА
В 2013 году планируется внести дополнения в "Закон о народном творчестве, промыслах и ремеслах" и "Закон о библиотечном деле". О каких изменениях идет речь, и когда планируется принять законопроект?
Изменения, внесенные в Закон Республики Беларусь "Аб народным мастацтве, народных промыслах (рамёствах) у Рэспублiцы Беларусь", приняты Палатой представителей Национального собрания 17 апреля 2013 года, одобрены Советом Республики 3 мая и вступили в силу 3 июня 2013 года.
Изменения внесены с целью совершенствования правового регулирования общественных отношений в сфере народного искусства, народных промыслов (ремесел). В частности, усовершенствованы нормы определения государственной политики и государственной поддержки в сфере народного искусства, народных промыслов (ремесел). Изменения основываются на том, что государство ответственно за сохранение историко-культурного наследия и содействует развитию культуры.
В соответствии с пунктом 3 статьи 1 закона "Аб народным мастацтве, народных промыслах (рамёствах) у Рэспублiцы Беларусь" государственная политика в сфере народного искусства, народных промыслов (ремесел) обеспечивается, в том числе, путем проведения мероприятий в сфере народного искусства, народных промыслов (ремесел) в рамках реализации государственных программ сохранения и развития культуры; создания условий для возрождения и развития традиционных народных промыслов и ремесел, поощрения культурной деятельности физических и юридических лиц в сфере народного искусства, народных промыслов и ремесел.
В пункте 4 статьи 1 определено, что государственная поддержка народного искусства, народных промыслов и ремесел осуществляется за счет средств республиканского и (или) местных бюджетов в рамках реализации государственных программ сохранения и развития культуры, средств специальных фондов Президента Беларуси.
В соответствии с законом государственная поддержка должна в полной мере содействовать развитию народного искусства, народных промыслов (ремесел) в целях реализации конституционного права каждого на участие в культурной жизни.
Редакцией закона вносятся изменения, согласно которым государство содействует развитию материальной базы для деятельности мастеров народных промыслов и ремесел, организаций народных промыслов и ремесел и индивидуальных предпринимателей. Таким образом, предусматриваются одинаковые государственные гарантии деятельности в сфере народного искусства, народных промыслов и ремесел независимо от организационно-правовой формы ее осуществления – через создание организации (юридического лица) или в качестве индивидуального предпринимателя.
Марина, Минск
Скажите, что Вы думаете о переводе на самоокупаемость (полную или частичную) Купаловского театра? По-вашему, это возможно?
Национальный академический театр имени Янки Купалы является ведущим драматическим театральным коллективом в Беларуси, имеющим 93-летнию творческую и общественно-политическую историю, связанную с ключевыми фигурами белорусской истории и культуры. Сегодняшний Купаловский театр – это культурный символ белорусского государства, широко известный далеко за пределами республики, выполняющий важнейшую функцию по сохранению национальных культурных традиций, языка, формированию общественного мнения, ценностных ориентиров, повышению интеллектуального потенциала общества, социальной активности.
Государственная поддержка театра с 2011 года осуществляется с применением нормативного принципа финансирования в соответствии с указом от 3 сентября 2010 г. № 457. Он предполагает, прежде всего, использование норматива финансового обеспечения. Применение этого норматива заключается в установлении театру норматива бюджетных средств на спектакль. Кроме того, государственная поддержка предусматривает выделение субсидий на создание новых и обновление действующих театральных постановок и проведение гастролей, а также целевое бюджетное финансирование расходов на приобретение оборудования и проведение текущего и капитального ремонта. Финансирование театра, осуществляемое в соответствии с указом № 457, является основным видом государственной поддержки. Удельный вес бюджетного финансирования в общей сумме доходов театра за 2012 год составил 79%.
Чтобы выйти на самоокупаемость при имеющимся количестве мест в зале, театр должен продавать билеты по Br600 тыс. (в настоящее время билет в Театр стоит от Br40 тыс. до Br150 тыс.). Но при таком повышении цен зрители просто перестанут его посещать.
С 2014 года театр планирует реализовать комплекс мероприятий по увеличению собственных доходов, что позволит снизить удельный вес бюджетного финансирования с 79% в 2012 году до 65% в 2016 году.
Отмечу, что во всем мире ведущие репертуарные театры частично финансируются из государственного бюджета. В Германии, например, государственное финансирование театров составляет от 33% до 80%. Ведущий театральный коллектив Франции драматический театр "Комеди Франсез" субсидируется государством на 80%. В Украине государство выделяет стационарным репертуарным театрам 70-80% бюджетных средств от общих расходов. В Молдове театры национального значения получают от государства дотации в размере 80%.
Купаловский театр, как и другие организации культуры, с 2011 года пользуется льготами по НДС, налогу на прибыль, земельному налогу, налогу на недвижимость. Однако эти льготы составляют весьма незначительную сумму (например, в 2011 году – всего Br708,6 млн.) и не смогут компенсировать потерю бюджетного финансирования.
Антон Кожуховский, Минск
Уважаемый Борис Владимирович! Как Вы можете прокомментировать появившиеся недавно в Интернете публикации, связанные с рядом уголовных дел в отношении известных деятелей культуры?
Разумеется, сами по себе интернет-публикации еще не являются поводом для официальных комментариев. Могу только сказать, что, исходя из принципа презумпции невиновности любого физического или юридического лица, выводы можно делать только после решения судебных инстанций. Предъявление конкретных обвинений и проведение следственного процесса относится, согласно законодательству, к компетенции соответствующих органов.
Корр. БЕЛТА
Президент в послании к белорусскому народу поручил в сжатые сроки создать арт-центр актуального искусства и провести в 2014 году масштабную выставку, которая станет частью хоккейного чемпионата. Какая работа проводится в этом направлении? Когда планируется открыть арт-центр? Что станет основным компонентом выставки? Кто примет в ней участие? Какую функцию будет выполнять арт-центр после проведения ЧМ по хоккею?
В настоящее время готовится необходимый пакет документов для передачи Минкультуры одного из неиспользуемых производственных зданий в центре г.Минска для создания арт-центра современного искусства, В настоящее время готовится необходимый пакет документов для передачи Минкультуры одного из неиспользуемых производственных зданий в центре г.Минска для создания арт-центра современного искусства, который разместится по улице Кульман, 1. На его базе в 2014 году планируется провести выставку современного искусства в рамках культурной программы чемпионата мира по хоккею.
Определенная работа по подготовке выставки уже ведется. Тематика ее очевидна, она определена общей темой такого крупного мероприятия, как чемпионат, и будет демонстрировать лучшие достижения в области изобразительного искусства. Ожидаем, что в выставке примут участие как маститые известные белорусские художники, так и современные молодые, не только из Минска, но и из всей республики.
Создание арт-центра приведет к появлению в нашей стране уникального учреждения, основной и первоочередной задачей которого будет являться формирование качественного экспозиционного пространства, в котором будет проходить демонстрация достижений современных белорусских художников; площадки для организации и проведения театрально-зрелищных и музыкальных проектов; интеллектуального поля для встреч творческой интеллигенции.
Вячеслав Гушкин, Минск
Какие культурные мероприятия ожидают участников и гостей ЧМ по хоккею в 2014 году?
В настоящее время Министерство культуры ведет активную работу по разработке культурной программы для представителей международной федерации хоккея, болельщиков и туристов на период проведения чемпионата мира по хоккею с шайбой 2014 года. Основными мероприятиями станут церемонии торжественного открытия и закрытия чемпионата. В рамках культурной программы планируются также интересные творческие проекты: ART-MINSK, "Ночь музеев", фестиваль "Огонь танца", Республиканский фестиваль-ярмарка ремесел "Вясновы букет" и пр.), показ лучших фильмов киностудии "Беларусьфильм" и спектаклей в театрах столицы, познавательные и увлекательные экскурсии в музеях республики с организацией выезда туристов - по г.Минску, в Брестскую крепость-герой, замковый комплекс "Мир", музей-заповедник "Несвиж", Гомельский дворцово-парковый ансамбль, мемориальные комплексы "Хатынь" и "Курган славы". Конечно, будут концертные программы на открытых площадках и многое другое.
Корр. БЕЛТА
20-21 июня в Минске проходило XXVIII заседание Совета по культурному сотрудничеству стран СНГ. Какие предложения по развитию межгосударственного взаимодействия внесла белорусская сторона? На Ваш взгляд, какие направления деятельности смогли бы придать новый импульс развитию культурного взаимодействия? Каким аспектам культурного сотрудничества Беларуси необходимо уделить большее внимание?
В ходе заседания, в котором приняли участие представители 8 государств-участников СНГ, достигнута договоренность о ежегодном обмене информацией в электронном виде о проводимых в государствах-участниках СНГ мероприятиях в сфере культуры, а также размещении подобной информации на Интернет-портале СНГ с целью улучшения координации совместной работы по различным направлениям культурного сотрудничества.
На совете был одобрен проект Положения о базовой организации государств-участников СНГ по направлению "музейное дело", внесенный на рассмотрение Министерством культуры Беларуси. Суть данного положения заключается в объявлении Несвижского дворцово-замкового комплекса своеобразной платформой для реализации музейных проектов не только в Беларуси, но и в рамках СНГ. Этот факт, безусловно, свидетельствует о признании высокого уровня развития музейного дела в нашей стране.
Кроме того, в ходе заседания обсуждались вопросы создания киноальманаха "Ровесники содружества", координатором которого является Национальная киностудия "Беларусьфильм". В настоящее время прорабатывается вопрос об источнике финансирования проекта. Конкурсный отбор синопсисов для киноальманаха может состояться в рамках одного из международных кинофестивалей, проводимых на территории государств-участников СНГ.
Интересным проектом государств СНГ может стать Международная выставка ART EXPO, на которой будут представлены лучшие достижения стран Содружества в области культуры и искусства. Пилотный проект стартует в Армении в сентябре 2013 года. Не исключено, что в 2015 году он может быть реализован в Беларуси.
Одной из задач Министерства культуры в настоящее время является решение вопроса о создании арт-центра актуального искусства в Минске с учетом мирового опыта, на базе которого возможно в будущем проведение подобной выставки.
Перепечатка метериалов запрещена без письменного разрешения агентства.