- Как изменился рынок интернет-торговли за последние годы?
Ирина Наркевич: Мы заинтересованы в развитии интернет-торговли, а также в том, чтобы она была прозрачной, защищались права потребителей, меньше было нареканий, жалоб, чтобы граждане больше доверяли этой сфере. О том, что государство создает все условия для этого, свидетельствует стремительное развитие такой формы торговли.
Еще в 2006 году в республике было зарегистрировано всего 380 интернет-магазинов. Но с выходом указа главы государства №60, который ввел обязательную регистрацию интернет-магазинов в торговом реестре, ситуация начала меняться. К 2010 году таких субъектов торговли стало уже 3,3 тыс. Существенное влияние оказало принятие в этом году закона "О государственном регулировании торговли и общественного питания в Республике Беларусь", которым было введено дополнительное регулирование интернет-торговли. .
Минторг как регулятор заинтересован, чтобы интернет-торговля развивалась не только в столице, но и в регионах. И если на 1 января 2013 года 74,8% всех интернет-магазинов было зарегистрировано в Минске, то теперь происходит перераспределение, нарастает активность в регионах, и доля столицы снизилась до 69,7%.
Товарооборот интернет-магазинов с 2009 года вырос более чем в 45 раз и достиг по итогам 2013 года Br3,154 трлн. По сравнению с 2012 годом рост составил 1,6 раза.
Сергей Вайнилович: В целом участники рынка стали серьезнее относиться к бизнесу в Интернете. Еще 8-10 лет назад никто даже не расценивал интернет-торговлю как конкурента традиционной рознице, а сегодня все крупные сети считают необходимостью иметь интернет-ресурс.
Ранее считалось, что интернет-торговля работает только в столице. А сегодня каждая уважающая себя компания, неважно, где она зарегистрирована, должна иметь возможность доставки товара в любую точку страны, а возможно, и за ее пределы. Например, у нашей компании более половины покупок совершается за пределами города Минска.
Ольга Потатурко: Ежегодно мы проводим независимое исследование рынка электроники и бытовой техники. В частности, изучаем, как изменяются предпочтения потребителей, чтобы правильно выстраивать бизнес. По данным исследования, в 2013 году количество людей, которые совершают покупки в интернет-магазинах, в том числе сложнотехнических приборов, выросло в Беларуси на 6-10%. Это очень высокий показатель. Большинство покупок по-прежнему совершается в Минске, но и в регионах уже есть города, которые очень активно развивают интернет-торговлю.
В целом больше покупают молодые люди, самая высокая активность в сегментах с 18 до 24 и с 25 до 35 лет. При этом за последний год наметилась интересная тенденция: больше стали покупать в Интернете и люди старшего возраста - до 55 лет. Мужчины (в процентном соотношении) ведут себя более активно, чем женщины. Это связано со спецификой той группы товаров, по которой проводились исследования. Основные предпочтения стандартны: ищут выгодную цену, широкий ассортимент, специальные акции и предложения.
Сергей Вайнилович: Благодаря проникновению Интернета в регионы растет доля покупателей старшего возраста (60 лет и старше). И это радует, так как именно такой потребитель имеет более требовательный подход, а значит, заставляет отрасль развиваться. Если молодежь привлекает возможность сэкономить, купить товар по более выгодной цене, то люди среднего и старшего возраста ценят комфорт и простоту покупки.
Справочно:
В Беларуси в торговле занято около 60 тыс. субъектов малого бизнеса. Из них 25-30% осуществляют свою деятельность в интернет-пространстве.
ПОДУШКА БЕЗОПАСНОСТИ ДЛЯ ПОТРЕБИТЕЛЯ
- В последние годы принят целый комплекс законодательных мер, чтобы обеспечить цивилизованные условия интернет-торговли, вывести из тени недобросовестных субъектов хозяйствования и обеспечить защиту прав потребителей. Насколько они изменили ситуацию, о каких предрассудках белорусам уже пора забыть?
Ирина Наркевич: В первую очередь мы добились того, чтобы интернет-магазины выдавали документы по оплате товара. Еще в 2009 году было очень много жалоб граждан на отсутствие таких документов. Впрочем, и сами граждане не всегда их требовали у продавцов. Много было других нарушений прав потребителей. Тогда нашей задачей было воспитать грамотного потребителя, и многое удалось сделать.
Сергей Вайнилович: Безусловно, потребитель поменялся, стал более грамотным и разборчивым, что, в свою очередь, определяет и развитие отрасли. Все привыкли к тому, что нужно требовать от продавца чек, что расчет в белорусских рублях - это уже норма, а не исключение.
Ирина Наркевич: Законодательно закреплена обязанность интернет-магазина предоставить покупателю возможность рассчитаться дистанционно - с помощью электронных денег, пластиковой карты, через инфокиоск и т.д. Ведь когда оплата идет дистанционно, остается след от этих оплат и документ, увеличивается доля безналичных расчетов. Сейчас такой формой оплаты пользуется уже 40% покупателей. Это очень важная и большая победа для нас.
Также закон закрепил обязанность для всех интернет-магазинов иметь кассовые аппараты, ведь около 60% людей оплачивают покупки в Интернете наличными.
Справочно:
Осуществляя покупки в интернет-магазинах, около 60% покупателей предпочитают рассчитываться наличными деньгами, 12% - банковской карточкой, 8% - с помощью почтового банковского перевода , 7% - через систему интернет-банкинга, 4% - электронными деньгами.
Николай Потеев: На наш взгляд, норма, обязывающая интернет-магазины предоставлять потребителям право оплатить покупку безналом, будет способствовать выводу из тени этих расчетов. К слову, сейчас прорабатывается проект указа о том, чтобы ограничить размер наличных расчетов, в том числе в интернет-торговле. Планируется разрешить оплату наличными до 1000 базовых величин, свыше - только в безналичном порядке.
Кроме того, планируется постепенное введение к 2015-2016 годам системы контроля кассовых аппаратов. Будет фиксироваться процесс передачи денежных средств, принятых с использованием кассовых аппаратов, оператору. Это сделает невозможными всяческие злоупотребления, которыми грешат недобросовестные плательщики, изменяя, откручивая кассовые аппараты.
Ирина Наркевич: С 22 июля 2014 года вступил в силу закон "О государственном регулировании торговли и общественного питания в Республике Беларусь". Думаю, что добросовестные участники рынка согласны с теми позициями, которые ввел регулятор вместе с контрольно-надзорными органами.
Так, ранее недобросовестный продавец мог обмануть несколько десятков клиентов и затем сменить название магазина. Покупатели не знали, к кому обратиться, а интернет-площадка, где такой недобросовестный продавец торговал, ничем не могла помочь. Поэтому мы обязали собственников интернет-площадок брать на себя ответственность за тех, с кем они заключили договоры. Они должны не только по требованию покупателя предоставить сведения о продавце, но и зафиксировать обращение покупателя, передать его продавцу и обеспечить соблюдение последним прав покупателя.
Также в соответствии с новым законодательством интернет-площадка вправе расторгнуть договор аренды с интернет-магазином, если в течение 12 месяцев не менее двух раз от контролирующих органов поступало сообщение о нарушении этим интернет-магазином законодательства о торговле или защите прав потребителей. Если одна интернет-площадка расторгнет договор с недобросовестным продавцом, вторая, третья, то ему придется начать работать честно или уйти.
- Как работается участникам рынка в новых условиях?
Сергей Вайнилович: Интернет-бизнес повзрослел: серьезные магазины, которые хотят быть лидерами и развиваться, понимают важность ориентированности на клиента и соблюдения законодательства о защите прав потребителей. Сегодня большинство интернет-магазинов выдают чеки, оформляют платежи, договоры потребительского кредита, обеспечивают дистанционные расчеты и т.д. Интернет-торговля действительно развивается, причем в правильном направлении.
Ольга Потатурко: Все усилия, которые предпринимают Министерство торговли и Нацбанк по увеличению доли безналичных расчетов, регулированию и раз витию сферы интернет-торговли, безусловно, приводят к определенным результатам.
Большой бизнес как никто другой старается своевременно реагировать на новое законодательство. Тем самым мы вносим в работу рынка больше порядка, так как большие сети - это флагманы, и то, что предпринимают и делают они, вынуждены повторять другие игроки, которые хотят иметь продажи на этом рынке. Если в больших интернет-магазинах предоставляются специальные условия, их много и они разнообразные, то к этому же тянется и весь рынок.
Что касается иностранных интернет-магазинов, то дополнительные затраты и риски, связанные с такими покупками, делают их невыгодными. В случае приобретения некачественного товара сложно будет отстоять свои права как потребителя, к тому же утрачивается право на гарантийное обслуживание. Поэтому мы агитируем покупать в зоне BY, где все понятно и прозрачно.
- Упор на какие группы товаров делают предприниматели? Какие перспективные ниши, на ваш взгляд, сегодня относительно свободны, а где, наоборот, отмечается жесткая конкуренция?
Ирина Наркевич: В интернет-продажах пока лидируют электро-, теле- и радиотовары. Активно развиваются продажи строительных материалов, мебели и автозапчастей. Перспективные направления – одежда, книги, семена и другая садоводческая продукция.
Сергей Вайнилович: Если брать за основу такое понятие, как средний чек выручки, то в доле валовой выручки бытовая техника и электроника, безусловно, находится на первом месте.
Мы постоянно анализируем, какие товары будем продавать через полгода, год. По нашим оценкам, это будут дорогие и еще не распространенные категории. Поэтому мы направлены на группы товаров, где высокий средний чек и есть свободные ниши: активно развиваем такие направления, как спортивные товары, товары для дома, мебель и товары для сада. Например, на белорусском интернет-рынке пока нет серьезных торговых сетей по спорттоварам. И у тех, кто живет за пределами Минска, практически отсутствует возможность купить, допустим, велодорожку, так как это связано с целым рядом проблем: нужно приехать в Минск, купить, погрузить в собственный автомобиль и т.д. Сейчас мы развиваем доставку по регионам. И это перспективно, потому что при наличии высокого среднего чека гораздо проще справляться с затратами на логистику.
- Насколько активно белорусские производители пользуются возможностями интернет-торговли?
Ирина Наркевич: Если 10 лет назад нам приходилось убеждать белорусских производителей в необходимости создавать свои сайты, продвигать товары в Интернете, то сейчас во Всемирной сети представлены практически все изготовители. Другое дело, что есть ведущие и те, кто еще раскачивается. Поэтому нужно подтолкнуть отечественных производителей к развитию интернет-торговли.
При этом необязательно, чтобы у каждого изготовителя был собственный интернет-магазин. К примеру, передовое предприятие "Атлант" работает не только самостоятельно, но и сотрудничает с субъектами предпринимательской деятельности по франшизе.
- Стационарные магазины в соответствии с законом "О государственном регулировании торговли и общественного питания в Республике Беларусь" обязали предлагать определенный ассортимент товаров, в том числе предстоит увеличить на прилавках долю товаров отечественного производства. Планируется ли распространить эту норму на интернет-магазины?
Ирина Наркевич: Когда интернет-торговля только начинала развиваться, в ассортиментном перечне, предусматривающем обязательное наличие в интернет-магазинах товаров белорусского производства, не было необходимости. Сейчас в интернете работает множество объектов. Так почему бы не поставить отечественный товар на полки интернет-магазинов? Вопрос о разработке перечня следует досконально проработать и обсудить с представителями бизнес-сообщества.
Сергей Вайнилович: Широкий ассортимент является основным двигателем интернет-торговли. У обычных магазинов нет технической возможности представить такой выбор холодильников и других электротоваров, как у интернет-магазинов. Мы, как любой другой субъект торговли, заинтересованы в том товаре, который нужен потребителям, поэтому у нас представлены все производители, которые востребованы рынком и заинтересованы в дополнительном канале продаж.
С удовольствием могу сказать, что в Беларуси таких производств хватает. Кроме упомянутого "Атланта", есть не менее популярная техника компании "Гефест" (у нас представлен практически весь ассортиментный ряд компании). Активно работаем с "Горизонтом", белорусскими производителями мебели и матрасов.
Андрей Ладошкин: Никаких проблем приобрести технику "Атлант" в широком ассортименте в Интернете сейчас нет. Мы сотрудничаем со всеми крупными интернет-площадками, причем успешно работаем и с 21vek.by, и с "5 элементом". В том числе развиваем проекты, которые позволяют продавать в Интернете именно ту технику, которая представлена в наших салонах-магазинах.
Если возникнут какие-то проблемы по гарантии, этим будет заниматься производитель. Потребитель может обратиться как в торговлю, так и к производителю. Сейчас в любом населенном пункте есть сервис. Поэтому никаких проблем, в частности по соблюдению закона о защите прав потребителей, с отечественной техникой не возникает.
Чтобы оставаться конкурентоспособными, мы ведем постоянную работу с объектами торговли, учитываем запросы потребителей на товары, которые пользуются спросом. На основе полученной информации вносим изменения в товарный ряд.