Вадим Михайлович, как мы знаем, бизнес-школа "Магна Карта Оксфорд" готовит образовательную программу "Спортивный менеджмент". Что она включает в себя? Как известно, в Беларуси огромная поддержка спорту оказывается на уровне государства. Есть ли реальная необходимость в том, чтобы развивать маркетинг в спорте?
Такая необходимость есть. Что касается программы "Спортивный менеджмент", она сейчас готовится. Ее запуск планируется 1 сентября. Программа охватывает не только маркетинг в области спорта, но и различные аспекты управления спортом. Например, управление игроком - членом команды, командой как коллективом игроков и как организацией, управление брендом команды, маркетинг команды как представителя вида спорта и как представителя отдельно взятой страны.
Программа рассчитана на людей, заинтересованных в спорте, в частности, на тренерский состав, который хочет повысить уровень квалификации. На первом этапе мы планируем запустить специализацию в области самбо, а также смежных видов, таких как дзюдо и греко-римская борьба. Второй блок будет разработан для управления в области футбола, так называемый Football management. Также надеюсь, что в ближайшие годы поработаем с хоккеем на льду и другими видами спорта, актуальными, как минимум, для стран бывшего СССР и для государств азиатского региона.
Дмитрий Валерьевич, хотелось бы от Вас как от практика услышать: для чего нужны спортивные менеджеры в области профессионального спорта? Достаточно ли для спортивного менеджера быть умелым бизнесменом с железной хваткой и острым чутьем или этого в современном мире уже мало, и необходим целый комплекс специализированных знаний, например в области управления, экономики, юриспруденции, психологии, пиара и имиджмейкинга? Дмитрий Максимов: Отмечу, что процесс спортивного администрирования активно развивается. Но, к сожалению, нужно признать, что данные процессы в большей степени относятся к медийным, денежным видам спорта, таким как футбол, хоккей в Канаде и баскетбол в Америке. То есть существуют конкретные виды спорта, в которых спортивный менеджмент развит достаточно успешно и функционирует очень хорошо. Но это лишь малая часть из общей спортивной массы.
Есть множество видов спорта, где механизмы спортивного администрирования практически не востребованы. Объясню почему. Например, считается, что самбо менее смотрибельно, чем футбол. Хотя футболом, на заре его становления, занимались только в Великобритании, но затем он вышел на мировую арену. Благодаря чему состоялась подобная экспансия? Видимо, благодаря грамотному продвижению "продукта" на международном спортивном рынке. На самом деле, существуют механизмы по развитию любого товара. Благодаря работе грамотных управленцев сейчас такие виды спорта, как футбол, теннис, хоккей и баскетбол, успешно прогрессируют.
Задача образовательных программ, вузов состоит в том, чтобы готовить менеджеров в области администрирования не просто в футболе или хоккее, а именно в спорте. Уверен, для каждого вида спорта существуют особые механизмы администрирования, тем не менее есть и общий практикум.
Если говорить о специализации, применимой к отдельному виду спорта, то здесь необходимо учитывать управленческий и спортивный опыт. Было бы хорошо, чтобы такое образование получали бывшие спортсмены. Эти люди понимают закономерности развития спортивной деятельности. Зачастую юрист или экономист не способен до конца увидеть ситуацию, в то время как спортсмену во многом не хватает знаний, чтобы выйти за границы своего поля деятельности. Задача специализированного профессионального образования − снабдить менеджера полным пакетом знаний, как в области администрирования, экономики, юриспруденции, так и в избранном виде спорта.
Поэтому думаю, что программы бизнес-школы "Магна Карта Оксфорд" своевременны и, безусловно, будут востребованы.
Дмитрий Валерьевич, современные звезды в спорте - это, на Ваш взгляд, преимущественно результат выдающихся физических достижений самих спортсменов или за этим все-таки кроется грамотная "раскрутка" персон спортивного Олимпа?Дмитрий Максимов: Выдающийся результат в спорте − это результат деятельности целой команды, тренерского коллектива, помноженный на трудолюбие спортсмена плюс везение. Спортсмен, наделенный талантами и способностями, заряженный мотивацией, способен показать результат. Но зачастую достижение не равно узнаваемости спортсмена. Выдающий результат – это одно, а его узнаваемость − итог действия других технологий, которые выходят за рамки спортивного администрирования и больше относятся к мультимедиа. Это не такая большая проблема, но тем не менее... Люди порой не знают своих героев, даже находясь совсем рядом с ними.
Вадим Титов: Я хотел бы обозначить такую проблему, как вопрос адаптации спортсменов после карьеры. Ведь известно, что лишь некоторые из них, уходя из спорта, остаются в этой сфере. Многие пробуют себя в других направлениях. А спортивная жизнь очень сильно отличается от обычной.
Наличие образовательных программ, содержащих необходимые знания, позволяющие безболезненно менять спортивную карьеру на другую профессию, поможет бывшим спортсменам обрести себя в этой новой жизни, а возможно - стать еще более успешными.
Знаю, что многие спортсмены стали хорошими предпринимателями, работниками и руководителями отделов по управлению персоналом. Во многом это связано с психологией, поскольку коллектив – это та же команда, пусть и не спортивного профиля. Многие бывшие спортсмены находят себя и в финансовой сфере. Одним словом, они становятся менеджерами различных уровней.
Преимущество онлайн-обучения очевидно. Люди могут узнавать новое удобным для них способом с использованием различных имеющихся технологий.
Правительство и государство должны поддерживать и вдохновлять людей с ограниченными возможностями, домохозяек и пенсионеров развиваться, учиться, используя онлайн-платформы.