Новости Беларуси
Белорусское телеграфное агентство
Рубрики
Пресс-центр
Аналитика
Главная Пресс-центр Онлайн-конференция

Как улучшить подготовку водителей?

Тема безопасности дорожного движения всегда на слуху. Автошкол в Беларуси много, права получить может практически каждый. В то же время все чаще слышны разговоры о безбашенности водителей, общество потрясают новости о страшных авариях на дорогах. Как повысить мастерство и, главное, ответственность водителей? Какие новые подходы к обучению вождению назрели сегодня? Какие требования следует предъявлять к автошколам? Нужно ли проводить психологическое тестирование будущих водителей? Как усовершенствовать систему сдачи экзаменов в ГАИ? На эти и другие вопросы ответят наши эксперты: заместитель директора УП "Белтехосмотр" Михаил Свистун, заместитель председателя центрального совета ДОСААФ – начальник отдела идеологической и организационной работы Владимир Сероштан и старший инспектор УГАИ МВД Беларуси Станислав Соловей.



Вопросы конференции

Фокин Алексей, Минск
Как вы оцениваете качество подготовки водителей на сегодняшний день? Достаточно ли у нас автошкол, и все ли они могут качественно подготовить будущего водителя?
Сегодня в целом качество обучения водителей можно назвать удовлетворительным. Те организации, которые в свое время на низком уровне готовили водителей, с этого рынка ушли. Если смотреть по количеству учебных организаций в Беларуси, то их достаточно, может быть, даже в некоторых регионах их число избыточное. Это в первую очередь касается Минска.

В целом по республике на 1 октября было 515 учебных организаций, которые охватывали все города и районы республики. На сегодняшний день только в одном районе - это Шумилинский Витебской области - отсутствуют учебные организации. Но данный вопрос решается. Я думаю, что с помощью центрального совета ДОСААФ там в ближайшее время откроется филиал Витебской автомобильной школы. Шесть лет назад у нас было таких около 17 районов, сегодня - только один.


По городу Минску у нас 74 организации. Возможно, они испытывают сегодня какой-то дискомфорт, потому что упал набор. Он упал в первую очередь по той причине, что школ в пределах города стало очень много. Поэтому в ближайшее время мы рассматриваем вопрос об ужесточении требований к подходам обучения. Во всяком случае, говорить об ажиотаже, который был три года назад, когда у нас записывались на подготовку за полгода, сейчас нельзя. Запись идет за одну-две недели. 

Владимир Сероштан:

От качества подготовки водителей во многом зависит безопасность на дорогах. На наш взгляд, вопрос подготовки водителей в республике следует пересмотреть и четко определить, кто должен их готовить. По мнению руководства ДОСААФ, этим должны заниматься исключительно компетентные организации соответствующего уровня, имеющие профессиональные кадры и необходимую учебно-материальную базу. Сегодня водителей готовят ДОСААФ, Минтранс, Минобразования и частные автошколы. Причем, частных автошкол становится все больше. Мы считаем, что с тем уровнем подготовки, который существует в этих школах, и, главное, с их учебно-материальной базой, таких организаций не должно быть столь много.

Если проанализировать статистику (процент сдачи экзамена в ГАИ с первого раза, безаварийность вождения молодых водителей), мы увидим, что в основном опасность представляют именно те, кто прошел обучение в частной школе. Почему? Частная школа сегодня - это буквально несколько автомобилей. У них, как правило, нет своих учебных помещений, автодрома - они их арендуют. И если в ДОСААФ деньги, полученные в качестве платы за обучение, идут на совершенствование автодромов, приобретение новых автомобилей, интерактивных досок, телевизоров, компьютеров, патриотическое воспитание молодежи, развитие авиационных и технических видов спорта, то частник не вкладывает деньги в развитие, он просто использует эти деньги в личных целях. К тому же эти маленькие частные фирмы, в которых работают по 5-6 человек, находятся на упрощенной системе налогообложения.

И если мы говорим о конкуренции по привлечению людей на обучение в автошколы, то это должна быть конкуренция на равных условиях. Пусть наши конкуренты точно так же создают свою учебно-материальную базу, имеют свои автодромы. Мы готовы к конкуренции с теми, кто, как и мы, действительно серьезно подходит к этому процессу. В остальных мы видим не конкурентов, а тех, кто пытается на вопросе подготовки водителей получить только личную выгоду.

Сегодня ДОСААФ готовит почти 40% водителей в Беларуси. Только за прошлый год мы подготовили около 58 тыс. человек. ДОСААФ - единственная организация в стране, которой доверена подготовка водителей для силовых структур - задача непростая и ответственная. Специалистов, которые могут подготовить водителей такого уровня, научить людей водить грузовые автомобили, у наших конкурентов попросту нет.

В последнее время мы заметили тенденцию по увеличению количества молодых девушек, которые приходят учиться, чтобы получить водительское удостоверение. Сегодня в республике 60-70% обучаемых - это девушки. А у них выше требования к автошколам. Они хотят учиться на иномарке, и чтобы машина была новая, компактная, легкая в управлении. Мы все это учитываем. Поэтому за три последних года автошколы ДОСААФ на 80% обновили автопарк, стараются оборудовать автодромы вблизи мест теоретического обучения. 90% наших обучаемых занимаются на персональных компьютерах, в некоторых школах предусмотрен прокат ноутбуков для тех, кто дома не имеет компьютера. Сдача ПДД сегодня полностью компьютеризирована.
Фокин Алексей, Минск
По вашему мнению, какие принципиальные изменения должны произойти в системе обучения водителей, чтобы из автошколы они выходили более подготовленными к реальным условиям? Нужно ли увеличить количество часов на вождение?
Программы обучения вождению прошли испытание временем, и мы не видим необходимости их коренного изменения. Можно сократить теорию, увеличить практику, но это приведет к дополнительным расходам, в том числе на бензин. Между тем и сегодня многие сетуют на высокий уровень платы за обучение.

Мы должны понимать, что сегодня около 70% тех, кто приходит учиться в автошколы, уже сидели за рулем. Чаще всего родители начинают их понемногу учить еще с 13-14 лет, несмотря на то, что это не оговорено законом. И мы не можем этот факт игнорировать. Такие люди приходят учиться более подготовленными.

К тому же все люди разные: кому-то быстрее дается теория, кому-то нужно меньше занятий, чтобы освоить практику. Это приводит нас к необходимости дифференцировать обучение в автошколах. У нас уже существует практика, когда по совету мастера или личному желанию курсанта предоставляются дополнительные часы для обучения практическому вождению автомобиля.



Cовременная молодежь более продвинутая, она быстрее учится. И подготовка водителей не может быть в застывшем состоянии. Мы должны учитывать все новинки научно-технического прогресса и особенности интеллектуального развития молодежи. С учетом этого мы должны иметь дифференцированные программы для разных групп подготовки. Мы к этому придем, потому что жизнь не стоит на месте.

Михаил Свистун:

Минимальная норма установлена, это выполнение программ. Даже есть такое понятие, как минимальное оборудование учебных классов и автодрома. Больше часов на вождение можно отвести, если есть желание у курсанта или же мастер пришел к выводу, что данный курсант не готов к сдаче экзаменов ГАИ.

По нормативным документам каждый мастер и преподаватель официально письменно докладывает руководителю, что группа готова к сдаче экзаменов, он за это расписывается. И если потом оказывается, что в ГАИ 95% курсантов не сдают экзамен с первого раза, значит, нужно спрашивать с мастера, который их подготовил. Возможно, необходимо материальное стимулирование мастеров за успешную сдачу. Многие школы это используют, если конкурсанты успешно и хорошо сдают экзамен в ГАИ.

По поводу дополнительных часов, хочу сказать, что официальная стоимость дополнительного часа обучения, например, в Центральном автомобильном учебном комбинате Br44 тыс., на "черном" рынке данная стоимость доходит до Br140-150 тыс. Допустим мы увеличим программу, например, на 10 часов, это к стоимости обучения прибавится еще Br1,5 млн. Мы должны учитывать и возможности наших граждан.

Количество часов пока увеличиваться не будет, но однозначно будет дифференцированный подход. Возможно, мы разработаем минимальный и максимальный уровень.

Владимир С.
Планируется ли в программы подготовки водителей включить обучение вождению в зимних условиях и поведению хотя бы в самых типичных экстремальных ситуациях (неожиданное появление пешехода на дороге, опасный маневр другого автомобиля и др.)?
У нас когда-то было несколько часов обучения вождению в условиях скользкого дорожного покрытия, но мы это убрали из программ, потому что этот курс показал свою неэффективность, ведь за то количество часов, которое отводится на первоначальное обучение водителя, невозможно научить этому. Но у нас есть программы повышения квалификации, которые предусматривают обучение вождению в различных дорожных и погодных условиях. Там в основном идет автодромная подготовка, то есть отрабатываются различные элементы вождения для конкретной ситуации.

Если водители видят, что им необходима такая подготовка, у нас уже есть одна учебная организация в Минске, которая занимается повышением квалификации по данным направлениям. Изъявили желание - пройдите такую подготовку, но учить водителя экстремальному вождению, который еще не имеет навыков, с точки зрения учебного процесса неприемлемо. Это должно быть в рамках повышения квалификации.
Фокин Алексей, Минск
Станислав Иванович, исходя из статистики дорожно-транспортных происшествий, можно ли нарисовать портрет типичного нарушителя ПДД - пол, возраст, стаж вождения, класс автомобиля, социальный статус и др.? Справедливо ли бытующее мнение, что наибольшее количество ДТП совершают именно молодые водители?
По картинке нарушителя ПДД - это, в принципе, молодой водитель. Имеется в виду и стаж в месяц или два, и молодой возраст - лет 20-25, до 30 лет. Есть молодые водители, которые в 45 лет удостоверение получили, это уже другая категория, более спокойная в плане нарушений ПДД. Стаж вождения многих нарушителей - и год, и два, и три, когда не наработан еще большой опыт вождения, но водитель чувствует себя асом за рулем. Он осознает, что проехал, может быть, какие-то 10 тыс.км за рулем, что на самом деле крайне мало для того, чтобы набраться мастерства и опыта. Такие вот молодые водители начинают чувствовать себя уверенно. Конечно же, большинство из них - это молодые мужчины.

Что касается класса автомобиля, совершающего нарушения - это в среднем иномарки 5-10-15 лет. То есть это уже поездившая иномарка.

Если говорить о социальном статусе, то это сложно, потому что среди молодых водителей есть и городские жители, и не только. Это касается и тех, кто достаточно успешен и желает привлечь внимание девушек. В принципе, от статуса поведение не зависит.

Калтыгина Анна
В своеобразных рейтингах ГАИ нередко можно встретить школы, в которых процент неудовлетворительной сдачи составляет 94,5%. Не проще ли отзывать лицензию у таких школ? Вывести какой-то минимум, и если автошкола не способна обеспечить обучение на определенном уровне, то она лишается права преподавать?
При процедуре сертификации автошкол, безусловно, учитывается процент неудовлетворительной сдачи экзаменов с первого раза. Если руководство автошколы не согласно с рейтинговой оценкой, оно вправе самостоятельно провести соответствующий анализ, но голословно утверждать о недостоверности рейтинга - это пустая трата сил.

Можно не сдать экзамен с первого раза, учитывая волнение, другие факторы, но непонятна ситуация, при которой всего лишь два-три человека из группы в 30 человек справляются с этой задачей. Это свидетельствует о низком уровне подготовки. Поэтому надо разбираться в учебном процессе, какие есть недоработки и кто конкретно виноват - мастер или преподаватель. Порой вместо 40 часов практического вождения по факту предоставляется 20 часов. При изучении теории преподаватели зачастую просто раздают билеты, не утруждаясь объяснениями.
Фокин Алексей, Минск
Недавние исследования показали, что 30% людей просто не способны нормально ездить, как бы их ни учили. В Германии будущие водители проходят психологическое тестирование - и уже на этом этапе отсеиваются те, кто в дальнейшем может неадекватно вести себя на дороге. Будет ли вводиться такая практика к Беларуси?
Я считаю, что в медицинском плане при подготовке водителей у нас все слишком упрощено. Общие анализы сдал, прошелся по врачам - и все. Но если мы будем допускать к рулю людей неуравновешенных, психически нездоровых, то мы от этого положительных моментов иметь не будем. Поэтому при подготовке водителей нужно проводить серьезное психологическое тестирование и по его результатам допускать или не допускать человека к обучению. Но по нашим законам любой человек имеет право учиться и получить водительское удостоверение. Исключение составляют только те, кто состоит на учете в психоневрологическом диспансере. Поэтому нужно хорошо продумать, каким образом это можно сделать. И в первую очередь свое слово должны сказать медики.

У нас нет системы медицинского отбора в подготовке водителей. Нужно ее налаживать, создавать. По аналогии с той, которая действует при отборе призывников для службы в Вооруженных Силах. Мы готовы принять в этом участие, поделиться своими наблюдениями и предложениями.

В первую очередь считаю необходимым разработать специальные тесты и вводить их при допуске к учебе для получения водительского удостоверения. Кроме того, в программе обучения нужен дополнительный курс психологической подготовки курсанта, в том числе к различным непредвиденным ситуациям на дороге. Важно и необходимо ввести также курс культуры поведения на дорогах.

Станислав Соловей

В Беларуси, прежде чем получить водительское удостоверение, человек обязан пройти медицинскую комиссию, в результате которой выдается справка - заключение врачей о том, может ли человек управлять автомобилем. Многие из претендентов просто не получают справки о годности для вождения и не допускаются к обучению в автошколе. Другой вопрос, если человек не способен выучить ПДД или дорожные знаки. В этом случае он не допускается к сдаче экзамена, а следовательно и к управлению автомобилем.

Михаил Свистун

Мы проводили тестирование совместно с учебно-методическим центром Белорусского государственного университета проблем человека. По специально разработанной программе человек проходит проверку до и после обучения в автошколе. Было установлено, что один человек из ста действительно не может быть водителем, хотя у него имеется медицинское заключение о допуске к вождению.

Что касается заграницы, то в странах ЕС подобное тестирование носит необязательный характер и проводится по желанию гражданина. В Беларуси человек также по собственному желанию может пройти тест в учебно-методическом центре БГУ, а также дополнительную программу адаптации, которая поможет выявить основные ошибки при вождении автомобиля и выдать конкретные рекомендации. Например, о том, что водителю стоит воздержаться от управления автомобилем в ночное время суток или во время интенсивного движения на дорогах и т.д. То есть по результату тестирования человек не отсеивается, а ему разрешается управлять автомобилем, но с определенными ограничениями.

На сегодня этот вопрос достаточно спорный, и мы планируем проработать его совместно с Министерством здравоохранения и выдать конкретные рекомендации.

Алексей Степанович
Я водитель с большим стажем. Подрастает сын, и я хочу научить его вождению, чтобы потом ему было проще сдать на права. Как я могу это сделать (где, в какое время), чтобы не мешать окружающим и не нарушать ПДД? Таких, как я, много. Будут ли пересматриваться правила в этой части?
Мы должны учитывать, что тот, кто готовится таким образом, может неплохо освоить определенный набор навыков, но что-либо важное может и ускользнуть в ходе такого домашнего обучения. Что-то будет упущено, и впоследствии может повлиять на безопасность на дорогах. Но такое обучение допустимо - на закрытых площадках вполне можно самостоятельно с опытным водителем отрабатывать какие-либо навыки вождения, это разрешено. При этом не должно создаваться никаких помех дорожному движению. Что касается правил дорожного движения, то никаких изменений пока не планируется.
Людмила
Почему во время обучения практическому вождению не разрешают ездить по маршрутам ГАИ? На экзамене в совершенно новой дорожной ситуации абсолютное большинство новичков теряются.
Умение водить автомобиль заключается в объективной оценке водителем дорожной ситуации независимо от места нахождения. Тренироваться на маршруте, на котором предстоит сдавать экзамен - это то же самое, что отвечать на вопросы теоретического экзамена по заранее известному билету.

Если ученик не готов к удовлетворительному управлению автомобилем во время сдачи практического экзамена, то он просто не получит водительское удостоверение, так как потенциально может создать аварийную ситуацию.
Михаил
Во многих странах мира водительское удостоверение можно получить уже в 16 лет, в других машину можно водить только с 21 года. Будут ли в Беларуси пересматриваться правила в отношении возраста, в котором разрешено садиться за руль автомобиля, в ту или иную сторону?
18 лет - самый оптимальный возраст, на наш взгляд. Школьники оканчивают обучение, кто-то идет работать, кто-то - продолжает обучение. Если позволить получать права в школе - возникнет много вопросов этического характера, а также вопрос, касающийся безопасности. В некоторых странах практикуется выдача с 16 лет, но там другая система обучения. В нашей стране оптимальный возраст - именно 18 лет. И он соответствует нормам очень многих стран. Мы, наверное, еще не готовы менять эту цифру.
Иванюшин Р.И.
Планируется ли использовать во время экзаменов по вождению в ГАИ видеорегистраторы? И будут ли обязывать автошколы устанавливать такие приборы в учебных автомобилях?
Мы уже начали устанавливать на учебных автомобилях записывающие видеоустройства, но это не такой быстрый процесс - автомобилей много. Тем не менее, положительный эффект мы уже ощущаем: всегда можно вести контроль за процессом обучения, вносить коррективы.

Другое дело - те машины, на которых курсанты сдают итоговый экзамен в ГАИ. Их не такое большое количество, и я считаю, что все их следовало бы оснастить видеорегистраторами. Это исключит любое давление на обучаемого со стороны инспектора, случаи грубого отношения к обучаемому, которые, к сожалению, пока случаются. К тому же все мы прекрасно понимаем, что при малейшем давлении человек может просто растеряться за рулем, переволноваться и не показать того, чему его научили. Такое нововведение должно повысить процент сдачи экзаменов в ГАИ с первого раза. Кроме того, ответственность почувствует и тот, кто принимает экзамен. Пока же предъявить им какие-либо обоснованные претензии практически невозможно. С установкой видеоустройств ситуация, на мой взгляд, должна коренным образом измениться. Этим путем идет весь мир.

Кроме того, с нашей точки зрения, на экзамене в ГАИ в автомобиле вместе с учеником должен находиться и мастер, который его обучал вождению. Это большое дело, а сегодня этого нет. Именно для сдающего это очень важно и нужно, прежде всего с психологической точки зрения.

Станислав Соловей:

Когда есть жалобы на сотрудника ГАИ, мы всегда готовы рассмотреть конкретный случай, если есть достаточные основания. Но в целом хочу подчеркнуть, что сотрудник ГАИ не настроен сбивать с толку конкурсанта, чтобы тот не получил водительское удостоверение. Что касается видеорегистраторов, то сейчас очень много автомобилей ГАИ ими оснащаются. В настоящее время происходит также оснащение этими приборами автомобилей ГАИ для сдачи экзаменов во избежание спорных моментов. Тогда сразу будет видно, какое нарушение было допущено при сдаче. Во всех областях они уже установлены. В ближайшее время этот процесс будет завершен в Минске и Минском районе.

Михаил Свистун:

Мы поддерживаем такие предложения, они даже внесены руководителям организаций на совещаниях, которые мы проводим по каждому региону. Наши предложения носят рекомендательный характер, и не все на это пошли. Некоторые жалуются, что в ГАИ плохо принимают, а если установить на учебные автомобили видеорегистраторы, то потом можно изучить все вместе с мастером, оценить, какие были допущены ошибки при приеме экзаменов. Объективность должна быть везде.

Сегодня одна учебная организация установила видеокамеры не только в автомобилях, но и на автодроме. Руководитель организации теперь видит, кто и в какое время заезжает на автодром. Эта система контроля подстегивает и самих мастеров.

Михаил
Некоторые молодые люди получают права заранее, а автомобиль приобретают только через несколько лет. За это время навыки забываются, потом на дорогу выезжает практически не подготовленный водитель. Логично для таких водителей ввести обязательную пересдачу экзамена по вождению или, по крайней мере, обязательный курс переподготовки. Рассматриваются ли такие варианты?
Это будет очень трудно отследить чисто технически. И, в конечном счете, все сведется к сознательности такого водителя. А порядочный водитель, если он долго не ездит и переживает за свою безопасность и безопасность окружающих - сам придет и обновит знания и навыки.
Анна Радеева
Меньше ДТП было бы в том случае, если бы, помимо штрафов, за нарушения заставляли пересдавать экзамены в ГАИ, как в Дании. Причем количество допустимых нарушений зависит от стажа. Молодым водителям пересдача грозит за два нарушения, со стажем от трех лет – за три, и т.д. Рассматривался ли этот опыт и возможность его применения в Беларуси?
У нас подобная система уже действует. Может быть, подход не настолько дифференцирован, однако при грубых нарушениях, если водителя лишают прав, то чтобы их вернуть он обязан пересдать экзамен в ГАИ. Что касается количества нарушений, то эта система возможна и действует в тех странах, где практикуется балльная система учета. У нас этого пока нет. Однако в будущем мы рассмотрим варианты дальнейшего развития - если чей-то опыт покажется нам интересным, мы будем его использовать. Пока наша действующая система показывает свою эффективность.
К списку