Специалисты Министерства труда и социальной защиты ответили на вопросы, связанные с изменением условий оплаты труда работников бюджетных организаций с 1 января 2020 года.
Тарификация работников определяется в соответствии с наименованием занимаемой должности, согласно заключенному трудовому договору (контракту) и штатному расписанию организации. Тарифный разряд по должности "главный бухгалтер" определяется в соответствии с п.п. 2.1.5 п. 2 Инструкции о порядке установления тарифных разрядов по должностям (профессиям) работников бюджетных организаций, утвержденной постановлением Министерства труда и социальной защиты от 3 апреля 2019 года №13. Тарифный разряд руководителям структурных подразделений организации (например, по должности "начальник отдела бухгалтерского учета и отчетности" и др.) определяется в соответствии с п.п 2.1.4 п. 2 указанной инструкции.
Пунктом 12 указа Президента от 18 января 2019 года №27 определено, что при введении новой системы оплаты труда не допускается снижение размеров начисленной заработной платы (без премии) работников бюджетных организаций, действовавших на момент введения новых условий оплаты труда. С учетом предоставленных руководителю бюджетной организации прав по установлению размеров стимулирующих и компенсирующих выплат он не может допустить снижение с 1 января 2020 года размеров заработной платы (без премии) работников бюджетных организаций.
Для сопоставления зарплаты работников бюджетных организаций (по условиям оплаты труда, действующим до 1 января 2020 года) учитывается заработная плата, начисленная работнику в соответствии с условиями оплаты труда, предусмотренными трудовым договором (контрактом) за работу в нормальных условиях в течение нормальной продолжительности рабочего времени. Так, в начисленную заработную плату включаются следующие виды выплат: тарифная ставка, тарифный оклад; повышения тарифной ставки, тарифного оклада; надбавки и доплаты в размерах, установленных законодательством (нанимателем), кроме доплат за работу в ночное время, за совмещение профессий (должностей), расширение зоны обслуживания (увеличение объема выполняемых работ) или выполнение обязанностей временно отсутствующего работника, за работу в сверхурочное время, в государственные праздники, праздничные и выходные дни; премия в усредненных размерах, установленных законодательством для данного вида бюджетных организаций (например, 20% от суммы выплат, включаемых в расчет планового фонда заработной платы). Таким образом, заработная плата работника, рассчитанная за январь 2020 года по новым условиям с учетом премии в размере 5% оклада работника, не может быть ниже заработной платы работника, рассчитанной по вышеприведенному порядку. Поскольку выплаты в соответствии с постановлением Совмина от 10 апреля 2019 года №232 не являются выплатами, носящими постоянный характер, для целей сопоставления размера заработной платы они не учитываются.
Постановлением Совета Министров от 24 декабря 2019 года №882 утверждена примерная форма контракта нанимателя с работником, в пункте 6 которой уже учтены изменения, которые произошли в оплате труда в бюджетной сфере. Дополнительные соглашения в части условий оплаты труда вступили в силу с 1 января 2020 года.
Законодательством, действующим до и после 1 января 2020 года, вопросы стимулирования общественных инспекторов по охране труда и неосвобожденных председателей профсоюзных комитетов бюджетных организаций не регулируются. Наниматель может стимулировать работника путем установления надбавок, размер которых он определяет самостоятельно в соответствии с законодательством.
Порядок выплаты надбавки за стаж работы в бюджетных организациях определен пунктами 4-11 Инструкции о размерах и порядке осуществления стимулирующих (кроме премии) и компенсирующих выплат, предусмотренных законодательными актами и постановлениями Совмина, утвержденной постановлением Министерства труда и социальной защиты от 3 апреля 2019 года №13. В соответствии с п. 14 инструкции периоды работы в учреждениях дошкольного образования, находящихся в ведомстве коммерческих организаций (ОАО, РУП и др.), в зачет стажа работы в бюджетных организациях не подлежат. Одновременно разъясняем, что в соответствии с пунктом 12 указа №27 снижение размеров начисленной заработной платы работников бюджетных организаций (без премии), действовавших на момент введения новых условий оплаты труда, не допускается, в том числе с учетом исчисленной надбавки за стаж работы в бюджетных организациях. При этом возможное снижение размера надбавки за стаж работы в бюджетных организациях по сравнению с размером повышения тарифных ставок (тарифных окладов) за работу по специальности (в отрасли), исчисленным в соответствии с действующими условиями оплаты труда, должно быть компенсировано другими стимулирующими выплатами, которые будут устанавливаться руководителями бюджетных организаций на основании нормативных правовых актов соответствующих республиканских органов госуправления. Таким образом, снижения заработной платы у работников в связи с исключением периодов работы в учреждениях дошкольного образования ведомственной принадлежности не произойдет.
Исходя из информации, содержащейся в обращении, не представляется возможным дать исчерпывающий ответ на поставленные вопросы. Согласно пункту 8 Инструкции о размерах и порядке осуществления стимулирующих (кроме премий) и компенсирующих выплат, предусмотренных законодательными актами и постановлениями Совмина, утвержденной постановлением Минтруда и соцзащиты от 3 апреля 2019 года №13, в случаях, если на основании данных трудовой книжки не представляется возможным определить статус организации для зачета стажа работы в ней в стаж работы в бюджетных организациях, то зачет стажа работы производится на основании сведений, полученных от этих организаций, государственных органов, в подчинении которых находится (находилась) организация, или местных исполнительных и распорядительных органов по месту расположения организации. На основании изложенного полагаем, что для получения информации о статусе интересующих вас организаций вам необходимо обратиться в Министерство внутренних дел.
Тарификация специалистов, должности которых являются общими для всех видов деятельности, определяется в соответствии с диапазоном тарифных разрядов, определенных подпунктами 1.3 и 1.4 пункта 1 тарифной сетки, утвержденной постановлением Совета Министров от 28 февраля 2019 года №138. При этом важно учитывать квалификационные требования к уровню образования (профиль либо направление образования, специальность), которые необходимы для выполнения возложенных должностных обязанностей. Квалификационными требованиями должности "специалист" предусмотрено наличие высшего либо среднего специального образования. Соответственно, тарификация этой должности определяется в соответствии с диапазоном, предусмотренным подпунктом 1.4 пункта 1 тарифной сетки.
Порядок и условия присвоения специалистам квалификационных категорий, а также наименований должностей служащих установлены Общими положениями Единого квалификационного справочника должностей служащих (ЕКСД), утвержденными постановлением Минтруда и соцзащиты от 2 января 2012 года №1. В соответствии с пунктами 16 и 18 Общих положений, присвоение специалистам квалификационных категорий по занимаемым им должностям производится в порядке, определяемом коллективным договором, соглашением или нанимателем в соответствии с квалификационными характеристиками должностей специалистов, предусмотренных ЕКСД, с учетом рекомендаций аттестационной комиссии. К аттестации допускаются специалисты, имеющие предусмотренные квалификационными характеристиками образование и стаж работы по соответствующим должностям. Пунктом 20 Общих положений обозначено, что специалисту, не имеющему необходимого стажа работы, предусмотренного квалификационной характеристикой должности, наниматель может присвоить квалификационную категорию в порядке исключения с учетом рекомендаций аттестационной комиссии при условии наличия у данного специалиста степени магистра по соответствующей специальности (квалификации), опыта работы по соответствующему направлению деятельности, в том числе на руководящих должностях. Присвоенная в указанном порядке категория может быть как последующей, так и внеочередной. С учетом изложенного, в каждом конкретном случае решение о присвоении специалистам квалификационных категорий принимается нанимателем самостоятельно с учетом изложенных норм законодательства.
В соответствии с пунктом 10 Инструкции о порядке исчисления тарифной ставки (тарифного оклада), оклада педагогических работников с учетом педагогической нагрузки, утвержденной постановлением Министерства образования от 30.03.2007 №25, надбавки и доплаты, устанавливаемые в соответствии с законодательством, в том числе надбавка молодым специалистам, выплачиваются пропорционально педагогической нагрузке.
С 1 января 2020 года порядок выплаты надбавки за стаж работы в бюджетных организациях определен пунктами 4-12 Инструкции о размерах и порядке осуществления стимулирующих (кроме премий) и компенсирующих выплат, предусмотренных законодательными актами и постановлениями Совмина (Инструкция утверждена постановлением Минтруда и соцзащиты от 3 апреля 2019 года №13). В ней предусмотрено, что в стаж работы в бюджетных организациях засчитываются периоды военной службы (службы) в ВС, других войсках, воинских формированиях и военизированных организациях Беларуси.
Абзацем четвертым статьи 1 закона от 5 ноября 1992 года №1914-ХII "О воинской обязанности и воинской службе" определено, что военная служба - основной вид воинской службы, заключающийся в непосредственном исполнении гражданами воинской обязанности (конституционного долга по защите Республики Беларусь) в составе Вооруженных Сил и других воинских формирований. Военная служба подразделяется на военную службу по призыву и военную службу по контракту. Статьей 2 закона "О статусе военнослужащих" определено, что обучающиеся в военных учебных заведениях имеют статус военнослужащих, проходящих военную службу по контракту. Таким образом, военная служба по призыву и военная служба по контракту засчитываются в стаж работы в бюджетных организациях.
Пунктом 8 Инструкции определено, что в случаях, если на основании данных трудовой книжки невозможно определить статус организации для зачета стажа работы в ней в стаж работы в бюджетных организациях, то зачет стажа работы производится на основании сведений, полученных от этих организаций, госорганов, в подчинении которых находится (находилась) организация, или местных исполнительных и распорядительных органов по месту ее расположения. На основании изложенного полагаем, что для получения информации о статусе иных интересующих вас организаций необходимо обратиться в Министерство внутренних дел.
Согласно статье 19 Трудового кодекса в случае изменения законодательства о труде в соответствие с ним должны быть приведены и условия трудового договора. Контракты, заключенные с работниками бюджетных организаций, должны быть приведены в соответствие с ТК, указом №27 "Об оплате труда работников бюджетных организаций" и принятыми в его развитие нормативными правовыми актами, локальными правовыми актами. Изменения, предусмотренные перечисленными документами, должны быть отражены в дополнительных соглашениях к контрактам с указанием сроков вступления в силу изменений, соответствующих срокам вступления в силу вышеуказанных нормативно-правовых актов (то есть с 1 января 2020 года и 28 января 2020 года соответственно). Условия оплаты труда работника, в том числе размер надбавки за работу по контракту, должны содержаться в дополнительном соглашении к контракту. При этом надбавки за характер труда, сложность и напряженность могут быть установлены работнику в контракте в конкретном размере либо со ссылкой на приказ или на положение о стимулирующих выплатах, разработанном и утвержденном в организации.
По вопросам 1-2 могу ответить следующее. Порядок расчета стимулирующих надбавок, установленных постановлением Министерства спорта и туризма от 24 июля 2019 года №33, для педагогов в сфере физической культуры и спорта будет регулироваться инструкцией, разработанной Минспорта и туризма, вместо постановления этого министерства от 14 апреля 2008 года №14. Проект указанной инструкции согласован Минтруда и соцзащиты.
По третьему вопросу. Нормами пункта 26 инструкции о порядке исчисления среднего заработка (утверждена постановлением Минтруда от 10 апреля 2000 года №47) определено, что при исчислении среднего заработка повышение размера установленной базовой ставки в определяемом периоде является основанием для применения поправочного коэффициента. Поправочные коэффициенты рассчитываются путем деления размера базовой ставки, установленной в месяце, в котором осуществляются выплаты на основе среднего заработка, на размер базовой ставки, действовавшей в месяцах, принимаемых для исчисления среднего заработка (пункт 27 инструкции). В соответствии с пунктом 28 инструкции при изменении системы оплаты труда в принятом для исчисления среднего заработка периоде расчет поправочных коэффициентов производится пропорционально отработанному времени отдельно до и после соответствующего изменения.
В связи с изменением системы оплаты труда с 1 января этого года корректировать начисленную заработную плату, принимаемую для исчисления среднего заработка, следует пропорционально отработанному времени до и после изменения системы оплаты труда в соответствии с пунктом 28 инструкции. С учетом того, что базовая ставка согласно указу №27 устанавливается ежегодно, как правило, с января календарного года, то с января 2020 года и до месяца ее изменения поправочный коэффициент будет равен единице.
По вопросу 4 следует руководствоваться нормами положения о единовременной выплате, разработанного в конкретной организации. В соответствии с пунктом 4 указа №27 работникам бюджетных организаций ежегодно осуществляется единовременная выплата на оздоровление, как правило, при уходе в трудовой отпуск (отпуск) из расчета 0,5 оклада, если иной размер не установлен законодательными актами или Совмином. При этом размеры, порядок и условия осуществления единовременной выплаты определяются согласно положениям, утверждаемым руководителями бюджетных организаций.
Предложение о ежемесячной выплате материальной помощи всем работникам организации, которое содержится в вопросе 5, не согласуется с пунктом 4 указа №27, по которому работникам бюджетных организаций оказывается материальная помощь, как правило, в связи с непредвиденными материальными затруднениями. Размеры, порядок и условия оказания материальной помощи определяются согласно положению, утверждаемому руководителем бюджетной организации.
Относительно недопущения снижения размеров начисленной зарплаты в связи с введением новых условий оплаты труда, отмечу следующее. При регулировании уровня оплаты труда конкретного работника необходимо использовать все стимулирующие и компенсирующие выплаты, предусмотренные законодательством для этой категории работников. Кроме того, необходимо учитывать общий объем средств, направляемых организацией на выплату зарплаты, осуществление единовременной выплаты на оздоровление и оказание материальной помощи (пункт 5 указа №27). Надбавка за сложность и напряженность труда утверждена постановлением Министерства спорта и туризма от 24 июля 2019 года №33 и устанавливается руководителям, специалистам и другим служащим бюджетных организаций сферы физической культуры, спорта и туризма в пределах бюджетных ассигнований, предусмотренных на оплату труда, а также средств, получаемых от осуществления приносящей доходы деятельности, и иных средств, не запрещенных законодательством. Конкретный (предельный) размер указанной надбавки постановлением №33 не определен. Право по определению ее размеров и порядка выплаты делегировано руководителю бюджетной организации.
Наконец, по вопросу МЗП. Основным источником повышения заработной платы работников бюджетной сферы с 1 января 2020 года является базовая ставка. Согласно законодательству минимальная заработная плата (месячная и часовая) - государственный минимальный социальный стандарт в области оплаты труда, который наниматель обязан применять в качестве низшей границы оплаты труда работников за работу в нормальных условиях в течение нормальной продолжительности рабочего времени при выполнении обязанностей работника.
Прирост МЗП в 2020 году (13,6%) по сравнению с 2019 годом не является законодательной нормой для повышения зарплаты работников бюджетной сферы, в том числе низкооплачиваемых. С 1 января 2020 года формирование их заработной платы осуществляется на основании законодательства, регулирующего оплату труда в централизованном порядке (надбавка за стаж работы в бюджетных организациях, за работу по контракту), а также законодательства, разработанного отраслевыми министерствами, и локальных правовых актов бюджетных организаций.
Приведенный в вопросе размер заработной платы спортсмена-инструктора в декабре 2019 года превышает установленный законодательством размер минимальной заработной платы. С 1 января 2020 года размер оплаты труда этого специалиста должен быть не ниже установленного размера МЗП (Br375) за работу в нормальных условиях в течение нормальной продолжительности рабочего времени при выполнении работником обязанностей, вытекающих из законодательства, локальных нормативных правовых актов и трудового договора.
Статья 349 Трудового кодекса содержит императивные нормы, т.е. обязательные для исполнения со стороны нанимателя в отношении предоставления гарантий и компенсаций работающим по совместительству. В частности, гарантии и компенсации, предусмотренные ТК, другими актами законодательства, коллективными договорами, соглашениями, иными локальными правовыми актами, предоставляются работающим по совместительству в полном объеме, за исключением гарантий и компенсаций связанных с получением образования, которые предоставляются только по основному месту работы.
Таким образом, применение избирательного подхода к работникам, работающим по совместительству, в том числе в части предоставления материальной помощи и единовременной выплаты на оздоровление, является недопустимым.