Новости Беларуси
Белорусское телеграфное агентство
Рубрики
Пресс-центр
Аналитика
Главная Пресс-центр Онлайн-конференция

Год предприимчивости - год открытий в предпринимательстве!

Нынешний год объявлен в Беларуси Годом предприимчивости. Кроме того, Директива №4 "О развитии предпринимательской инициативы и стимулировании деловой активности в Республике Беларусь" нацеливает местные органы власти на еще более активную совместную работу с бизнесом. В Минске в последние годы принимаются меры по поддержке частной инициативы, формированию атмосферы здоровой конкуренции, созданию благоприятных условий для внедрения новых технологий, повышению благосостояния и качества жизни граждан. Насколько благоприятен бизнес-климат в Минске для отечественных и зарубежных предпринимателей? Какие барьеры необходимо устранить, чтобы сделать столицу более привлекательной для инвестирования? Когда заработает в столице гарантийный фонд по поддержке малого предпринимательства - первый в нашей республике? На эти и другие вопросы Николай Ладутько ответит во время онлайн конференции.


Вопросы конференции

Дмитрий
Директивой № 4 предусмотрено создание в 2011 году единой информационной базы о неиспользуемом госимуществе, предназначенном для продажи или сдачи в аренду. Предусматривается и обеспечение к ней свободного и бесплатного доступа всем пользователям Интернета. Как организована такая работа в Минске? Есть ли спрос у субъектов предпринимательства на государственную недвижимость? Спасибо.
 Да, действительно, прямой нормой Директивы № 4 предусмотрено создание в 2011 году единой информационной базы о неиспользуемом государственном имуществе для продажи или сдачи в аренду и обеспечение к ней свободного и бесплатного доступа всем пользователям Интернета.

Скажу сразу, что формирование такой базы в Минске началось еще в 2010 году. В рамках проводимой работы по увеличению вклада малых предприятий - производителей промышленной продукции в экономику города Минский городской территориальный фонд госимущества совместно с управлением предпринимательства сформировал банк данных о наличии свободных площадей и помещений, предлагаемых в аренду на предприятиях Минска независимо от ведомственной подчиненности для реализации инвестиционных проектов субъектов предпринимательства. Такой банк данных с октября прошлого года размещен на сайте Мингорисполкома в разделах «Недвижимость» и «Предпринимательство».

Список о свободных и неэффективно используемых объектах коммунальной собственности Минска формируется на основании сведений, представленных организациями коммунальной собственности Минска, и он ежемесячно размещается на сайте Мингорисполкома. Каждый месяц субъектам малого предпринимательства предлагается в аренду более 120 тыс. кв. м свободных площадей. Например, в марте предложено более 130 тыс.кв.м неиспользуемых площадей коммунальной и республиканской собственности, а также хозяйственных обществ с долей коммунальной и республиканской собственности, расположенных в Минске, - это офисные, складские, производственные помещения, а также помещения для оказания услуг населению, помещения под объекты торговли. По информации арендодателей (а это министерства, ведомства, организации коммунальной собственности Минска и акционерные общества с долей республиканской и коммунальной собственности), по состоянию на 1 марта субъектам предпринимательства сдано в аренду порядка 200 тыс.кв.м свободных площадей, расположенных в Минске.

Игорь Олегович
Слышал, что гарантийный фонд по поддержке малого предпринимательства планируется открыть в Минске. Дело хорошее. Когда же заработает такой фонд? Какие банки выступят партнерами ? Каковы будут условия работы фонда?
Гарантийный фонд по поддержке малого предпринимательства будет открыт в Минске. Это предусмотрено мероприятиями по реализации положений Директивы № 4. В частности, предусмотрено развитие системы микрофинансирования в Беларуси, в том числе путем создания гарантийных фондов в областях и Минске. Создание такого фонда - проект актуальный и своевременный для решения задач дальнейшей либерализации экономики, направленной на развитие предпринимательской инициативы и стимулирование деловой активности в нашей республике. Цель создания фонда - получить инструмент, который обеспечит доступ к кредитным ресурсам банков предприятиям малого и среднего бизнеса при недостаточности залогового обеспечения. В создании гарантийного фонда уже проявили заинтересованность банки страны, в первую очередь Национальный банк и ОАО «Белпромстройбанк». Гарантийный фонд планируется создавать с участием средств коммерческих банков, бюджета Минска и средств международных финансовых организаций. В настоящее время с этими организациями прорабатывается вопрос условий участия в проекте.
Петриченко А.А.
При Мингорисполкоме создан общественно-консультативный совет для обсуждения проектов актов законодательства, которые будут оказывать влияние на предпринимательскую деятельность. Какие организации и объединения вошли в состав этого совета? Нужен ли такой совет вообще?
Конечно же, нужен. Посудите сами: уже проведено два заседания совета, в рамках его деятельности разработаны и направлены на рассмотрение в Министерство экономики более сотни предложений по реализации Директивы №4- это меры по дальнейшей либерализации белорусской экономики, повышению ее конкурентоспособности и созданию благоприятных условий для динамичного и устойчивого развития. К ранее представленным предложениям в Министерство экономики направлены дополнительные предложения для включения в план мероприятий по реализации положений Директивы № 4 (боле 20 предложений). Рассмотрен план мероприятий Мингорисполкома по реализации положений Директивы.

А что касается состава общественно-консультативного совета при Мингорисполкоме, а он создан в соответствии с нормами Директивы № 4, то в него входят представители Белорусского союза предпринимателей, Бизнес-союза предпринимателей и нанимателей им. Кунявского, Минского столичного союза предпринимателей и работодателей, представители субъектов предпринимательства.

Александр
Хотелось бы узнать о планах минских властей по развитию сети бизнес-инкубаторов... По телевидению сообщили, что планы по их созданию в Минске весьма серьезные... Так ли это?
Так, верно. В настоящее время большое внимание уделяется расширению действующей сети инкубаторов малого предпринимательства в Минске - на сегодняшний день работает 3 инкубатора малого предпринимательства, в том числе один молодежный.

В апреле планируется открытие инкубатора малого предпринимательства на базе РУП «Приборостроительный завод Оптрон». На площадях данного инкубатора на первом этапе планируется разместить до 20 предприятий, а к концу этого года - до 100 предприятий. Следующим по графику планируется открытие инкубатора малого предпринимательства ОАО «Завод Электроника», где планируется разместить на первоначальном этапе не менее 15 предприятий. Кроме того, решено создать в каждом районе столицы молодежный инкубатор, что также позволит размесить в текущем году до 100 предприятий и создать не менее 200 рабочих мест среди молодежи.
Трубач В.В.
Что конкретно предпримут власти города по поддержке малого бизнеса в этом году? Несколько лет назад вроде бы начали выдавать льготные кредиты предпринимателям. Я планирую организовать экспортоориентированное производство. Могу ли я рассчитывать на получение льготного кредита?
Хочу сразу дать утвердительный ответ на заданный вопрос. Развитию предпринимательства мы уделяли и будем уделять приоритетное внимание. На нынешнем этапе экономического развития столицы предпринимательство во многом формирует конкурентную среду, способствует росту выпуска промышленной продукции, производства потребительских товаров, развитию сферы торговли и услуг, созданию новых рабочих мест, приданию экономике стабильности и динамизма.

В Минске принята программа поддержки малого и среднего предпринимательства на 2010-2012 годы. В 2010 году в бюджете Минска на реализацию комплекса мероприятий программы было запланировано Br20 млрд. На 1 января этого года из этих средств израсходовано около Br15 млрд.
 
Основная часть средств программы и направлялась на оказание государственной финансовой поддержки субъектам малого предпринимательства для реализации инвестиционных проектов путем предоставления за счет средств бюджета Минска льготных банковских кредитов. В 2010 году банки заключили 88 договоров для предоставления льготных кредитов на сумму почти Br16 млрд. (а средний размер кредита - Br200 млн.) и предоставили 82 льготных микрокредита на Br2,1 млрд. (средний размер кредита - Br26 млн.), в том числе более половины суммы направлено на льготное кредитование инвестиционных проектов: экспортоориентированных - 13 договоров на Br4 млрд., импортозамещающих - 18 договоров на более чем Br4 млрд. Так что у предпринимателя, задавшего этот вопрос, есть все шансы воспользоваться такой возможностью.

Скажу более: на 2011 год в бюджете Минска на реализацию мероприятий программы предусмотрено уже свыше Br32 млрд.  Из них на сегодняшний день направлено во вклады (депозиты) банков Br8,5 млрд. для предоставления льготных кредитов субъектам малого предпринимательства для реализации 24 инвестиционных проектов, в процессе реализации которых планируется создать 180 рабочих мест.

Сегодня малый бизнес играет заметную роль в росте занятости населения, поглощает высвобождаемых работников из других секторов экономики. Каждый четвертый рубль налогов в городской бюджет поступает от субъектов малого предпринимательства.

Олег, предприниматель
Из СМИ ранее узнал, что представители малого производственного бизнеса Минска смогут получить участки земли в окрестностях столицы и области на развитие своих проектов. Идея весьма хороша в контексте того, что власти города намерены значительно увеличить вклад малого производственного бизнеса в экономику города. Но, вроде бы, дальше слов дело не пошло... Хотелось бы узнать из первых уст, можем ли мы рассчитывать на такую возможность?
В Минске территориальная возможность для развития производства достаточно серьезно ограничена. Есть генеральный план города Минска и там определены коммунальные зоны. Но в этих зонах, как правило, предполагается размещение сферы услуг, а не производственной деятельности. Производственный бизнес, конечно, - это основа нашей экономики, ему уделяется серьезное внимание. Что касается строительства новых предприятий, я бы рекомендовал работать на прилегающих к городу территориях - Минский район, Смолевичский район, Любанский район. И они такие условия создают. Наши задачи, которые мы определили у себя, - это сбор базы данных о тех свободных производственных площадях, которые имеются в Минске для последующего размещения на сайте Мингорисполкома для предоставления в аренду юридическим лицам и индивидуальным предпринимателям. В марте 2011 года горисполкомом было предложено 131 тыс.кв.м неиспользованных площадей коммунальной и республиканской собственности, а также обществ с долей коммунальной и республиканской собственности в Минске. Из них производственные площади составили около 29%, а 32% - складские помещения. Этой работой мы занимается системно и предлагаем сегодня представителям бизнеса возможность использования этих площадей. Это очень важная и серьезная работа. Мы понимаем, что именно производство, именно формирование реальной добавленной стоимости реального продукта, который можно произвести, продать и заработать на этом производстве, формируют реальную производственную экономику. Поэтому все обращения субъектов хозяйствования по данному направлению мы воспринимаем и будем воспринимать очень серьезно.
Дмитрий
Власти в развитии экономики делают ставку на инвестиции, инновации и инициативу. Эти три "И" стали чуть ли не лозунгом последнего времени. Интересно, как обстоят дела с этим в Минске? Насколько предприимчивы предприниматели в этом направлении?
Объемы инвестиций в Минске, если сравнивать с первым кварталом 2010 года, в целом по Минску составили 120% в сопоставимых ценах. То есть динамика развития есть, и это радует. Сюда относятся инвестиции, которые обеспечивают республиканские предприятия, предприятия, владельцами которых являются юридические лица и физические лица. В структуре инвестиций города Минска около 45% составляют строительно-монтажные работы, 55% - инвестиции, связанные с внедрением новых технологических приемов и новых систем обработки тех или иных материалов для производства конечного продукта. Структура инвестиций в настоящее время должна смещаться в сторону технологического и производственного обновления, что будет содействовать реализации инновационных проектов - проектов, которые обеспечивают высокую добавленную стоимость. В этом направлении мы вместе с руководством администрации Парка высоких технологий делаем ставку на развитие этого государственного учреждения. В прошлом году денежный оборот составил $250 млн., в этом году оборот по Парку должен составить около $350 млн. Это существенный шаг вперед. Вопрос непростой, но благодаря классической школе высшего образования и подготовке квалифицированных специалистов объем выполняемых работ сотрудниками данного предприятия также должен увеличиться. Нужно уходить от продажи человеко-часов к продаже готового продукта, что дает другой объем оборота и другую добавленную стоимость.

В Минске, как и в республике в целом, сформирована программа инновационного развития. Мы собрали инновационные проекты, которые есть на всех предприятиях города, систематизировали и обобщили их, и сейчас обеспечиваем системный анализ для их успешной реализации. Мы отмечаем, что за первый квартал доля инновационного продукта в общем объеме валового продукта Минска увеличилась на 3%. Это шаг вперед. Такую динамику мы обязаны сохранять, потому что именно от нее зависит устойчивой развитие нашей экономики.
Семченко. Т.Н.
В Год предприимчивости, думаю, минские власти должны переосмыслить свое отношение к работе с бизнесом - малым, средним, крупным. Считаю, что все службы горисполкома должны перестроить отношение в пользу поддержки частной инициативы. Это касается работы в столице фонда госимущества, землеустроительной службы, комитета архитектуры и градостроительства горисполкома, комитета предпринимательства, районных отделов регистрации и т.д. Отношение властей к вопросам развития предпринимательства в городе поменялось?
Задача, которая поставлена главой государства, заключается в следующем: чиновники должны быть максимально открыты, всячески содействовать реализации различных начинаний жителей нашей страны и иностранцев. Но, к сожалению, мы вынуждены констатировать, что не все срабатывает, как бы того хотелось. Часто приходят люди, которые не являются специалистами в строительных вопросах, но обладают финансовым потенциалом. Они хотят вложить эти деньги. Наша задача - создать им условия для вложения денежных средств и помочь, а не просто сказать: "Туда идите!". У нас элемент "Туда идите!" еще присутствует. В результате этого "Туда идите!" получается, что инвестор обегает круги до двух месяцев. Поэтому мы схему работу обрисовали по дням с момента вхождения заявки. Мы вынуждены контролировать эти вопросы. Стоит отметить, люди, которые работают по направлениям предпринимательской и инвестиционной деятельности в основном достаточно ответственные. По некоторым крупным проектам переговоры по формированию отношений идут месяцами, поскольку мы должны в первую очередь соблюсти интересы государства, чтобы не было прямых и косвенных потерь при реализации инвестиционных договоров. Мы прежде всего критикуем сотрудников, когда не рассматриваются прямые и логичные документы. Мой личный рабочий день не проходит без встреч с инициативными кругами, которые бы хотели реализовывать в Минске те или иные инвестиционные проекты. Мы обсуждаем, насколько их желания совпадают с нашими идеями. В прошлом году среди 150-160 заявок инвестиционных договоров было подписано 60. То есть около 100 заявок мы отклонили. Издержки в этом процесс были: например, вместо месяца рассматривали заявки полтора месяца. Однако в 99% случаях мы повторно к отклоненным заявкам не возвращались, поскольку эти решения были приняты обоснованно. Ведь не всегда заявки подкреплены финансовыми возможностями.

Николай
Хотелось бы услышать, как в ближайшее время будет развиваться в Минске институт частно-государственного партнерства.
Мы готовы к реализации совместных проектов частно-государственного партнерства, то есть когда в проекте участвует и государство, и частный бизнес. У нас примеры такого сотрудничества есть: город Минск как представитель государства входит в состав учредителей различных организаций. По сути, это и есть прямое частно-государственное партнерство, когда соблюдаются и коммунальные (государственные) интересы, и частные. Вопрос идет о том, чтобы эту практику распространить и на более масштабные проекты, чтобы объединить усилия в их реализации. Порою у частного бизнеса есть хорошие идеи, но не хватает средств. Либо есть много денег, но нет административных ресурсов. Такова мировая практика, и она работает во многих странах. Почему мы должны от нее отказываться?

Точек приложения денежных средств достаточно много. Сегодня утром мы были в Миноблисполкоме, где по поручению Президента обсуждали вопрос комплексного участия Минска в развитии Минского района. К сожалению, этот вопрос не просто обсуждался. У нас самих еще много нерешенных вопросов, но при этом мы еще должны участвовать в развитии и той территории, поскольку экономика белорусской столицы покрепче. Нам нужно стараться сделать так, чтобы территории Минска и Минского района развивались равномерно и были достойны для проживания граждан Беларуси.

Терещенко Д.Е.
В прошлом году на льготные кредиты предпринимателям Минска из бюджета выделили Br20 млрд., в этом году - Br30 млрд. Но для нормального развития экономики правильным решением, возможно, было бы отменить льготное кредитование, в том числе субъектов малого предпринимательства. Ведь есть опасение, что государство может ограничиться выделением льготных кредитов, "обнулив" расходы на другие направления, например на обучение предпринимателей, их переподготовку, сертификацию.
Льготный кредит для предпринимателя Минска - это не просто деньги, выданные для покупки (с последующей перепродажей) товаров из Китая. Мы выдаем кредит под конкретный инвестиционный проект. Причем есть ряд условий для его получения и в первую очередь - проект должен быть экспортоориентирован, предлагать импортозамещающие технологии. Так что далеко не каждый предприниматель может его получить. Ни один банк так просто деньги не выдаст, нужны гарантии того, что выданные банком деньги в него же и вернутся.

Эти кредиты востребованы. Из года в год мы наращиваем объем денежных средств, выделяемых на эту программу. В 2010 году было запланировано Br20 млрд., а на 2011 год - Br32 млрд. Сейчас речь идет о реализации 24 инвестиционных проектов на Br8,5 млрд., в процессе реализации которых планируется создать 180 рабочих мест

При этом, конечно же, нужно проводить и обучение предпринимателей, их переподготовку и сертификацию. Сегодня в Минске проводится очень много бизнес-семинаров и форумов. Так что возможности, чтобы получить базовые знания есть.

Хочу отметить, что все эти вопросы согласуются с Программой социально-экономического развития Республики Беларусь на 2011-2015 годы. Изучив этот документ, можно с уверенностью сказать, что он глубоко просчитан и проанализирован. Это системный труд, где выделены главные направления и система мер по реализации этих направлений. Наша задача - наполнить этот документ конкретными проектами и инновационными идеями - практическим содержанием. Я считаю, что система мер, предложенная правительством, глубока по содержанию и эффективности, сейчас главное - обеспечить его реализацию.
Дмитрий
На сайте Мингорисполкома в разделе "Предпринимательство" размещена информация о возможности долевого участия субъектов хозяйствования в строительстве встроенных, встроенно-пристроенных помещений на первых этажах жилых домов. Малый бизнес Минска откликнулся на эту инициативу? Ведь реально в спальных районах города есть дефицит небольших магазинов, парикмахерских, сети бытовых услуг…
В повестке дня горисполкома и районных администраций постоянно находится тематика развития малого бизнеса города Минска, а также во исполнение Директивы № 4 о создании равноправных условий для развития малого бизнеса, того бизнеса, который мобилен, формирует сферу услуг, занятость и производство, мы предоставляем такие возможности малому бизнесу для строительства небольших объектов услуг, небольших объектов по обслуживанию автомобилей. Эту практику мы будем продолжать. И малый бизнес идет на это, к примеру, СТО на две-три машины, шиномонтаж, автомойка. Здесь объем вложений составляет от $100 тыс. до $300 тыс. Вместе с тем не просто подобрать такие участки на территории Минска. Бывает, едешь по улице - свободный кусок земли. Но, во-первых, надо оценить, в случае, если, например, поставить мойку, будет или не будет она гармонировать с улицей. Затем возникает вопрос, а что под этой травой: может там идет газ высокого давления или теплотрасса, или проложен большой пучок кабелей, в том числе с правительственной связью. Чтобы вынести все это, надо вложить больше денег, чем стоит мойка. Возникает также вопрос - откуда запитать эту мойку водой, элекроэнергией. Поэтому, когда человек к нам обращается, что он нашел участок, то сразу возникают вопросы, и когда ты получаешь на них ответы и все совпадает, то появляется площадка.

Следует отметить, что в Минске достаточно высокая активность граждан. Что является плюсом. После произошедших трагических событий в Минске все, и Президент неоднократно это уже отмечал, все общество показало свою консолидацию, свое стремление жить в независимой стране. Но главное, общество показало свою сплоченность. Работа всех служб, коммунальных и здравоохранения, в этот период была достаточно эффективный. Наши жители активны и в других вопросах. В любом случае, люди, которые работают в системе управления города, принимают решения, согласуясь с данной позицией, но взвешивая все за и против. Если жители не правы, то мы им об этом говорим. Путь подбора участка не такой простой, как может показаться на первый взгляд.

Что касается встроенных помещений, то у нас сегодня в Минске 16 свободных встроенных помещений, в тех домах, которые строят коммунальные предприятия. Это не магазины и не офисы, это кафе, административные помещения, для возможного размещения бытовки. Но мы должны понимать, что есть площадь в 100 кв.м и цена, допустим, $200 тыс. за помещение, в котором еще надо выполнить отделочные работы и наполнить оборудованием. Конечно, получается, что не всегда они востребованы. Наиболее востребованы помещения под предприятия торговли и офисы. Возникает противоречие. Ведь встроенные помещения и планируются для того, чтобы там разместились какие-то услуги для населения. Чтобы человек, приехав с работы, мог получить те или иные услуги по ремонту обуви, химчистке. Предложения есть, но на те виды деятельности, которые я обозначил, большого отклика нет. Поэтому мы сегодня пошли таким путем: к крупным торговым объектам, которые планируются к строительству в Минске, мы буквально обязываем предполагаемых застройщиков, чтобы в системе арендных помещений был и ремонт обуви, и химчистка, т.е. элементарное. Это непросто, потому что проще сегодня сдать арендное помещение под коммерческую аптеку или магазин "Золото" и соответственно ставку арендной платы поставить высокую. А когда это пункт приема вещей в химчистку, то ему и высокую арендную плату не выставишь. Поэтому мы стали записывать это в инвестиционные договора. Моя личная позиция такая: мы должны, как бы было не просто, дофинансировать реализацию проектов по встроенным помещениям под сдачу их потом в аренду, создать под конкретную целевую функцию. Поэтому ситуация сегодня по строительству встроенных и пристроенных помещений на первых этажах такая: покупают под офисы и торговые объекты. Под иные функции - динамика гораздо сложнее.

Николай Адамович
Слышал, что в Минске планируется открыть городской дом предпринимательства. Так ли это? Чем он сможет помочь предпринимателям? Спасибо.
Сегодня в Минске есть 3 бизнес-инкубатора, один молодежный, который находится в Партизанском районе, хорошо себя зарекомендовал. Молодые люди - и выпускники и студенты вузов получили возможность открыть свое дело с минимальными затратами. На прошлой неделе мы открыли на базе завода "Оптрон" вместе с Академией наук бизнес-инкубатор для производственного бизнеса, потому что мы живем от производства. Услуги на экспорт хорошо, услуги внутренние тоже здорово, они должны быть, они дают занятость и т.д., но для того, чтобы круг внутренних услуг нормально наращивался, нужны производственно-экспортные ориентиры. Когда мы произведем и продадим и заработаем деньги на этом не здесь, а там, потому что мы много потребляем извне, тогда будет внутреннее вливание, соответственно будет больше денег в обороте и потребуется много внутренних услуг для удовлетворения потребностей тех людей, которые сегодня или завтра будут обеспечивать внешнюю сторону, работу за пределами нашей республики. Поэтому первое - это развитие производства. Поэтому был открыт бизнес-инкубатор на базе "Оптрона", который дает возможность для развертывания 20 предприятиям. Там мы создали организационную модель. Следующий - завод "Электроника". И мы наметили, что примерно к лету следующего года в каждом районе появится производственный бизнес-инкубатор. В Минске есть технопарки, при БНТУ - белорусско-китайский. Также мы заказали проект регионального технопарка городского, но не на базе какого-нибудь предприятия. Вот, например, мы закрыли фарфоровый завод, вроде и цеха есть, и котельные есть, но дело в том, что они настолько сегодня, если брать с современной точки зрения, не эффективны, что содержать там рентабельное производство крайне трудно. Поэтому мы решили, и депутаты Горсовета поддержали, что хотим построить нормальное эффективное производство, то есть форму производства: административное здание, производственные корпуса, в которых люди смогут размещать свои небольшие производственные предприятия. Это направление работы есть, и мы не должны от него отказываться, мы не имеем право от него отказаться. Это задача власти, это то, что записано в Директиве №4, и мы будем эту работу последовательно выполнять. И здесь мы рассчитываем также на инициативу и поддержку людей, предпринимательских структур.

Также на достаточно регулярной основе мы работаем с представителями всех слоев малого и среднего бизнеса, индивидуальными предпринимателями. Для нас стало правилом - раз в квартал в большом актовом зале Мингорисполкома собирать представителей бизнес-структур для обмена мнениями, получения информации от горисполкома. Там представители министерств и ведомств обмениваются мнениями и занимаются постановкой задач и ориентаций.

Мы и в прошлом году говорили бизнес-структурам, что им необходимо ориентироваться на производство, на создание СП по выпуску продукции, которую они ввозят. Здесь мы должны быть и организационные начала, материальные стимулы, патриотизм, понимание того, что именно от этой позиции зависит устойчивая жизнь твоих детей и пожилых родителей, последующих поколений. Конечно, это тоже все присутствует, и об этом тоже идет речь, и они понимают, ищут пути, и эти пути нужно искать, это очень не простой путь, но все равно, мы не должны забывать, что у нас есть база - предприятия, точки роста экономики нашей республики, мы должны через эти предприятия наращивать экспорт нашей продукции.
К списку