Каков на сегодня процент ИП в Беларуси, у которых нет документов, подтверждающих качество и безопасность товара?
Мы за период времени, начиная с 1 ноября, уже побывали на 121 рынке. Должны констатировать, что только, наверное, 20% ИП имеют какие-то документы о подтверждении соответствия реализуемого товара. Остальные предприниматели пока никаких документов не имеют, и в этом отношении стоит задача, чтобы они определились со своим товаром: или получили документы, либо определили свой товар, как товар, не имеющий таких документов.
Мы всем предпринимателям, у которых были такие недостатки или нарушения, сделали рекомендации, договорились с ними, что они рассмотрят, как эти недостатки устранять. И где-то через неделю будем смотреть, как они выполнили наши рекомендации.
Ирина Наркевич:Документов нет у большинства индивидуальных предпринимателей, к сожалению для нас. Как мы и обещали, с 1 ноября пошли на мониторинги. Хочу еще раз уточнить для прессы и индивидуальных предпринимателей, что мониторинги были не карательными мероприятиями. Они в большей части проводились для того, чтобы посмотреть, что происходит на рынке, какой там товар. Но если выявлялось, что товар небезопасный, конечно, к нему должны были применяться меры и помимо рекомендаций, на основании которых недостатки должны устраняться в течение двух недель, могла назначаться внеплановая проверка. Такие случаи имели место, но они были одиночные. Это была больше разъяснительная работа.
Мы столкнулись с тем, что дело даже не в сертификатах, которых нет, а в том, что при проверке товаров на соответствие закону о защите прав потребителей и стандарту более чем в 90% случаев было несоответствие по маркировке в наименовании продукции. Казалось бы, просто фраза: "Несоответствие по маркировке". Но на самом деле это информация, которая имеет значение и которая сейчас обязательна в законе о защите прав потребителей. Это информация о производителе или поставщике товара, его адресе, месте нахождения, информация о потребительских свойствах товара. Если брать легкую промышленность, то это размер, состав. А этой информации нет. Тогда возникает вопрос, а что же мы продаем в Республике Беларусь? Что это за товар? Он непонятного происхождения. Этот товар нарушает законодательство Беларуси, и дело даже не в техническом регламенте.
Белорусские индивидуальные предприниматели должны понимать, что, перепродавая продукцию легкой промышленности на рынках Беларуси, они несут ответственность за качество и безопасность товара, в том числе по законодательству о защите прав потребителей. Эту ответственность традиционно несет изготовитель и поставщик. Но кто изготовитель, кто поставщик? Поэтому индивидуальный предприниматель переложил на себя этот груз ответственности.
Недавно разбирались по жалобе одного гражданина, который требовал предоставить адрес изготовителя. Он хотел к нему обратиться. И индивидуальный предприниматель, к сожалению, сам не знает, чей товар он продает.
Это самая большая проблема, которая есть сейчас на рынках нашей страны. Я не говорю огулом обо всем товаре, а только о том, у которого нет маркировки и не указан производитель. Поэтому, конечно, были заявления о том, что такой товар не должен быть на рынке. Прозвучали заявления, чтобы с 1 декабря прекратить вообще продавать этот товар. И я могу повторить, что товар без указания производителя и полной маркировки не может реализовываться нигде в Республике Беларусь ни 1 декабря 2013года, ни 1 января 2014 года, ни 1 июля 2014 года.
Но есть другая составляющая. Половина успеха, когда мы понимаем, что есть изготовитель. Такой товар, как правило, можно просертифицировать, если он выдержит все тесты. У этого изготовителя можно запросить всю информацию. А, может быть, он уже прошел сертификацию. Кстати, когда мы проводили мониторинги, иногда у индивидуальных предпринимателей были копии сертификатов, деклараций. Но они все равно писали, что у них товар не прошел сертификацию. Я понимаю, что это незнание определенных индивидуальных предпринимателей. Это важно, что, оказывается, у них и копии сертификатов были и деклараций. То есть у этого товара был хозяин, было лицо. Они перестраховались и, наверное, решили, что проще такой товар продавать. Но у них не безымянный был товар. Он по сути своей не нарушал национальное законодательство Беларуси. И с таким товаром проще. Он, скорее всего, пройдет сертификацию и декларирование до 1 июля 2014 года. Для этого и сделан этот длительный поэтапный путь, чтобы дать возможность пройти.
Но вопрос, как быть с тем товаром, у которого нет информации. Вы все читаете СМИ, Интернет. Что сейчас говорят россияне: что на рынках Российской Федерации 30-40% реализуется вот этого непонятного товара. Может быть, он контрафактный, непонятно, где произведен. Но этот товар вне закона. И индивидуальные предприниматели, участники рынка, открыто заявляют, что они этот товар привозят сюда и начинают его легализовывать и говорить, что государство дало право без сопроводительных документов продавать этот товар. Скажите, пожалуйста, какая страна мира будет приветствовать легализацию и продажу непонятного товара. Все страны мира сегодня борются с таким товаром.
Это же не только технический регламент по легкой промышленности, их огромное количество. И каждый день мы рассматриваем новые технические регламенты по безопасности различной продукции.
Просто здесь момент состоит в том, что, действительно, было какое-то послабление для индивидуальных предпринимателей, что они продавали определенный товар, и он не должен был проходить сертификацию и декларирование. Массово никто не выходил на проверку. Если где-то нет изготовителя, так это не важно где: в магазине, маленьком, большом, на рынке… Это нарушает закон о защите прав потребителей, который говорит о том, что такой товар запрещено продавать, и можно приостановить деятельность или прекратить реализацию.
Необходимо понимать, что мы минимизируем барьеры вхождения на рынок. И для любого добросовестного субъекта хозяйствования (индивидуального предпринимателя, малого, среднего и крупного бизнеса) существует следующий порядок: приостановлена его деятельность, ему сделано замечание, написали рекомендацию или предписание, он устраняет и начинает работать. Нет никаких проблем. Но если он не может устранить и знать, кто произвел его товар, то такой товар запрещено реализовывать на территории Республики Беларусь. С учетом нашего законодательства. Схожее законодательство о защите прав потребителей в странах СНГ. Везде содержатся эти нормы.