Во время онлайн-конференции будет организован видеомост с Москвой, во время которого прозвучат ответы на вопросы, касающиеся обеспечения безопасности АЭС и перспектив развития мирного атома. Вопросы можно задавать заранее или непосредственно во время проведения конференции. Ответы будут публиковаться 25 апреля после 14.00 по мере готовности.
Контекст:
Главные работы, ведущиеся на площадке, связаны с созданием так называемого нового безопасного конфаймента - НБК. Это огромная металлическая арка весом около 30 тыс.т, которую собирают к западу от известного всем саркофага ("Укрытия") и должны надвинуть на этот объект в 2015 году.
"Арка" станет самой большой надвижной конструкцией в истории человечества. Как уже подсчитали, ее высота даже немного превысит высоту центрального пролета моста "Золотые ворота" в Сан-Франциско.
К сожалению, уже к 1989 году информация, собранная в результате исследований внутренних помещений и строительных конструкций объекта, показала, что "Укрытие" все-таки может представлять опасность для окружающей среды (например, при сильном землетрясении), и эта опасность с течением времени возрастает.
Тогда специалисты Курчатовского института выдвинули концепцию особо долговременного и экологически безопасного захоронения топлива. Предлагалось создать еще одну герметичную и прочную оболочку, которая полностью изолирует внешнюю среду от радиоактивных материалов, находящихся в разрушенном блоке. Одновременно она должна была служить надежной защитой, под которой можно было бы провести разборку объекта.
25 лет понадобилось, чтобы преодолеть технические, организационные, а главное - огромные финансовые трудности, чтобы сейчас наблюдать вырастающую на площадке огромную конструкцию.
Стоимость "Арки" на данный момент около 1 млрд евро. Финансируется проект из чернобыльского фонда "Укрытие", который организовали страны-доноры.
"Арка" отличается не только масштабами, но и сложной внутренней структурой, в которой главное место занимают механизмы для будущей разборки конструкций и радиоактивных материалов, находящихся в "Укрытии".
Сейчас на территории ЧАЭС осуществляются еще такие проекты, как создание хранилища отработавшего ядерного топлива (ХОЯТ) для трех энергоблоков Чернобыльской АЭС и строительство централизованного хранилища отработавшего ядерного топлива (ЦХОЯТ) для нужд всех АЭС Украины.
Что касается российских специалистов, то связь между ними и ЧАЭС не прерывается. Один из последних примеров - осенью 2013 года подписан протокол перспективных научно-исследовательских и проектно-конструкторских инициатив между Научно-исследовательским и конструкторским институтом энерготехники им. Н.А. Доллежаля и ЧАЭС. Они включают в себя подготовку концепций вывода из эксплуатации 1-го, 2-го и 3-го энергоблоков ЧАЭС, концепций по обращению с РАО и ОЯТ, а также мониторинг и укрепление барьеров, предотвращающих распространение радиоактивных веществ.
Во-первых, на мой взгляд, урок в том, что безопасность в атомной энергетике не должна зависеть от каких-либо иных факторов, будь то политика, экономика и т.д.
И еще один важный момент. Общественное восприятие радиационных аварий, независимо от их радиологических последствий, всегда обостренное и приводит к серьезным социально-экономическим последствиям. Это не только урок чернобыльской аварии, но и аварии на АЭС "Фукусима-1". В результате именно этого фактора при абсолютной незначительности радиологических последствий фукусимской аварии для персонала и населения социально-экономические последствия оказались существенными.
Андрей Кузьмин:
Абсолютно согласен: основным условием развития ядерной энергетики является ее безопасность, которой, как говорится, никогда не бывает много. В результате анализа событий, приведших к аварии на ЧАЭС, были усовершенствованы проекты энергоблоков, уровень их безопасности повышен на несколько порядков.
Второй урок чернобыльской аварии, по моему глубокому убеждению, заключается в том, что в атомную энергетику должен приходить высококвалифицированный персонал, овладевший принципами культуры безопасности и неукоснительно соблюдающий регламент эксплуатации АЭС и иные нормативные требования.
Произошедшие ядерные аварии привели к пересмотру всей системы оценки безопасности АЭС в сторону ужесточения требований по этому параметру. Они показали, что необходимо учитывать сценарии развития не только проектных, но и маловероятных запроектных аварий, а также иметь работоспособную систему реагирования на чрезвычайные ситуации.
Юрий Соловьев:
Солидарен с коллегами: основной урок Чернобыля для человечества заключается в том, что при строительстве и эксплуатации объектов атомной энергетики вопросам безопасности необходимо уделять самое тщательное внимание. Сегодня доказано, что основной причиной трагедии на Чернобыле стал человеческий фактор. И то, что не учитывалось 20-30 лет назад, очень ярко показало, что шутки с такими вопросами, как безопасность, заканчиваются весьма и весьма плачевно. Их последствия, как для природы, так и для человека, могут длиться даже не десятилетия, а века.
Сейчас разрабатываются очень современные проекты, в которых основной упор делается на автоматические контрольные системы безопасности, сочетающие в себе как активные, так и пассивные элементы. Благодаря этому вероятность возникновения аварийных ситуаций на таких объектах, как АЭС-2006, по которому строится атомная электростанция в Беларуси, практически сведена к нулю.
Но это не повод расслабляться. Контролировать ситуацию необходимо постоянно – и с обеспечением безопасности, и с кадровым составом сотрудников, работающих на атомных объектах.
Сегодня человечеству не обойтись без атомных объектов. Яркий пример - недавнее заявление японских властей о том, что, несмотря на трагедию на "Фукусиме-1", они будут продолжать эксплуатацию атомных электростанций, иначе экономика страны не выдержит. Поэтому еще раз подчеркну: обязательное условие функционирования атомного объекта - безопасность, безопасность и еще раз безопасность. По-другому быть не может.
Теоретически в ядерном реакторе могут использоваться топливные сборки разных производителей. Однако все не так просто. Использование "не родных" топливных сборок требует большого количества исследований по их адаптации к конкретному типу реактора. Топливные сборки, подготовленные без достаточных испытаний, не выдерживают стандартных условий эксплуатации и могут деформироваться, что уже имело место в случае с поставкой на АЭС с ВВЭР топливных сборок американской компании Westinghouse. А это, как вы сами понимаете, не приводит к повышению безопасности.
Еще раз подчеркну, что задача не является неразрешимой, просто необходимо провести требуемые исследования и испытания в надлежащем объеме и довести сборки до требуемого уровня надежности, после чего можно с уверенностью говорить о достижении необходимых параметров эксплуатации топливных сборок. Кстати, российские специалисты в настоящее время осваивают производство топливных сборок геометрии, подходящей для западных, в том числе американских, проектов АЭС.
Рафаэль Арутюнян:
Угрозы безопасности эксплуатации АЭС возникают не вследствие желания заменить российское топливо на АЭС российских конструкций в Украине, а вследствие нарушения принятых процедур обоснования безопасности такой замены российского топлива на топливо компании Westinghouse.
Предыдущие попытки установить топливо компании Westinghouse в реакторы АЭС российской конструкции, минуя длительный цикл процедур доказательства безопасности АЭС в целом в случае такой замены, в том числе ядерной безопасности, уже привели к серьезным проблемам в эксплуатации активной зоны на АЭС ВВЭР-1000 в Чехии и на Южноукраинской АЭС.
Сегодня белорусские энергетики, специалисты-атомщики предоставляют общественности максимально полную информацию, насколько это возможно в отношении такого объекта, как атомная электростанция.
Понятно, что есть определенная информация (ноу-хау, технологии, используемые при строительстве АЭС), которая является коммерческой либо служебной тайной и не подлежит широкому разглашению. Но о том, что касается вопросов безопасности, в первую очередь воздействия на окружающую среду, на здоровье человека, процесса строительства, соблюдения и применения на практике норм безопасности, - информация более чем исчерпывающая.
И получить ее можно из нескольких источников. Во-первых, хорошо работает сайт государственного предприятия "Белорусская АЭС"
Кроме того, в Островце на базе РУП "Белорусская АЭС" функционирует общественный информационный центр, который в рамках своих функций полноценно взаимодействует со всеми общественными структурами, в том числе с экологическими организациями и объединениями. Надеюсь, такое взаимодействие продолжится и в дальнейшем.