Новости Беларуси
Белорусское телеграфное агентство
Рубрики
Пресс-центр
Аналитика
Главная Интервью

Вся моя жизнь - борьба за право творить

Интервью 19.07.2016 | 18:25
Валентина Гаевая

Можно с уверенностью говорить: у истоков белорусской хореографии стоит женщина. Пожалуй, не так много найдется мест на Земле, где бы не слышали о Белорусском государственном заслуженном хореографическом ансамбле "Хорошки" и его бессменном художественном руководителе - лауреате Государственной премии Республики Беларусь, народной артистке Беларуси Валентине Гаевой. Именно она смогла создать авторский коллектив, который на протяжении 42 лет покоряет сердца миллионов зрителей по всему миру. В преддверии своего юбилея, а Валентина Ивановна совсем скоро отметит 80-летие, она рассказала корреспонденту БЕЛТА, почему так верила и продолжает верить в ансамбль.

- Валентина Ивановна, как изменился интерес к народным танцам в современном мире? По вашему профессиональному мнению, народное творчество будет жить или будущее не пощадит его?

- Сейчас говорят, что стало очень тяжело развиваться в творческой сфере. Да, такое есть. Уменьшается финансирование, проходит сокращение работников. Но я знаю и то, что концерты известных артистов снимаются, а "Хорошки" и сегодня собирают полные залы. Мы ездили в Москву выступать в концертном зале имени П.И.Чайковского. И там только за неделю до выступления повесили афишу. Я уже думала, что придется работать в пустом зале, что люди не успеют выкупить билеты за такой короткий срок. Но... зал был переполнен. Принимали стоя. Это уже говорит о том, что мы востребованы.

Народное творчество убить невозможно. Человек, если любит петь, он поет, еще и от себя что-нибудь добавит. Если у него праздник, он пляшет. А вот такие люди, как я, учатся у него танцам, прибауткам, манерам. И показывают все это широкому зрителю. Пока будут "Хорошки" и будут зрители, которые занимаются творчеством, у нас будет представлена на самом высоком уровне история предков, культура и обычаи. Поэтому отдыхать нам некогда.

- Сегодня "Хорошки" - это известный бренд. В начале становления ансамбля откуда у вас была вера в то, что коллектив добьется успеха?

- Откуда была вера в ансамбль? Я себя знаю. Если за что-то берусь, то все получается на высоком уровне. У меня было много планов, много материала, который хотелось поставить. Только людей не хватало. Ведь по указанию сверху ансамбль должен был быть маленьким, мобильным, чтобы не конкурировать с государственным. А мы взяли и стали лауреатами I премии Всесоюзного смотра-конкурса в 1977 году. Казалось бы, на этом моя борьба за коллектив должна была закончиться. Доказали, что лучшие. Но представьте, только через 10 лет я получила первый балетный класс, а до этого ничего не было. Мы работали, как говорится, вопреки.

Да, на первых порах нас не признавали. Помню случай, когда на одном из концертов спрашивали: "А кто это такие приехали?" Им отвечали, что белорусы. Тогда в ответ бросалось: "И что привезли? Опять свой гопачок?" Представляете?! Но когда мы в 1975 году сделали первую программу, нас отправили за границу. Там коллектив принимали стоя, начиная с первого концерта. Потом были гастроли на Украине. Руководитель ансамбля танца Украины имени П.П.Вирского Мирослав Вантух назвал "Хорошки" бомбой, увидев, что делают мои девочки в танце. Это и было действительно так. Мы уже тогда были достойным коллективом.

Могу сказать, что вся моя жизнь - это борьба за право творить. Борьба за духовное возрождение, за утверждение белорусской нации.

- Когда видишь ваши постановки, то создается впечатление, что на сцене профессиональная актерская игра. Как вы смогли этого добиться?

- Правильно, это не просто танцовщики - это еще и актеры. Я не требую и не ставлю жестких рамок, как надо сыграть тот или иной образ, а рассказываю им это. Тут нужно душой прочувствовать. У нас на сцене всегда типажи из жизни, многие узнают себя. А еще я всегда своим ребятам говорю: вы должны легко танцевать, не касаясь сцены.

- Валентина Ивановна, а как проходил отбор танцовщиков в первый коллектив "Хорошек"?

- Это интересная история. Отбора в первый коллектив вообще не было. Нам достались те, кого не взяли из хореографического училища в оперный театр, государственный ансамбль танца и профессиональные хореографические коллективы. Два человека присоединились из могилевского коллектива. Потом из хора к нам перешли несколько человек. Вот и получился тот самый состав. Могу сказать, что 9 месяцев мы учили танцовщиков азам классики, основам народно-сценического танца. Благо, что учителя были хорошие.

- Все годы своего существования ансамбль пропагандирует национальную культуру. Почему именно на этом сделан акцент?

- Нет государства без ярко выраженной национальной культуры, без особенностей традиций, без характеров, которые могут представлять народ. Об украинцах судят по Национальному заслуженному академическому ансамблю танца Украины имени П.П. Вирского, Национальный балет Грузии "Сухишвили" представляет народ этого края. Все ищут свое лицо. Очень хотелось мне, чтобы Беларусь ассоциировалась с лучшим хореографическим коллективом. Всегда почему-то говорили, что Беларусь находится на третьем месте после России и Украины по костюмам и хореографии. А она в какой-то момент стала первой. Все меняется, конечно. Лучшие солисты уже ушли на пенсию. Сейчас я изо всех сил стараюсь держать коллектив на том профессиональном уровне, какой был достигнут изначально. А это очень высокая планка.

Меня иногда упрекают в том, что современные танцы мы не танцуем. Тогда спрашиваю: а что это такое, на ваш взгляд? Танцевать под эстрадную песню? Нет. Когда "Хорошки" танцуют, зрители сидят, затаив дыхание и боясь шевельнуться, ведь во время концерта разворачивается целая история. История, которая на протяжении очень долгого времени заставляет зрителей приветствовать "Хорошки" стоя и с аплодисментами.

Виктория АПАНАСЕНОК.

Все интервью