Новости Беларуси
Белорусское телеграфное агентство
Рубрики
Пресс-центр
Аналитика
Главная Интервью

В реальность выдвижения на "Оскар" своего фильма "Хрусталь" поверила не сразу

Интервью 01.09.2018 | 20:37
Дарья Жук

Фильм "Хрусталь", успешно начав фестивальную жизнь, уже получает массу приглашений на международные форумы. Режиссер Дарья Жук только в ноябре планирует побывать на семи фестивалях в разных странах. А год назад, монтируя отснятый материал, о подобном развитии событий и не помышляла. Как призналась Дарья в интервью корреспонденту БЕЛТА, делая фильм о молодежи 90-х, не думала, что картина вызовет интерес столь широкой зрительской аудитории.

- Свой дебютный полнометражный фильм изначально планировала показать в Беларуси, ведь он о периоде нашей истории, практически обойденном кинематографистами. В 90-е годы в основном снимали рекламу или социальные заказы. "Брат" и "Брат-2" - это картины совсем другого свойства, на специфичную тему. Мне же хотелось сделать фильм, который близок каждому, в котором каждый увидит что-то, что ему знакомо. Мне кажется, получился зрительский фильм, и он намного больше понравится публике, чем критике.

Приятно, что фестивальная жизнь ленты началась с теплого приема на форумах в Карловых Варах, Одессе, Выборге. А потом покатилось: картина приглашена на более чем 20 международных фестивалей в странах Восточной Европы. Очевидно, что рассказанная история оказалась близка многим. А 14 октября будет английская премьера "Хрусталя" на престижном фестивале в Лондоне, и это потрясающе! Случилась даже смешная история: два немецких фестиваля поссорились как конкурирующие площадки для премьеры. Факт организации премьеры в масштабах страны для них очень важен, и в этом случае два разных мероприятия договорились показать "Хрусталь" в один день. Картину увидят и в Египте.

Что касается проката, то "Хрусталь" уже вышел на экраны в Беларуси, он будет в прокате в России, Украине, Китае. Очень надеюсь, что в Америке, Германии и Франции, где идут переговоры.

- Вы сказали, что фильм больше понравится зрителям, чем критикам. Первые рецензии уже опубликованы. Как вам?

- Для меня чтение рецензий - болезненный процесс. Я переживаю, что кто-то что-то не понял, дал неверное определение, а это все расходится и формирует мнение. Порой критики обращают внимание на отдельные детали, которые не так уж важны. А фильм многослойный, смысловой. В нем мне хотелось воплотить конфликт, драму, отразить дух времени. Некоторые рецензии мне понравились. Например, в Карловых Варах было много американских журналистов. Они видят в фильме какие-то другие вещи, нежели европейские журналисты, и критика у них интересная, драматургическая. Да и не должен фильм всем нравиться, я считаю, это невозможно. Хотя много случаев, когда люди признаются, что, намереваясь посмотреть минут 10, не смогли оторваться до конца, потому как не все равно, что происходит на экране.

А на экране харизматичная героиня. У нее много отрицательных качеств, и нужна была актриса с сильной энергетикой, чтобы держать кадр. Такую пришлось искать долго, практически до момента начала съемок. Очень хотелось, чтобы сыграла девушка из Минска. К сожалению, многие артисты уезжают в Москву, Питер, даже в Нью-Йорке я встречалась с талантливыми белорусскими актрисами. Но, увидев Алину Насибулину, сразу поняла - это она. Алина потрясающая в этой роли. Может быть, сейчас она и не сыграла бы так, ведь вместе с ролями актеры меняются. Мне удалось уловить тот момент, когда эта роль была актуальна для ее личного роста.

Дарья Жук
Дарья Жук

- Дарья, вам нужно было передать атмосферу 90-х годов. Но современный Минск - уже другой город.

- Порой было непросто. Например, пришлось оконные рамы при монтаже в картине "состаривать" - ведь сегодня они практически везде новые, пластиковые. Мы всю картину снимали на натуре. Для фильма была построена только одна декорация - помещение почтового отделения. Во всей Беларуси не нашлось старого, без ремонта. Мы снимали в провинциальной квартире. Я вообще противник искусственных декораций, потому что в кадре это очень четко видно. Жаль, бюджет не позволил снимать в Березовке, где находится хрустальный завод "Неман". Реквизит искали по друзьям, по Фейсбуку, на "Беларусьфильме". Очень тяжело собиралось, но нашли все, даже журнал "Птюч", который должен быть в кадре. Старались в картине передать дух того времени.

- Того времени, когда случались подобные истории…

- Такая произошла с моей подругой: ей вправду пришлось какое-то время жить где-то в глубинке в ожидании звонка из американского консульства, чтобы получить визу. Как все сложилось у нее, я не знаю, в нашем фильме рассказ придуманный. Над сценарием работала опытный автор Хельга Ландауэр, она родилась и выросла в Москве, училась во ВГИКе, много путешествовала по бывшему Советскому Союзу. Со мной вообще работала замечательная международная команда. Оператор Каролина Коста из Бразилии, которая живет в Мексике и постоянно снимает в Лос-Анджелесе. Актеры заняты белорусские и российские. Монтажеры из Беларуси и Польши, звук делали в Германии, но при постоянном контакте с белорусским звукоинженером.

Вообще фильм сделан с большой любовью. Бюджет его, поверьте, далеко не такой большой, как может представляться. У нас были огромные ограничения, вплоть до того, куда камеру поставить - такая клаустрофобичная ситуация. Когда мы презентовали еще незаконченный материал на рынке в Германии, рядом предлагали подобные картины с бюджетов в 8 раз больше нашего. Я теперь точно знаю, что с большой любовью можно сделать многое, тем более в Минске. Людям не хватало зарплаты, не хватало времени, но вся команда работала с такой самоотдачей, за что я бесконечно благодарна.

- Но без денег все равно ничего не сдвинуть, вы же пытались запуститься в 2016 году, а получилось только через год. Найти деньги на фильм легко?

- Вообще невозможно, особенно на первый. Это самое ужасное, что происходит с режиссерами, которые пытаются сделать полнометражный фильм. Эти постоянные питчинги, стресс, ты все время рвешь на себе рубашку, убеждаешь, что сможешь сделать. Естественно, опыта у тебя нет, на слово никто не верит, и все говорят "нет" много лет. У меня на поиски ушло четыре года, я стала скучнейшим человеком в то время, и все, о чем говорила с друзьями, сводилось к теме ожидания денег на картину. Но очень важно знать людей, которые могут убедить в успешности будущего проекта. Мне теперь даже некоторые, к кому я обращалась за поддержкой и получила отказ, названивают и интересуются, как дела. Был момент в моей жизни, когда меня уволили из коммерческого проекта в Москве, что стало для меня огромным потрясением. Думаю, у каждого режиссера бывает такое, потому что падения в этой профессии неизбежны. И сейчас, когда они позвонили с предложением, для меня это была победа. Я думала, что это произойдет когда-то, и теперь могу поставить точку.

- Сейчас, наверняка, вы востребованный режиссер и получаете много предложений.

- Я пока переживаю "Хрусталь". Впереди еще так много работы - побывать на множестве фестивалей, организовать показ в Лос-Анджелесе для киноакадемиков. Предложения есть, все время читаю сценарии. Все ищут хороший материал, и я его тоже ищу. Уже знаю, когда такой есть, найдутся люди, которые тебя поддержат. Если появится хороший материал, то и команда подтянется, запустить тогда картину несложно.

Звали снимать в Москву, но нужно было бы на восемь месяцев все бросить и уехать, а это сейчас невозможно. Из Нью-Йорка, Лос-Анджелеса буквально две недели назад пришло предложение сделать комедию. Но очень сложно, когда не твой сценарий, - хочется переписать. На днях прочитала мелодраму, которая была так плоха, что этим даже хороша. История про любовь написана так смешно, что в этом ужасе клише есть даже некая своя прелесть, это почти пародия.

- Вы сами пишете сценарии?

- Я всегда мучаюсь, работая над сценарием. У меня много своих идей в разработке, и я сотрудничаю с несколькими авторами, один из них - мой муж. Он журналист и писатель, пишет об искусстве и технологиях. Мы вместе генерируем скелет, структуру. У нас вообще такая забава - набросать идеи, а потом сказать, что все это очень плохо.

Хочу снять эпический, исторический фильм на рок-н-рольную тему. Там присутствует звезда российской эстрады. Я уже искала встречи с ней, ведь необходимы договоренности, согласования. Задействовала всех друзей, всем сообщила, что мне надо срочно с ней познакомиться.

Есть у меня и сценарий про первый год жизни в Америке, это во многом личная история.

- Вопрос на эту тему: как вы вообще решились 16-летней девочкой уехать за тридевять земель из дома?

- Мне просто очень хотелось посмотреть мир и покорять новые просторы. Я училась в спецшколе и хорошо знала английский, поехала по обмену на год в США. Это было в 90-х, к слову. Там мне посоветовали продолжить обучение, и я смогла поступить в женский колледж на полную стипендию. Но все равно мне пришлось очень туго, я многое не понимала и по ночам читала американскую литературу. Сильно скучала, тем более что тогда не было интернета, скайпа, звонила родителям раз в месяц. Это было потрясение, шок. Но женский колледж после двух лет напряженной учебы я закончила на "отлично", а после поступила в Гарвардский университет также на полную стипендию. У меня диплом Гарварда по экономике с отличием, хотя я в то время гораздо больше была увлечена кино и с огромным рвением занималась на различных дополнительных курсах по искусству, их можно было выбирать помимо обязательной программы. Да и в Гарварде экономическое образование намного более гуманитарное, не такое специализированное, как у нас. Я с удовольствием изучала дисциплины "История идей", "История экономики", "Философия", нежели экономику и статистику. И когда оказалась на работе в банке, поняла, что о финансах я практически ничего не знаю. После двух месяцев жестких тренингов сдала тест и стала финансистом.

- И все же высокооплачиваемую работу в банке на Уолл-стрит вы променяли на творческую?

- В банк я пошла работать от безысходности, ведь жила одна в чужой стране, нужно было себя обеспечивать, а еще таким образом могла получить иммигрантскую рабочую визу. Работая в течение двух лет по 12 часов, я поняла, что это совершенно не мое, и решила попробовать соединить свои знания в области финансов и кино. У меня получилось: я попала на работу в корпорацию НВО, ту самую, что известна сериалами "Секс в большом городе" и "Игра престолов". Шесть лет работы в менеджменте компании и столько же лет терзаний, потому что я уже тогда занималась кино, получила режиссерское образование в Колумбийском университете. Но в конце концов я выстрадала решение оставить вполне комфортную, стабильную работу, где можно было бы продолжать еще и шесть лет, и 26. Просто поняла в какой-то момент, что других вариантов у меня нет, и если этого не сделаю, то всю жизнь буду жалеть. В кино я влюбилась с 19 лет, просто все думала, что это как болезнь, это скоро пройдет. Но оно все не проходило.

Мне пришлось долго искать свое место в киносреде, я занималась продюсированием, снимала короткометражки, и расцвела, когда полностью посвятила себя любимому делу. У всех свой путь, очень хорошо быть режиссером, когда ты чуть-чуть постарше, потому что у тебя есть опыт.

- Дарья, вы уже 20 лет живете в США. Заметно изменился родной Минск за это время?

- У меня никогда не было ощущения, что я уехала. Может, в начале только, пока училась. А в последние 10 лет было много работы в Москве, и я часто приезжала в Минск.

Мне нравится, как меняется город. В молодости не хватало таких уютных мест, кафешек, где можно было бы пообщаться с друзьями за чашкой кофе, обсудить проекты и планы. Сейчас более свободная обстановка. Меня поразила Зыбицкая, которая как-то вдруг появилась.

- Наверняка, вопрос о том, каким режиссером - белорусским или американским - вы себя ощущаете, уже набил оскомину.

- Белорусским. Несмотря на 20 прожитых в США лет, я не знаю ту действительность настолько, чтобы не ошибиться, не показать ее как-то карикатурно. В своей короткометражке "Настоящая американка", мне кажется, не смогла полноценно показать персонажей, потому что не до конца их понимаю. Есть какая-то дистанция между мной и тем миром. Я же хочу снимать о том, что знаю.

- Как вы отреагировали на предложение выдвинуть "Хрусталь" на премию "Оскар"?

- Это была идея американских продюсеров. Это опытные люди, широкого взгляда. Сценарий им понравился, и они предложили попробовать. Я тогда еще не садилась за монтаж и думала, что это сказано так, пыль в глаза, ведь сначала нужно хотя бы фильм сделать. Но все завертелось...

Жанна КОТЛЯРОВА,

БЕЛТА.-0-

Все интервью