Новости Беларуси
Белорусское телеграфное агентство
Рубрики
Пресс-центр
Аналитика
Главная Интервью

В Минске с 1 апреля вводится новая система оплаты и контроля проезда

Интервью 27.03.2014 | 14:23

В Минске для оплаты проезда в общественном транспорте с апреля текущего года вводятся единые билеты на основе бесконтактных смарт-карт (БСК). Они заменят всем нам привычные бумажные проездные. Одновременно расширены возможности оплаты за проезд (дополнительно введены проездные на определенное количество поездок). Новая система оплаты и контроля проезда начнет функционировать в полном объеме с 1 апреля текущего года. О нововведениях в беседе с корреспондентом БЕЛТА рассказала заместитель генерального директора по экономике ГП "Минсктранс" Ирина Якубовская.

- Ирина Владимировна, БСК на все виды транспорта уже поступили в продажу 15 марта. Какова реакция покупателей?

- Электронные проездные на апрель реализуются в 139 киосках филиала "Агентство Минсктранс" и кассах столичного метрополитена (их 110). Несмотря на то, что о нововведении много говорилось в СМИ, да и в порядке эксперимента они уже действуют в нынешнем году - с января в метро и с февраля в трамваях, у пассажиров возникает много вопросов - при продаже приходится объяснять правила пользования БСК. Думаю, в следующем месяце БСК станут такими же привычными для пассажиров, как и бумажные проездные. Более того, люди оценят их преимущества.

Кстати, на февраль было реализовано около 3,5 тыс. электронных проездных документов на трамвай, выполненных на основе пластиковых бесконтактных смарт-карт. Обычно пассажиры приобретали 4,3-4,5 тыс. бумажных проездных. Получается, не все сразу приняли нововведение, некоторые предпочли пользоваться по старинке бумажными талончиками...

Общее количество электронных проездных, эмитированных тогда в процессинговом центре филиала, было около 6 тыс. штук - с солидным запасом. Это было сделано для того, чтобы новая продукция поступила во все точки продаж, даже в те микрорайоны, где спрос на проездные на трамвай традиционно очень незначительный. Хотелось максимально адаптировать пассажиров к новой продукции, быстрее ввести ее в обиход. Впрочем, пластиковые БСК не утилизируются (как бумажные носители), а используются для кодировки или пополнения тарифных планов в дальнейшем. Поэтому невостребованные БСК вовсе не пропадают - они просто ждут своего часа, образно говоря.

На сегодняшний день в процессинговом центре выпущено уже около 550 тыс. электронных проездных документов, к началу апреля эта цифра увеличится до 600 тыс.

Каждый вид проездного имеет восьмизначный код, который кассиру необходимо набрать, затем документ прикладывают к оборудованию и программируют. Когда деньги внесены покупателем и записан тариф, пластиковый носитель становится электронным проездным документом на основе бесконтактной смарт-карты. Остается только пользоваться им в удовольствие и при необходимости пополнять.

- Электронные билеты на февраль поступали в точки продаж уже с записанным тарифом. БСК на март активировались в точках продаж. Как будет в дальнейшем и какие проездные пользуются наибольшим спросом?

- В марте к стандартным проездным на трамвай добавились проездные билеты на определенное количество поездок (5, 10, 20, 30, 40, 50, 60). Действительно, кассиры на POS-терминалах сами записывали на карты тарифы, необходимые пассажирам. Так происходит и сейчас: электронные проездные документы приходят в точки продаж агентства и кассы метрополитена пустыми и становятся готовыми к употреблению после того, как кассир запишет на них определенный тариф, а пассажир - оплатит. Так будет и впредь.

Что касается наиболее популярных электронных проездных, то здесь приоритет у БСК на полный месяц.

Кстати, при покупке пластиковой смарт-карты пассажиру обязательно выдается чек с подробной информацией о сроках действия проездного документа и тарифах. Думаю, пассажирам следует эти чеки сохранять - себе же для подсказки.

На БСК будут закачиваться сроковые проездные на декаду, 15 дней или месяц и в зависимости от желания пассажира на 1, 2, 3 или 4 вида городского общественного транспорта. Кроме того, карточку можно пополнять и определенным количеством поездок - от 5 до 60 (в этом случае пассажир вправе будет использовать их в любом из четырех видов транспорта). По решению Мингорисполкома срок действия БСК на определенное количество поездок ограничивается двумя месяцами с момента их реализации.

Вся информация о статистике продаж и использования БСК абсолютно прозрачна, она поступает в автоматическом режиме в процессинговый центр и отображается в системе аналитики. Так, на мониторе компьютера видно, в какое время работала конкретный кассир и какие тарифы она закодировала.

- Одним из главных вопросов, волнующих людей, является вопрос цены. Высказывались опасения, что введение БСК неминуемо повлечет за собой увеличение стоимости проезда.

- Эти опасения напрасны. Проездные остаются в той же цене. В чем и убедились те, кто их уже приобрел. Единственный нюанс - пассажирам нужно приобрести саму карту (ее залоговая стоимость - Br12 тыс.). Но при этом следует иметь в виду, что бесконтактная смарт-карта является многоразовой - по истечении срока действия определенного вида проездного документа карточку можно пополнить в специализированных киосках агентства "Минсктранс".

Пластиковые карты метрополитена принимаются в кассах метро по их нынешней залоговой стоимости (Br10 тыс.).

Следует отметить, что проездной на метро (на один вид транспорта) пока остается в виде пластиковой карты, сохраняются и пластмассовые жетоны на одну поездку. Остальные проездные, в том числе совмещенные, представляют собой бесконтактную смарт-карту.

- Огромная работа проведена специалистами "Минсктранса" по переоборудованию коммунального транспорта. Удовлетворены ли вы результатом?

- Каждый трамвай, троллейбус, автобус, выходящий на линию, оборудован валидаторами для БСК и электронными компостерами (для бумажных талончиков на одну поездку) - всего около 2,2 тыс. единиц транспорта. И 1 апреля они сдадут своеобразный экзамен на готовность работать на новом, более современном уровне. Валидаторы расположены на каждом поручне при входе в салон транспорта. Мы надеемся на понимание пассажиров - поначалу оборудование будет работать фактически в тестовом режиме, а также просим бережно относиться к нему - проект этот недешевый, да и очень трудоемкий.

В марте в автобусных и троллейбусных парках началась прошивка валидаторов. В салонах подвижного состава задействована бригада из трех человек: электрика, автослесаря и специалиста отдела АСУ. После завершения процесса прошивки тестовой карточкой проверяется работоспособность каждого валидатора. Когда карточка приближается к валидатору, высвечивается его номер. Каждый такой номер сохраняется в текстовом файле и отправляется в филиал "Агентство Минсктранс", где вносится в базу данных.

В настоящее время идет работа над транспортными картами кассиров, контролеров и водителей. Кассиры с помощью этих документов будут открывать и закрывать свои смены, водители - запускать электронное оборудование в салонах подвижных единиц, а контролеры - во время проверки оплаты проезда блокировать оборудование. Кроме фото на персональных картах будут указаны ФИО, дата рождения, табельный номер работника, филиал и должность.

Большое внимание уделено обучению водителей и контролеров.

- Когда проезд считается оплаченным?

- При использовании для оплаты проезда бумажного талончика пассажир обязан погасить его с помощью электронного компостера, как и прежде. Что касается БСК, то начиная с 1 апреля для подтверждения оплаты проезда каждый пассажир должен при входе в транспортное средство приложить к валидатору свою смарт-карту (кстати, при повторном прикладывании карты к валидатору оплата не взимается, а высвечивается баланс БСК). Во время проведения контроля оплаты проезда электронные компостеры и валидаторы блокируются. Использование пассажиром БСК для оплаты проезда контролер проверяет посредством имеющегося у него специального терминала.

- А если владелец, например, электронного месячного проездного не приложил карту к валидатору, то ему грозит штраф?

- Да, он будет оштрафован.

Вне зависимости от того, сроковый проездной или на определенное количество поездок, пассажиру при входе в транспортное средство нужно смарт-карту прикладывать к валидатору. Распространение этого правила на обладателей сроковых проездных объясняется тем, что, во-первых, таким образом подтверждается факт получения пассажиром транспортной услуги в конкретное время в конкретном транспортном средстве, во-вторых, создается база для изучения пассажиропотока в целях оптимизации маршрутной сети, в-третьих, пассажир фиксирует свое присутствие в транспортном средстве на случай возникновения страхового случая. Так что это в интересах самого пассажира.

- А будут ли кондукторы реализовывать талончики в общественном транспорте?

- В ближайшие месяцы - да. А предположительно с августа на линиях будут работать только контролеры.

Все интервью