Новости Беларуси
Белорусское телеграфное агентство
Рубрики
Пресс-центр
Аналитика
Главная Интервью

В Беларуси уже создан современный и эффективный инструментарий для оказания электронных услуг

Интервью 18.03.2015 | 19:55

Получить справку о доходах, записаться на прием к врачу и даже подать заявление в ЗАГС - и все в режиме онлайн, даже не выходя из дома. "Мечта", - скажете вы. "Дело ближайших лет", - опровергнет ваш скептический настрой директор Национального центра электронных услуг Андрей Ильин. Эта организация была создана в 2012 году, но за такой короткий срок сотрудники центра уже успели добиться неплохих результатов. Какие планы у НЦЭУ на 2015 год, для чего белорусам сайт portal.gov.by и когда мы сможем получать нужные справки одним кликом, в преддверии дня рождения НЦЭУ Андрей Ильин рассказал корреспонденту БЕЛТА.

- Андрей Анатольевич, в начале марта был запущен после модернизации portal.gov.by. Расскажите, что это за ресурс и какие изменения он претерпел в последнее время?

- В Беларуси существует Общегосударственная автоматизированная информационная система (ОАИС), предназначенная для оказания электронных услуг организациям и гражданам. Там собраны электронные услуги, оказываемые государственными органами - владельцами государственных информационных ресурсов. А portal.gov.by - это точка входа в эту систему. Если же говорить о модернизации портала, то стоит отметить несколько важных моментов: во-первых, мы создали там услугу "личного кабинета", во-вторых, оплачивать услуги ОАИС теперь можно через ЕРИП, в-третьих, мы добавили новые услуги для физлиц. И наконец, изменился дизайн самого портала, что тоже немаловажно.

- А какие конкретно услуги можно получить на вашем портале? И на кого они рассчитаны?

- Следует признать, что состояние дел с электронными услугами у нас сейчас неидеально, но зато можно с уверенностью утверждать, что инструментарий для их оказания уже создан - современный и эффективный. Сейчас идет активное вовлечение органов госуправления в этот процесс. Ведь мы - НЦЭУ - непосредственно услуги не оказываем, мы - оператор, предоставляющий площадку. А вот наши государственные органы должны сформировать те электронные услуги, которые будут востребованы потребителями и размещены на нашем портале. И им предстоит весьма непростой этап перевода не всех, но значительной части административных процедур, которые выполняются сегодня, в электронный вид. В идеале надо обеспечить возможность нашим гражданам минимизировать походы в органы госуправления. Бесконечные справки в ГАИ, банки, поликлиники - вот ближайшие перспективные направления этой работы.

Сегодня реальных услуг ОАИС не так много, как хотелось бы, - около полусотни. И они в основном рассчитаны на юридических лиц, поэтому находятся на закрытом портале. Обычным гражданам, которые работают с открытым порталом, мы пока можем предоставить лишь несколько услуг.

- Получается, я могу зайти на открытый портал и сразу получить необходимую услугу? При условии, что она предоставляется, конечно.

- В идеале - да, правда, пока ситуация обстоит немного иначе. Наш портал - это отчасти набор ссылок на сайты министерств и ведомств, где оказываются электронные услуги. Но в будущем мы планируем, чтобы с нашего ресурса люди получали уже законченные услуги. В чем преимущество такого подхода? Во-первых, мы экономим деньги на построении общей инфраструктуры. Министерствам и ведомствам не нужно будет тратить средства на системно-техническую часть, серверы, персонал, каналы связи, программное обеспечение. От них будет требоваться только оказание услуги, а мы предоставим площадку. Во-вторых, при наличии такой схемы мы будем в состоянии реализовывать сложные услуги, когда для предоставления запрашиваемой информации необходимо участие нескольких органов госуправления. Сейчас это задача практически нереальная.

- Вы сказали, что после модернизации на портале появятся новые услуги для физических лиц. Расскажите подробнее, что это будет?

- В этом году мы действительно расширим перечень услуг для физических лиц. У нас, к примеру, уже есть договоренность с Фондом социальной защиты населения, который будет предоставлять подтверждение факта работы застрахованного лица, а также сведения о датах приема и увольнения застрахованных лиц и суммах выплат, на которые начислены страховые взносы, в электронном виде. Активнее стало развиваться сотрудничество с Минтруда и соцзащиты. Теперь информацию о размере получаемого пособия, государственной адресной социальной помощи и размере получаемой пенсии тоже можно будет получить онлайн. Кроме того, мы активно работаем с Государственным таможенным комитетом, Министерством по налогам и сборам, Министерством торговли.

- А как получение этих услуг  будет реализовываться на практике?

- Здесь предусмотрены два варианта. Первый - это система информационных посредников. Этот механизм уже создан, но пока не насыщен электронными услугами. Пользоваться им могут все без исключения, даже те люди, которые понятия не имеют об интернете и электронных услугах. В настоящее время функции таких посредников выполняют "Белпочта" и "Белтелеком". В Беларуси сейчас существует уже около 250 точек, куда люди могут прийти и, действуя через оператора, получить электронную услугу.

- То есть я прихожу на почту, говорю, какая мне нужна услуга, оператор заходит на ваш портал, распечатываем нужный документ и все?

- Сегодня это не совсем так. Да и услуг через информационных посредников оказывается явно недостаточно. Пока человек может получить только информацию из Реестра задолженностей Национального банка, а также некоторые услуги Национального кадастрового агентства. Но сам механизм весьма интересен и не требует никакой квалификации со стороны потребителя этих услуг. Кстати, часть из тех услуг, которые мы планируем добавить в 2015 году, будут как раз доступны через информационных посредников. ФСЗН, к примеру, уже подтвердил, что его услуги будут доступны в таком формате.

- Получается, что на почте мне могут распечатать, к примеру, справку о размере пособия, и она будет иметь юридическую силу?

- К сожалению, здесь тоже не все гладко. Та информация, которую гражданин получает от информационных посредников, не обладает статусом официального документа. Потребуется еще ряд изменений в нормативно-правовой базе, чтобы подобные документы стали считаться официальными. Сейчас эта информация просто предоставляется людям для личного пользования. Но проблема очерчена верно, и мы тоже очень хотим, чтобы эту информацию стали считать официальной. Движение в сторону электронных услуг ускорится, если придать определенный статус нашей системе ОАИС, который позволит считать эту систему доверенной средой для органов госуправления.

- Вы сказали, что система информационных посредников - это первый вариант получения электронной услуги. А какой второй?

- Если не использовать услуги информационных посредников, то можно действовать самостоятельно через интернет. Мы заходим на portal.gov.by, идентифицируем себя посредством электронно-цифровой подписи либо логина и пароля и получаем те услуги, которые доступны. Кстати, оплачивать их теперь можно будет через систему ЕРИП.

- Во время своего недавнего визита в Беларусь министр связи и массовых коммуникаций Российской Федерации Николай Никифоров рассказывал, что у них в некоторых регионах даже заявление в ЗАГС можно подать через интернет. Когда белорусы смогут поступать так же?

- Техническая возможность и у нас уже есть. Но для этого органы ЗАГСа должны научиться принимать такие заявления в электронном виде. А для этого им, по всей видимости, надо будет внести изменения в нормативные документы, регулирующие их деятельность.

Важен еще один момент: обычные граждане, чтобы использовать определенные электронные услуги, требующие строгой идентификации пользователя, должны будут иметь и уметь пользоваться своим средством электронной цифровой подписи. Свой открытый ключ проверки ЭЦП должен быть зарегистрирован в Государственной системе управления открытыми ключами - ГосСУОК. Правительство в этом году приняло определенные решения, благодаря которым в течение 2015 года самые крупные государственные системы должны быть автоматизированы таким образом, чтобы они воспринимали ключи ГосСУОК. Мы надеемся, что в этом году начнется массовое выделение этих ключей, массовое использование их в госсистемах.

- С 1 января физические лица тоже могут регистрировать в ГосСУОК свой открытый ключ проверки ЭЦП. Как вы думаете, эта услуга будет пользовать популярностью?

- Когда органы госуправления начнут общаться с людьми в электронном виде активно, когда это станет понятно, эффективно и интересно, тогда и обычные люди начнут покупать и применять средства ЭЦП. Думаю, что это дело ближайших лет, и уже в 2016 году этот процесс значительно ускорится.

Светлана МИХОВИЧ

Все интервью