Новости Беларуси
Белорусское телеграфное агентство
Рубрики
Пресс-центр
Аналитика
Главная Интервью

Учитель года-2017 о развитии системы образования Беларуси

Интервью 04.10.2017 | 12:46
Светлана Румянцева

Итоги республиканского конкурса профмастерства "Учитель года - 2017" были объявлены в Минске 28 сентября. Лучшим педагогом страны названа учитель белорусского языка и литературы Боровухской средней школы №15 Новополоцка Светлана Румянцева. Преподаватель с 24-летним стажем получила признание коллег и как символ - большого Хрустального журавля из рук министра образования Игоря Карпенко. В беседе с корреспондентом БЕЛТА Светлана Румянцева поделилась мыслями о развитии современного образования в Беларуси.

- Светлана Леонидовна, тема всеобщего среднего образования активно обсуждалась на Республиканском педсовете. Что принесет его введение нашему обществу?

- Сейчас наша жизнь предъявляет большие требования к квалификации специалиста. Остается все меньше сфер, где ценится низкоквалифицированный труд. Современный человек должен иметь знания, уметь их добывать, обладать определенными умениями и компетенциями. Если среднее образование у нас будет всеобщим, уверена, это даст своеобразный толчок развитию всего общества. У нас развиваются технологии, в том числе информационные, образовательное пространство, поэтому если есть возможность, то я только за всеобщее среднее образование.

- На педсовете также обсуждались различные формы экзаменации белорусских школьников: независимая аттестация после базовой школы, общенациональный экзамен для 11-классников. Как вы оцениваете эти идеи?

- Что касается независимой аттестации после базовой школы, то я считаю ее излишней. Когда дети после 9-го класса сдают экзамены, мы, педагоги, стараемся реально оценивать уровень их знаний. Ведь после 9-го класса школьник должен определиться: продолжает он свое обучение на углубленном уровне или выбирает рабочую специальность. Я вижу, как принимают эти экзамены педагоги всего Новополоцка, мы никогда не завышаем отметки, а стараемся показать реальный уровень знаний учащихся. Поэтому независимую аттестацию после базовой школы я не считаю обязательной, хоть и не против нее.

А вот идею общенационального экзамена я поддерживаю полностью. Честно признаться, я всей душой полюбила централизованное тестирование. Что бы ни говорили, мол, учителя не видят за ЦТ лица ребенка, его мыслей, я считаю, что централизованное тестирование проверяет реальный уровень знаний, оно позволяет получить объективную оценку. Кто хочет поступить, готовится, тот и набирает высокие баллы. Над общенациональным экзаменом надо подумать всем вместе. Я пока не представляю, в какой форме он может существовать. Может, будет что-то похожее на российский пример. Единственное, что хочу отметить: пусть в нем будет как можно меньше субъективности. Тогда введение этого экзамена поспособствует повышению уровня подготовки наших школьников, в первую очередь возрастет их личная ответственность за свою учебу.

- Светлана Леонидовна, вы являетесь классным руководителем шестиклассников, видите объем задаваемого на дом по всем предметам. Как вы считаете, ваши ученики перегружены? Существует ли в целом такая проблема в современных школах?

- Положа руку на сердце: не перегружены наши дети. Все дело в правильном графике. Если он грамотно построен и время используется рационально, то проблем никаких нет - хватит времени и на домашнее задание, и на кружки, и на отдых. Мы как учителя все понимаем, стараемся задавать оптимальный объем домашнего задания, чтобы оно пошло только на пользу. Тем более в общеобразовательных школах; согласна, может, в гимназиях и лицеях посложнее учиться.

Единственный нюанс могу отметить - некоторые учебники написаны сложным языком, иногда бывает трудно разобраться в формулировках. Правда, это не касается учебников по моим предметам. Сейчас вот вышла целая линейка новых, качественных, современных учебников, которые отвечают самым высоким требованиям образования. Учителя-предметники говорят, что в них полностью решена проблема с доступностью материала.

Что касается литературы - сейчас несколько уменьшилось количество произведений, обязательных к прочтению, некоторые из них были вовсе исключены из программы. Я это полностью поддерживаю, потому что многое становится непонятным, учитывая новые реалии ученика.

Что бы мы с вами ни рассматривали, становится очевидным: правильно распланируешь время - все успеешь, и свободное время останется. Родители должны помогать в этом своим детям, учить их планировать свое время.

- А что вы можете сказать по этому поводу об учителях? Перегружены ли они бумажной работой?

- В последнее время в данной области произошли большие изменения. Мы видим и ощущаем это. У нас стало меньше бумажной работы, осталось только самое основное. С какими бумагами мы имеем дело сейчас? Главное - это план-конспект урока. Он может быть в любой форме: минимальным у учителя со стажем и более развернутым у молодого. Это обязательно. Календарное планирование нам уже не надо писать, есть рекомендованное Национальным институтом образования. Что еще? Заполнение классного журнала. Это элементарно.

В рамках классного руководства нам надо обходить семьи учащихся. Я считаю, что два раза в год это сделать реально. Первый раз мы где-то в сентябре-начале октября обходим семьи, и потом - в конце года. Считаю это необходимым. Учитель знакомится с семьей учащегося поближе, видит его быт, условия, в которых воспитывается ребенок. Это очень помогает в работе классного руководителя.

Что еще? Всеобуч. Это мероприятие проводится один раз в год. Например, у меня по городскому поселку Боровуха только один дом, я обошла несколько квартир. Некоторые говорят, что это сложно. Ничего подобного, на это уходит 2-3 часа всего. Конечно, остались определенные бумаги, но я не могу сказать, что они лишние.

- Светлана Леонидовна, последний вопрос. В сети некоторые родители сетуют, что из-за ужесточения правил заполнения дневников приходится приобретать несколько экземпляров, в случае ошибки в оформлении ребенку приходится несколько раз переписывать дневник. Существует ли эта проблема в вашем учреждении?

- Нет, у нас такой проблемы не существует. Она очень преувеличена. Это скорее проблема не образования, а конкретного учреждения. Если ребенок допустил ошибку в оформлении дневника или тетради для контрольных работ, существуют общие правила исправления этих ошибок. Вовсе не обязательно покупать новый дневник или тетрадь. От ошибок никто не застрахован. Тот, кто их не делает, не развивается. И учителя допускают ошибки при оформлении журналов. Нужно просто аккуратно все исправить - и проблем нет. Конечно, тетрадь с исправлениями уже не будет образцовой, но совершенно не обязательно ее уничтожать.

Светлана ПЕКАРЬ,

БЕЛТА.-0-

Все интервью