Новости Беларуси
Белорусское телеграфное агентство
Рубрики
Пресс-центр
Аналитика
Главная Интервью

Участие в экономическом поясе Шелкового пути повысит инвестпривлекательность Беларуси

Интервью 11.07.2016 | 11:38
Михаил Мясникович

Вовлечение в проект Экономического пояса Шелкового пути должно оказать значимое влияние на повышение инвестиционной привлекательности экономики Беларуси. Об этом в интервью корреспонденту китайского информационного агентства "Синьхуа" заявил председатель Совета Республики Национального собрания Беларуси Михаил Мясникович.

- Недавно лидеры Беларуси и Китая, встречаясь в Ташкенте на полях заседания Совета глав государств - членов Шанхайской организации сотрудничества, отметили хорошую динамику развития двусторонних отношений во всех сферах. Мы знаем, что Национальное собрание Республики Беларусь в своей работе также уделяет значительное внимание развитию международных связей вашей страны. Будучи главой правительства Беларуси, вы посещали Китай в 2014 году с официальным визитом, в ходе которого была утверждена Дорожная карта развития двусторонних отношений на ближайшие годы. Какова ваша оценка сегодняшнего состояния отношений между Республикой Беларусь и Китайской Народной Республикой?

- Всестороннее продвижение отношений с Китайской Народной Республикой - безусловный внешнеполитический приоритет Республики Беларусь. Недавно мы ратифицировали Договор о дружбе, подписанный лидерами двух стран в прошлом году. Этот документ закрепил на уровне межгосударственного правового акта, что наши двусторонние отношения с КНР носят характер всестороннего стратегического партнерства.

Двусторонние контакты с этой страной всегда отличались особой интенсивностью и результативностью. Трудно переоценить важность белорусско-китайского партнерства для диверсификации нашей международной кооперации. Недавний запуск белорусского спутника с китайского космодрома "Сичан", создание современных оборонных систем, новые производственные проекты в машиностроении вывели на новую высоту наше технологическое сотрудничество.

Очевидна интенсификация контактов высокого уровня, экспертного уровня и деловых во всех без исключения сферах сотрудничества. Проведенный нами в мае прошлого года белорусско-китайский бизнес-форум подстегнул развитие межрегиональных связей: все больше регионов Китая проявляют к нам практический интерес.

Сотрудничество парламентов двух стран также вносит свой вклад в копилку двусторонних отношений. Следует отметить, что именно контакты на уровне парламентов заложили хорошие основы двусторонних связей на заре становления независимой Беларуси. Президент Беларуси Александр Лукашенко впервые посетил Китай в начале 90-х годов в составе делегации будучи депутатом Верховного совета. Председатели Палаты представителей и Совета Республики Национального собрания Республики Беларусь четырежды посещали Китай. Постоянный комитет ВСНП дважды направлял в Беларусь делегации на уровне председателя и шесть раз на уровне заместителя председателя, каждый раз добавляя конкретное наполнение в двустороннюю повестку.

Подписанная главой государства Директива №5 "О развитии двусторонних отношений Республики Беларусь с Китайской Народной Республикой" ставит всем госорганам четкие и конкретные задачи, по каким направлениям выстраивать работу с Китаем и каких целей добиваться в среднесрочной перспективе.

Наше вовлечение в проект Экономического пояса Шелкового пути должно оказать значимое влияние на повышение инвестиционной привлекательности экономики Беларуси, расширение товаропотоков, формирование новых производств, центров разработки и транспортно-логистических схем, создание рабочих мест.

Товарооборот с Китаем уже не первый год превышает $3 млрд. Безусловно, нам надо ставить новые ориентиры, в том числе по освоению новых ниш в торговом сотрудничестве. При этом приоритетом на ближайшие годы остается, безусловно, привлечение прямых инвестиций, которых в Беларуси пока явно недостаточно с учетом возможностей китайского бизнеса на внешних рынках. Надо стремиться к тому, чтобы инновационная и инвестиционная составляющая в ближайшем будущем определяла характер нашего взаимодействия.

Сегодня важно активно использовать потенциал региональных связей. В последнее время региональное белорусско-китайское сотрудничество кардинально продвинулось. Сегодня Минск и почти каждая область Беларуси имеют соглашения с двумя-тремя провинциями и крупными городами КНР. Наша установка в ближайшее время охватить межрегиональным сотрудничеством большинство провинций и крупных городов Китая.

Гуманитарное сотрудничество также набирает обороты. Создаются новые совместные научно-технические центры и лаборатории, растет количество институтов и классов Конфуция в Беларуси, включая уникальный в мире институт Конфуция на базе БНТУ, специализирующийся на подготовке кадров с китайским языком для научно-технической сферы. Расширяются культурные, образовательные и туристические обмены. Открытие прямого рейса, упрощение визовых формальностей, вступление в силу протокола к соглашению с КНР о взаимных групповых безвизовых поездках, развитие сети гостиниц в нашей стране, включая гостиницу "Пекин" с китайской спецификой, создают условия для привлечения значительных потоков туристов из Китая в Беларусь. Мы хотим, чтобы как можно большее число представителей дружественного Китая открыли для себя неповторимую природу Беларуси, ее славные историю и традиции, новые деловые возможности, оценили гостеприимство и миролюбие белорусского народа.

- Господин председатель, одной из важных тем двусторонней повестки дня, которая находится под пристальным вниманием глав государств и правительств двух стран, является Китайско-белорусский индустриальный парк "Великий камень". Как парламентарии Беларуси видят дальнейшее развитие и значение этого проекта?

- Китайско-белорусский индустриальный парк "Великий камень" - особый проект, а учитывая внимание, уделяемое ему с обеих сторон, я бы назвал его даже наиболее важным и перспективным направлением белорусско-китайского сотрудничества.

Надо полагать, что стратегическое решение руководства Китая о строительстве на территории Беларуси самого крупного зарубежного индустриального парка с китайским капиталом было принято не случайно. Этому решению способствовали выгодное географическое положение Беларуси, развитая транспортная инфраструктура, наличие высококвалифицированных рабочих и специалистов, а главное - высокий уровень доверия между нашими странами и желание реализовывать этот проект на принципе взаимной выгоды.

Данный проект будет способствовать модернизации и "омоложению" нашего промышленного потенциала, он должен стать своего рода ориентиром или даже эталоном для отечественной промышленности, так как в числе его приоритетов будут такие составляющие, как передовые технологии, высокая добавленная стоимость продукции, ее востребованность и конкурентоспособность как на белорусском рынке, так и на рынках ЕАЭС, СНГ и ЕС. В свою очередь китайские резиденты "Великого камня" смогут при наличии весьма льготных условий и гарантии безопасности их деятельности получить доступы на интересующие их рынки.

В то же время "Великий камень" - открытый проект. В последнее время отмечается интерес к нему со стороны ряда стран как ближнего, так и дальнего зарубежья. Например, мы отмечаем, что еще до начала строительства объектов на территории парка Беларусь уже становится местом для активных переговоров потенциальных партнеров из Китая и ряда стран Европейского союза. Мы приветствуем, чтобы наряду с китайскими и белорусскими инвесторами в парк вошли солидные компании из Европы, Азии и Америки, в первую очередь компании, продвигающие самые современные технологии и наукоемкие проекты. Мы исходим из того, что индустриальный парк должен стать выигрышной темой не только для белорусов и китайцев, но и для всех, кто придет в него с деловыми проектами.

Подготовка к реализации проекта началась задолго до того как Председатель КНР выдвинул концепцию создания "Экономического пояса Шелкового пути". И я разделяю его мнение, что "Великий камень" не просто очень гармонично вписывается в эту концепцию, но, по сути, может стать одной из узловых платформ экономического пояса.

В настоящее время при участии крупнейшей китайской корпорации "Чайна Мерчантс Групп", которая является одним из ведущих мировых игроков на рынке логистики, идет строительство на территории парка крупного логистического комплекса, который будет увязан с одним из прибалтийских портов. Планируется, что данный центр, в том числе, будет обслуживать товарные потоки между Европой и Азией. Думаю, что мы сможем создать привлекательные условия, чтобы к "Великому камню" и торгово-логистическому центру проявили интерес крупные европейские и азиатские площадки электронной торговли, с которыми мы также готовы выстраивать взаимовыгодные отношения.

Наша главная задача как законодательного органа - обеспечение условий для повышения благосостояния наших граждан. Наверное это сложно пока представить, но конечный экономический эффект проекта мы видим не только в создании рабочих мест, но в создании уникальной площадки, где производилась бы продукция и услуги мирового уровня, возможно, не имеющие аналогов, чтобы продвинуть технологический уклад экономики страны. Нам хотелось бы рассчитывать, что парк станет образцом взаимовыгодного сотрудничества.

На законодательном уровне мы будем стремиться создавать и совершенствовать правовой режим наибольшего благоприятствования для развития парка и его резидентов.

- Недавно высшие руководители Беларуси и Китая успешно провели встречу в Ташкенте. Какие важные события в белорусско-китайских отношениях стоят сегодня на повестке дня, в том числе по парламентской линии?

В связи с приглашением Председателя КНР Си Цзиньпина в настоящее время ведется активная подготовка официального визита в КНР Президента Республики Беларусь Александра Лукашенко.

К предстоящему визиту на высшем уровне может быть подготовлен к подписанию значительный пакет двусторонних документов, в том числе связанных с направлениями совместной работы по формированию экономического пояса Шелкового пути, с сотрудничеством в области развития производственных потенциалов, новыми формами финансового сотрудничества, новыми межрегиональными связями, готовится ряд кредитных соглашений и коммерческих контрактов. Для подготовки визита в ближайшее время будет проведено в Минске заседание Межправительственного комитета по сотрудничеству.

В планах нынешнего года также национальная экспозиция Беларуси на выставке "ЭКСПО Китай-Евразия" в городе Урумчи, ряд визитов на уровне губернаторов и членов правительства.

Что касается парламентской линии, вы знаете, что в ближайшее время нас ожидает кампания по проведению выборов в Палату представителей Национального собрания. Мы планируем проработку новых контактов на уровне руководителей Национального собрания и Постоянного комитета Всекитайского собрания народных представителей в 2017 году и будем тщательно готовиться, чтобы эти контакты были результативными.

- Как вы слышали, в последнее время с подачи ряда государств обострились споры по проблематике островов Южно-Китайского моря. В споры начинают вмешиваться третьи силы. Для Китая сегодня это злободневный вопрос внешней политики. Каково отношение Беларуси к этой проблеме?

- Беларусь находится далеко от Южно-Китайского моря, и, казалось бы, ситуация в этом регионе не должна нас затрагивать. Но, с другой стороны, Беларусь как государство - член ООН и основатель этой организации, которому далеко не безразличны цели и принципы Устава ООН, не может оставаться безучастной к любым международным проблемам, где бы они ни происходили.

Позиция Республики Беларусь в отношении проблематики Южно-Китайского моря хорошо известна: ее озвучивал министр иностранных дел Беларуси Владимир Макей в интервью корреспондентам информационного агентства "Синьхуа" и газеты "Жэньминь Жибао" в апреле 2016 года в Пекине. Заключается она в том, что мы исходим из нескольких принципиальных моментов. Во-первых, мы выступаем за разрешение этого спора мирным путем. Во-вторых, мы приветствуем согласованные усилия всех заинтересованных сторон по решению этой проблемы, в частности, направленные на принятие Кодекса поведения в Южно-Китайском море. В-третьих, белорусская сторона категорически выступает против интернационализации этой темы. Считаем, что третьи страны не должны оказывать никакого давления на заинтересованные стороны. И, наконец, мы считаем, что заинтересованные стороны, вовлеченные в этот спор, не должны привлекать внешние силы для разрешения этого спора. Они не должны использовать для обсуждения этой темы международные форматы, в которых не все они являются полноправными участниками.

БЕЛТА-СИНЬХУА.-0-

Все интервью