Новости Беларуси
Белорусское телеграфное агентство
Рубрики
Пресс-центр
Аналитика
Главная Интервью

Туризм в Минске. Что нового предложат гостям в этом году

Интервью 17.05.2024 | 15:17
Алексей Русакевич
Минск 18 мая открывает летний музыкально-туристический сезон. Традиционно в это время в столицу приезжает большое количество иностранцев и жителей регионов Беларуси. Чем их готовы удивить, какие достопримечательности в топе у туристов, каковы перспективы проекта "Карта гостя"? Эти и другие вопросы корреспондент БЕЛТА адресовала директору государственного учреждения "Информационно-туристский центр "Минск" Алексею Русакевичу.   

- Алексей Юрьевич, давайте начнем интервью с подведения итогов прошлого года. Каким он был для индустрии гостеприимства Минска? Какие тенденции вы видите?   


- По основным показателям деятельности по внутреннему и въездному туризму туристические организации сработали сопоставимо к уровню успешного для нас допандемийного 2019 года, а по некоторым - и превзошли. Так, белорусскую столицу организованно посетили свыше 330,4 тыс. человек: на 31,8% больше, чем в 2022 году, на 19,3% - чем в 2019-м. При этом основной поток гостей (порядка 80%) формируют те, кто самостоятельно планирует путешествия.

В столице созданы все условия для комфортного размещения как индивидуальных туристов, так и участников значимых мероприятий национального и международного уровней, спортивных форумов, культурных и концертных туров. Инфраструктура непрерывно развивается. В 2022 году открылись новые отел Zalkind Hotel, The Basilian Minsk, Curio Collection by Hilton и Robinson-City. В 2023-м на берегу водохранилища Дрозды в живописной лесопарковой зоне заработал туристический комплекс государственного предприятия "Аква-Минск".   

Всего же в столице действуют 75 коллективных средств размещения, в том числе пять санаторно-курортных, оздоровительных. По уровню сервиса и комфортности 32 гостиницы классифицированы по категориям, из них в прошлом году впервые сертифицированы четыре. Средняя загрузка превысила 52% - на 10,7 процентного пункта выше уровня 2022 года. Отели, хостелы и другие объекты приняли 873,6 тыс. гостей, что на 19,2% больше, чем в 2022 году, и на 2,9% - чем в 2019-м. Свыше 612 тыс. проживающих прибыли из других государств.

- Какие виды туризма наиболее популярны? Сколько экскурсионных маршрутов разработано?   

- В Минске туристическую деятельность осуществляют 539 организаций. Аттестовано 326 экскурсоводов (из них в 2023 году - 28), 132 гида-переводчика, два аудиогида. Сертифицировано 19 маршрутов по столице, которые доступны каждому. Кроме того, проводятся авторские экскурсии - таких больше 40. Сейчас работаем над созданием единой электронной базы, где будет собрана вся необходимая информация.   

Чаще всего гости, планируя поездку, ориентируются на проводимые в городе мероприятия. Например, в прошлом году Минск встречал участников и болельщиков II Игр стран СНГ. Также традиционно повышенный спрос на гостиничные и экскурсионные услуги отмечается в новогодние, майские праздники, в День Независимости, День города. Причем нередко туристы бронируют номера на длительный срок - минимум на 4-5 дней, посещают не только столицу, но и пристоличье, выезжают в Гродно, Брест, другие города. В последнее время все большее распространение получают шопинг-туры. Получаем положительные отзывы от посещения торговых центров "Столица", "Першы Нацыянальны гандлевы дом", где представлен широкий выбор товаров белорусского производства.   

- Какие достопримечательности в топе у гостей столицы? Что Минск предлагает в плане гастрономического  туризма?   


- Конечно, в первую очередь местом притяжения становятся Верхний город, Раковское, Троицкое предместье, пешеходные улицы Комсомольская и Революционная. Но и районы за пределами исторического центра не обделены вниманием. Востребованы экскурсии на промышленные предприятия, прогулки на речных трамвайчиках, теплоходах. С удовольствием гости посещают парки столицы, гастрономические пространства, такие как "Лучшая улица", "Песочница", улица Октябрьская. Популярны кафе и рестораны белорусской кухни - таких в столице около 200. В их числе "Бульбашы", "Василькi", "Пан Хмелю", "Пан Жыта", "Литвины", "Раковский бровар", "Партизан" и др. Всего же в торговом реестре насчитывается более 6 тыс. объектов питания, из которых порядка 4-5 тыс. доступны туристам. Многие из них включают в меню национальные блюда.   

- Нынешний туристический сезон только начинается. Какие новшества стоит ожидать?   

- Планируем развивать велопешеходные экскурсии. В конце прошлого года провели конкурс по тематике велопутешествий, в котором приняли участие школьники и учащиеся колледжей. Предложенные ими маршруты сертифицируем в Национальном агентстве по туризму. Они больше ориентированы на юных минчан, но могут быть интересны и гостям.

Новые проекты с трансляцией международных спортивных матчей на большом экране готовит Национальный олимпийский стадион "Динамо". Летом в Ботаническом саду пройдут городские пикники Vulitsa Ezha. Большое количество мероприятий предложит летний музыкально-туристический сезон, в том числе будут проводиться бесплатные экскурсии по Верхнему городу.   

- Какой вклад вносит инфотурцентр "Минск" в популяризацию отдыха в белорусской столице?   

- Мы издали серию тематических буклетов ("Минск - библиотека впечатлений", "Минск - умный, высокотехнологичный город", "Минск - зеленый город-парк"), где рассказали о музеях, художественных галереях, промышленных предприятиях, возможностях активного отдыха, медицинского туризма. Также подготовили путеводитель "Минск на выходные", несколько вариантов туристических карт. Печатная продукция отмечена наградами на международной выставке-ярмарке "Отдых-2024", которая прошла в апреле в Минске. Также на этом масштабном форуме презентовали коллекцию сувениров "Минск - библиотека впечатлений", созданную участниками бизнес-инкубатора. В ближайшее время изделия планируем представить в ТЦ "Столица". Прорабатываем вопрос с ремесленниками, чтобы посетители торгового центра могли не только посмотреть выставку, но и приобрести презенты ручной работы.

Еще одно направление - международное сотрудничество. Во время последней выставки-ярмарки туруслуг подписаны соглашения о сотрудничестве в сфере туризма с Курской и Смоленской областями России. Они позволят оптимизировать логистику путешествий, а также обмениваться опытом. В дальнейшем сформируем план мероприятий по продвижению туристических возможностей наших городов и регионов. Намечено подписание аналогичных документов с Санкт-Петербургом и Мурманской областью. К Дню защиты детей совместно с Нижним Новгородом проведем онлайн мастер-класс по росписи матрешек. На постоянной основе взаимодействуем с нашими зарубежными партнерами по вопросам проведения ознакомительных туров для представителей турбизнеса.  

- В Минске 15 лет назад стартовал проект "Карта гостя". Каковы его перспективы?

- В прошлом году выпустили лимитированную серию к II Играм стран СНГ. Карты действуют до августа, всю коллекцию - она небольшая - разобрали. К началу лета планируем изготовить следующую партию. Она выйдет в обновленном формате. Как пилотный проект сначала запустим в Минске, посмотрим плюсы и минусы. В эту работу вовлечены инициативные студенты Белорусского государственного университета физической культуры - участники "Минской смены". После анализа результатов практику с фиксированными размером скидки и условиям вхождения в программу рассчитываем распространить и на регионы, поскольку понимаем, что туристам интересен не только Минск. Скидки на посещение музеев, кафе, ресторанов, различные услуги будут распространятся на период с июня 2024-го по июнь 2025 года.   

- Есть ли необходимость в совершенствовании туристической навигации? С какими предложениями выступают представители бизнеса?


 - Проект визуальной адресной ориентации туристов и жителей находится на утверждении в Мингорисполкоме. Он включает в том числе размещение в городе туристических пилонов - своеобразных "маяков", предоставляющих сведения о месте нахождения и ближайших достопримечательностях, объектах общепита, отдыха (в пяти- и десятиминутной доступности). Вопрос обсуждался с экскурсоводами и туристическими организациями. Для установки стендов предложено 50 точек в пределах первого транспортного кольца. Пилоны будут сопровождаться QR-кодом, который перенаправит на туристический портал Минска. Сейчас работаем над тем, чтобы сайт стал мультиязычным. Здесь можно узнать подробнее об объектах питания, учреждениях культуры. Планируем, что в текущем году на портале появится информация как минимум на белорусском, английском и китайском языках.   

- Что чаще всего покупают гости Минска в качестве сувениров и презентов?   

-В основном приобретают магниты, тарелки, значки с изображением столицы. Также пользовались спросом разработанные нашим предприятием настольные игры, квестбуки, коллекция будильников с образами города.

Надежда МАТВЕЕВА,
БЕЛТА.-0-
Все интервью