Новости Беларуси
Белорусское телеграфное агентство
Рубрики
Пресс-центр
Аналитика
Главная Интервью

Социальная экономическая политика Беларуси не тезис, а данность

Интервью 02.11.2015 | 09:53
Андрей Рощупкин

И ей следуют не только чиновники, государственные предприятия, но и частный сектор. Устойчивость, успешность, перспективность бизнеса в долгосрочном периоде напрямую зависят от благосостояния общества и уровня его развития. Вполне естественно, что коммерческие компании не только заботятся о безопасности рабочих мест для своего персонала, минимизируют влияние своей производственной деятельности на окружающую среду, но и активно участвуют в разработке и реализации социальных проектов. Правда, в Беларуси эти инициативы еще не имеют слаженной системы. О перспективах и возможностях реализации на практике принципов корпоративной социальной ответственности предприятий рассказал первый заместитель генерального директора унитарного предприятия "Кока-Кола Бевриджиз Белоруссия" Андрей Рощупкин.

Беседа состоялась в весьма неожиданном и нетрадиционном для интервью месте: на поляне в республиканском ландшафтном заказнике "Ельня", где расположено одно из самых живописных и больших верховых болот на территории континентальной Европы. Унитарное предприятие "Кока-Кола Бевриджиз Белоруссия" с 2007 года оказывает организационную и финансовую поддержку восстановлению естественного состояния среды этой белорусской жемчужины. Необдуманная хозяйственная деятельность в 30-х годах прошлого века на территории этого природного объекта нарушила природное равновесие. Понижение уровня грунтовых вод привело к пересыханию верхнего слоя торфа и практически ежегодным пожарам, уничтожающих на своем пути уникальную флору и фауну. От дыма страдали жители Миорского и Шарковщинского районов. В течение 8 лет усилиями волонтеров, в том числе сотрудников предприятия "Кока-Кола Бевриджиз Белоруссия" и общественной организации "Ахова птушак Бацькаўшчыны", в целях восстановления гидрологического режима Ельни построены и в последующем модернизированы десятки плотин и водозадерживающих сооружений.

Недавно стартовал новый этап работ по окончательному восстановлению естественного состояния болота: будет возведено более 50 современных долговечных каскадных плотин, которые позволят вернуть территории площадью свыше 7,2 тыс. га нормальный гидрологический режим.

- Андрей Валентинович, корпоративная социальная ответственность предприятий нынче в моде. Но большинство компаний поддерживают какие-нибудь, так сказать, зрелищные проекты: помогают в реставрации памятников архитектуры, проводят художественные выставки, устраивают концерты звезд классической музыки, обустраивают зоопарк или покупают новые аттракционы в парк отдыха… Почему унитарное предприятие "Кока-Кола Бевриджиз Белоруссия" одним из объектов своей заботы выбрало именно болото?

- Причин заняться восстановлением именно Ельни было несколько. Учитывая характер основной деятельности, особое внимание предприятие уделяет программам по охране водных ресурсов. Верховое болото в Ельне - это огромный резервуар площадью более 23 тыс. га, по объему превышающий Вилейскую водную систему. И спасение верхового болота способствует повышению на планете запасов пресной воды, которая с каждым годом становится все более дефицитным ресурсом. Благодаря своему расположению Ельня является одним из основных источников воды для окружающей территории, дает жизнь многим речкам, которые впадают в притоки Дисны и Западной Двины. Наряду с этим болото поглощает СО2 из атмосферы Земли. Кроме того, Ельня - уникальный объект, жемчужина белорусской природы. Здесь гнездятся почти 100 видов птиц, 23 из которых занесены в Красную книгу, к примеру, такие тундровые виды, как сокол-дербник, чернозобая гагара, золотистая ржанка, белая куропатка. Ельня - важная транзитная точка для перелетных птиц, они формируют в этом месте стаи. Здесь произрастают типичные для тундры растения - морошка и карликовая береза. Заказнику присвоен статус Рамсарского угодья. Да и просто Ельня прекрасна. Желающие могут приехать и убедиться в этом сами.

- В этот проект благотворительный фонд The Coca-ColaFoundation вкладывает достаточно серьезную сумму - около полумиллиона долларов. Рискну предположить, что это один из самых дорогостоящих социальных проектов частного бизнеса в Беларуси. Между тем неоднократно приходилось слышать: в Беларуси социальные проекты не прибавляют конкурентоспособности предприятиям. Психологически наш потребитель еще не созрел, чтобы выбирать бренд не только исходя из его цены и модности, но и учитывая социальную ответственность компании.

- Частично соглашусь: такие инициативы не приносят прямых дивидендов. Не стоит путать меценатство и социальную ответственность, простое дарение денег на благое дело и финансирование продуманных, глубоко изученных проектов, которые помогают улучшить жизнь общества, вывести ее на качественно новый уровень. В этом случае организаторы проекта вкладывают в него не только денежные средства, но и свои знания и опыт. Открывают перед государством и людьми новые возможности, на практике доказывают их целесообразность, выгоду.

- Но чем принципиально отличается ваша долголетняя инициатива спасения Ельни?

- В ее основу положена идея показать обществу, насколько важно сохранять уникальные природные объекты. Это не просто наследие наших потомков, но и огромный экономический потенциал государства. Главное - научиться его правильно использовать. В 2002 году выгорело свыше 50% территории Ельни. Кстати, тогда, по данным МЧС, на тушение торфяников потратили более $1,5 млн. В 2007-2008 годах сотрудники унитарного предприятия "Кока-Кола Бевриджиз Белоруссия" вместе с волонтерами из "Аховы птушак Бацькаўшчыны" возвели на болоте 34 плотины, в последующие годы - еще около 20 и постоянно проводили работы по ремонту и модернизации уже построенных сооружений. В результате уровень воды в Ельнинских озерах поднялся более чем на метр, что значительно увеличило объем накапливающейся в них воды и площадь болота, где торф вернулся в свое естественное увлажненное состояние, начал восстанавливаться моховой покров болота - и возгорания прекратились. Уже этот факт приносит огромный экономический эффект.

Но есть и другие выгоды. Ельня была одним из самых крупных в Европе клюквенников, который некогда был почти уничтожен огнем. Сейчас плантация активно восстанавливается. По оценкам ученых, в будущем она способна приносить ежегодный урожай с доходом в несколько миллионов долларов. А если построить рядом с заказником предприятия по переработке этой ценной ягоды, добавленная стоимость еще увеличится. И сейчас природные дары пользуются большим спросом. Экспортная цена голубики - $5 за кг, а каждый кустик приносит в год 5-15 кг. Причем эта дикорастущая культура прекрасно растет на бедных, щелочных почвах, почти не пригодных для традиционного сельского хозяйства, не требует ухода.

По оценкам Научно-практического центра НАН Беларуси по биоресурсам, потенциал страны по дикорастущим лекарственным травам - около 943 тыс. т. Но используется он только на 1-2%. На территории Ельни есть десятки видов полезных растений, в окрестных деревнях из поколения в поколение передают сотни рецептов различных целебных отваров.

Туризм тоже может стать одной из доходных статей. Но, опять же, необходимо проводить маркетинговый анализ, формировать востребованный продукт, продвигать его среди своей целевой аудитории.

Одной из особенностей Ельни может стать научный туризм. Наше болото - уникальное место для наблюдений орнитологов: и любителей, и профессионалов. Конкуренции у Ельни в Европе фактически нет. Значит, заказник может стать востребованным местом для прохождения практики для сотрудников и студентов европейских учебных заведений, научных организаций. Надо только сформировать для них соответствующее предложение, сделать инфраструктуру, рассчитанную на потребности именно исследователей. Словом, Ельня способна стать центром кластера, состоящего из нескольких десятков, возможно, сотен успешных малых и средних компаний. А ведь Ельня - далеко не единственный уникальный природный уголок Беларуси. Своим проектом по возрождению болота мы хотим показать государству и бизнесу, что финансирование экологических проектов - не просто меценатство, а социальные инвестиции, которые окупаются и способны принести прибыль.

Все интервью