Многие помнят первых телефонных мошенников, которые звонили в Вайбер, представляясь сотрудниками банков, пугали граждан, что с их счета пытаются списать деньги, и нужно срочно предоставить к нему доступ. Благодаря постоянным предупреждениям сотрудников милиции, люди стали игнорировать подобные звонки. Сегодня киберпреступники действуют более изощренно. Их жертвы сами порой удивлены, с какой легкостью они поверили незнакомым людям и отдали им все нажитое. Корреспондент БЕЛТА встретился со старшим оперуполномоченным отдела оперативно-аналитической работы управления по противодействию киберпреступности криминальной милиции УВД Витебского облисполкома старшим лейтенантом милиции Юлией Колдыбовой, которая привела примеры "доверительных отношений" с мошенниками, а также дала советы, как не попасться на уловки преступников.- Юлия Сергеевна, расскажите, какие схемы в настоящее время используют телефонные мошенники и кто становится их жертвами?- Помимо звонков в мессенджеры используется обычная стационарная связь. Зачастую мошенники представляются операторами сотовой связи, работниками коммунальных служб, "Водоканала", "Белтелекома", почты, правоохранительных органов и т. д., а в последнее время - даже специалистами по кибербезопасности. Если звонят якобы операторы сотовой связи, то они просят сообщить персональные данные для продления договора либо смены тарифного плана, а также код, который приходит по СМС на мобильный телефон. Он и позволяет удаленно завладеть интернет-банкингом, учетной записью. Последний случай - псевдокоммунальщики запрашивали личные сведения для оформления документов на модернизацию площадки для твердых бытовых отходов. Как правило, мошенники действуют в паре, но их может быть и больше.
Их жертвами в большинстве случаев становятся молодые люди от 18 до 20 лет или пожилые граждане. В основном обману подвержены женщины.
- Сколько киберпреступлений произошло в Витебской области в текущем году?- По итогам 9 месяцев текущего года в Витебской области зарегистрировано 1533 киберпреступления, количество немного ниже по сравнению с аналогичным периодом 2024 года. Однако увеличился причиненный ущерб. Если за весь прошлый год он составил около Br6 млн, то за 9 месяцев этого - уже свыше Br5 млн.
- Приведите конкретные примеры, как граждане отдают свои сбережения позвонившим аферистам.- В Новополоцке горожанке, у которой муж с детьми уехали на дачу, позвонил на стационарный телефон лжеэлектрик и сообщил о замене пломбы на счетчиках учета электроэнергии. При этом ему были необходимы персональные данные для подтверждения того, что данная квартира находятся на обслуживании. В тот момент в доме проводился капитальный ремонт, женщина решила, что ее беспокоят соответствующие службы и все рассказала. В это же день с ней связался другой мошенник, указав, что является сотрудником правоохранительных органов. В начале беседы он уточнил, каким имуществом владеет жительница квартиры, затем сообщил ей о том, что до этого она общалась со злоумышленниками, которые на нее оформили четыре кредита, один из них - под залог автомобиля, и, чтобы их задержать, необходимо ее участие в "спецоперации". На протяжении несколько дней женщина выполняла все "важные" указания, при этом ее предупредили, что данная информация разглашению не подлежит. Затем ее ставят перед фактом, что кредит оформленный под залог автомобиля погасить невозможно и советуют продать машину, положить деньги на банковский счет и предоставить его реквизиты. Она это выполняет в кратчайшие сроки. На следующий день ей звонит третий мошенник, представляясь юристом финансового учреждения, и диктует новые условия: чтобы забрать автомобиль, надо еще перечислить Br10 тыс. И это было выполнено. В итоге телефонные мошенники получили более Br20 тыс.
Таким же образом они обманули работника почты, которая знала о подобного рода махинациях. Причем ей позвонили якобы ее коллеги и сообщили, что для нее пришло заказное письмо. Однако надо назвать код из СМС, который придет на мобильный телефон, он является номером почтового отправления. Далее подключается второй мошенник. Он рассказывает женщине историю о том, что с ее банковского счета были сделаны переводы лицу, который находится в федеральном розыске, и про "спецоперацию". В результате женщина перевела деньги на указанный счет.
Зачастую напуганные происходящим граждане, выполняя указания мошенников, невольно в своих телефонах устанавливают приложение удаленного доступа, позволяющее видеть всю информацию, содержащуюся в устройстве. Так поступила учитель из Витебска. В гаджете были фото паспорта, банковских карт ее и супруга. Конечно же преступники ими воспользовались.
- Об происках телефонных мошенников сотрудники милиции постоянно предупреждают, но люди все равно оказываются в сетях обмана. Почему?- Наши граждане настолько подружились с интернет-пространством, где можно делать покупки, совершать платежи, и, когда им звонят мошенники, без каких-либо подозрений с ними общаются. Обычно жертвы говорят, что ситуация была очень правдоподобной, не вызывавшей никаких подозрений.
Когда мошенники звонят второй раз и рассказывают байки про оформленные кредиты, в большинстве случаев люди ошарашены этим. Их пугают обыском, изъятием всех накоплений. Человек в стрессовой ситуации не может рационально оценивать происходящее и начинает выполнять все, что ему говорят. Люди попадают под настолько сильное психологическое воздействие, что им кажется, что точно будет лучше, если отдать все свои деньги.
Большое значение имеет игра слов, которую использует мошенники. Если в записи слушать, то можно уловить: одна и та же информация произносится насколько раз с разных ракурсов. В результате человек невольно начинает верить в то, что слышит по телефону.
- Как же не попасться на удочку мошенников? - Надо принять за правило - никогда не сообщать незнакомым людям персональные данные, реквизиты банковских счетов, логины и пароли от интернет-банкинга. Их не спрашивают сотрудники коммунальных служб (данные указаны в договоре на оказание услуг). Работники правоохранительных органов по телефону вообще никаких вопросов не решают. Если им необходимо пообщаться с гражданином, они придут к нему сами либо вызовут его повесткой в территориальные отделы органов внутренних дел. Очень часто мошенники сбрасывают фото поддельных служебных удостоверений. Это тоже никогда не делают сотрудники милиции. И, конечно, нельзя сообщать коды, которые приходят на мобильный телефон. На устройство лучше установить двухфакторную аутентификацию. Не лишними будут беседы с родными о телефонных мошенниках. А также следует присмотреться, что происходит в жизни того, кто живет рядом. Возможно он уже попал в ловушку к преступникам. Об этом нужно сообщить в милицию. Мы сможем вовремя оказать необходимую помощь, чтобы граждане не лишились своих сбережений.
Елена АНИСЬКОВИЧ,
БЕЛТА.-0-

