Новости Беларуси
Белорусское телеграфное агентство
Рубрики
Пресс-центр
Аналитика
Главная Интервью

Санавиация, планшеты и небулайзеры - Минздрав рассказал о новшествах в работе скорой

Интервью 30.08.2017 | 16:55
Елена Савко

Более 9 тыс. белорусов ежедневно обращаются за помощью к врачам скорой помощи. Доступность и качество оказания скорой медпомощи в целом находятся на высоком уровне. Минздрав вместе с тем постоянно работает над повышением оперативности и эффективности такой помощи. В последнее время в работу скорой были внедрены некоторые новшества, развивается служба санитарной авиации. Чем отличается "скорая" и "неотложка", получат ли врачи планшеты и могут ли частники привлекаться к оказанию скорой помощи, рассказала в интервью корреспонденту БЕЛТА главный специалист отдела первичной медицинской помощи главного управления организации медицинской помощи Министерства здравоохранения Елена Савко.

- Главный показатель работы скорой - оперативность. Как быстро бригады приезжают на вызов? Каков лимит времени, в течение которого они обязаны прибыть к пациенту?

- По закону о здравоохранении, скорая медицинская помощь (СМП) может быть экстренной и неотложной. Экстренные вызовы - это, например, авария, потеря сознания, утопление, острые нарушения дыхания, чрезвычайная ситуация, дорожно-транспортное происшествие с пострадавшими, падение с высоты. В этом случае состояние пациента представляет угрозу для его жизни и требует экстренного медицинского вмешательства. С момента регистрации такие вызовы передаются бригаде скорой помощи в течение не более 4 минут, чтобы доехать к пациенту, дается 15 минут. То есть время ожидания бригады скорой медпомощи в городах не должно превышать 19 минут.

В населенных пунктах сельской местности время доезда скорой медпомощи с момента передачи вызова бригаде не должно превышать 30 минут.

Неотложные вызовы - это состояния без явных признаков угрозы для жизни пациента, но требующие неотложного медицинского вмешательства. Например, значительное изменение артериального давления, головная боль, боль в животе, высокая температура, пищевые отравления. Такие вызовы передаются свободной бригаде не позднее, чем через 1 час с момента регистрации. Время доезда бригады СМП на место составляет приблизительно 1 час 15 минут.

- Сколько звонков ежедневно принимает диспетчер?

- В среднем за сутки фельдшер по приему и передаче вызовов оперативного отдела станции скорой медицинской помощи Минска отвечает на 200 звонков. В отдельные дни это число доходит до 300.

В службе скорой помощи используется многоканальная система записи телефонных разговоров.

Тем людям, которые позвонили на линию 103, но длительное время слышат длинные гудки, не нужно класть трубку, а стоит дождаться ответа. Все звонки удерживаются на линии до тех пор, пока пациент не будет соединен с диспетчером. В пиковые часы на линию поступает более 100 звонков в течение часа.

- В Беларуси несколько лет назад появилась возможность вызвать скорую по СМС. Рассматривается ли возможность внедрения функции вызова скорой через электронную почту?

- Внедрение функции вызова бригады скорой медпомощи по электронной почте нецелесообразно, так как невозможно обеспечить высокую оперативность реагирования.

Вызвать бригаду скорой по СМС могут граждане с ограниченными возможностями слуха и речи. Пользоваться этой услугой рекомендовано в исключительных случаях. Отправлять СМС в Минске можно по телефону +375 29 443-67-12, в Гродно - +375 44 595-89-50, в Витебске - +375 29 533-49-79. Человек, которому стало плохо, может указать в сообщении жалобу, например "Болит сердце. Теряю сознание", фамилию, возраст, точный адрес. Диспетчер, принимающий сообщения, работает круглосуточно. Информация передается бригаде скорой помощи, которая и выезжает на вызов.

- Какие новшества были внедрены в работу скорой помощи в последнее время? Каковы планы?

- В практику скорой, в частности, внедрено использование небулайзерной терапии. Ранее этот метод применялся лишь в стационарных условиях. Закуплена соответствующая аппаратура - небулайзеры. Устройство предназначено для ингаляционной подачи лекарственного препарата, в том числе при бронхиальной астме, респираторных заболеваниях. С помощью небулайзера прямо у пациента дома можно справиться с приступом удушья. Такая помощь действенная, быстрая.

Небулайзерная терапия подходит даже для самых маленьких пациентов. На данный момент небулайзерами оснащены все педиатрические бригады скорой помощи. Мы стремимся к тому, чтобы обеспечить высокую доступность этого метода в том числе и для сельского населения.

Среди других нововведений - применение внутрикостного доступа для проведения инфузионной терапии. Пациентам с низким давлением, в тяжелом состоянии часто бывает сложно выполнить инъекцию внутривенно. В этом случае для переливания необходимых инфузионных средств используется указанный метод. Техника удобнее для фельдшера и проще. Ранее она использовалась лишь на стационарном этапе. Сейчас специальные иглы для внутрикостного введения инфузионных препаратов закуплены и для службы скорой помощи, обучен персонал.

На этапе скорой медпомощи активно внедряются телемедицинские технологии, проводятся мероприятия по отбору и своевременной доставке в специализированные центры пациентов с острым коронарным синдромом и острой патологией сосудов головного мозга для проведения интервенционного вмешательства либо тромболитической терапии.

Кроме того, в службе скорой помощи стали применять современные местные гемостатические средства при обширных ранениях, противоожоговые гелевые повязки.

Продолжается обновление автомобильного парка службы скорой медицинской помощи. Для повышения оперативности работы бригад все автомобили службы СМП оборудуются системами GPS-навигации.

- Ранее сообщалось, что бригады скорой помощи получат планшетные компьютеры с программным обеспечением, позволяющим узнавать всю информацию о пациенте по пути к нему. Когда внедрят эту практику?

- Проводится активная подготовительная работа для перехода на современную цифровую радиосвязь, интегрированную с системой управления ресурсами скорой медицинской помощи, мобильными персональными компьютерами (планшетами). Это позволит соединить компьютер диспетчера, планшет бригады СМП и компьютер врача в приемном отделении.

Речь идет не только о возможности видеть историю болезни пациента. Спектр задач, которые можно решать с помощью планшета, гораздо шире. Благодаря такому нововведению появится возможность оперативно передавать электронный вариант карты вызова на планшет врачу. Там указан адрес, контактный телефон, жалобы. Это в случае необходимости позволит бригаде связаться с вызывающим, чтобы уточнить адрес и возможность проезда, что особенно важно в поселках.

Проект планируется реализовать сначала в одном из регионов страны. Затем опыт распространят на другие области. Повторюсь, на данный момент ведется подготовительная работа, которая уже требует определенных финансовых вложений и обучения персонала.

К слову, в некоторых соседних странах такая система успешно работает не один год. За этим будущее, тем более что мы идем к электронному здравоохранению.

- В Беларуси возрождается санитарная авиация. Сколько вертолетов выделено для этой цели? Как идет процесс их оснащения необходимым оборудованием, изделиями медназначения, лекарственными препаратами?

- В начале этого года Президентом Беларуси подписан указ, в соответствии с которым на государственное авиационное аварийно-спасательное учреждение "Авиация" МЧС возложены задачи санитарной авиации. В июне было подписано совместное постановление Минздрава и МЧС, утверждена инструкция о порядке выполнения задач санитарной авиации. Сейчас разрабатывается необходимая нормативно-правовая база, которая позволит регламентировать взаимодействие служб и организаций.

Среди задач санавиации - экстренное оказание помощи больным и пострадавшим и их транспортировка в случае необходимости в медучреждения более высокого уровня, вплоть до республиканского; доставка медработников к месту оказания первой помощи (если автомобиль скорой не может туда доехать). Служба необходима и в случае, когда произошла чрезвычайная ситуация с большим количеством пострадавших, которых необходимо транспортировать в областные и республиканские учреждения здравоохранения.

Для выполнения задач санитарной авиации в аварийно-спасательном учреждении "Авиация" МЧС есть специально оборудованный всем необходимым вертолет.

- Для медиков это несколько новые условия работы. Предусмотрен ли какой-то профессиональный отбор для работы в службе санавиации?

- Условия работы в воздухе, по сути, не слишком отличаются от тех, в которых приходится работать бригадам скорой помощи. Медики в машине скорой спасают жизни так же, находясь в ограниченном кабиной автомобиля пространстве.

Специалисты должны обладать соответствующими физическими данными, знаниями и умениями. Отбор для работы в службе санитарной авиации произведен из числа сотрудников Республиканского центра экстренной медицинской помощи. Одна бригада - это как минимум три человека: врач и два фельдшера. Бригада может быть усилена другими необходимыми специалистами в зависимости от ситуации.

Министерство здравоохранения дополнительно проводит обучение специалистов для работы в службе санавиации.

- В свое время обсуждалась возможность приобщить к оказанию скорой помощи частников. Как относитесь к этому предложению?

- В принципе, законодательство позволяет частным структурам оказывать скорую медицинскую помощь. В законе о здравоохранении прописано, что негосударственные организации здравоохранения, индивидуальные предприниматели могут организовать соответствующую службу. В то же время еще одним документом - постановлением Совмина - определено, что скорая помощь населению оказывается на бесплатной основе. Соответственно, сами частники не заинтересованы в том, чтобы организовывать эту службу. Во всяком случае у нас в стране нет таких примеров. Хотя в Москве частная служба скорой медпомощи успешно работает.

- Какова кадровая ситуация в службе скорой медицинской помощи?

- В настоящее время для улучшения кадровой ситуации приоритет при распределении молодых специалистов сделан на первичное звено. Выпускники медвузов в первую очередь направляются на работу в скорую помощь и поликлиники. Думаю, что с учетом этого обеспеченность врачами и фельдшерами значительно повысится.

При анализе кадровой ситуации больший интерес для нас представляет укомплектованность фельдшерами. Дело в том, что служба скорой помощи имеет фельдшерское лицо: соответствующие бригады составляют примерно 70%.

- Высок ли процент необоснованных вызовов?

- Определенный процент необоснованных и безрезультатных вызовов действительно есть. Они финансово затратные для государства. Поэтому пациентам нужно ответственно относиться к вызову скорой помощи.

Стоит понимать: есть обращения в службу скорой помощи, а есть вызовы. Не все обращения заканчиваются вызовом. Иногда человек может получить рекомендации по телефону. Порой такой консультации будет достаточно, чтобы к пациенту не выезжала бригада скорой помощи. Помочь по телефону могут как специальные врачи-консультанты, так и диспетчер.

Определенная часть неотложных вызовов может быть переадресована в амбулаторно-поликлиническое звено. Это возможно в том случае, когда присутствие врача скорой в данный момент не обязательно, а с проблемой может справиться лечащий врач пациента. На практике это происходит следующим образом. Пациент звонит в скорую, вызов принимает дежурный диспетчер, который сообщает, что он будет передан в поликлинику, и до конца рабочего дня участковый врач навещает пациента с визитом.

Кроме того, сейчас бригады неотложной помощи организуются и при поликлиниках. Для бюджета это получается дешевле, чем вызов специализированной бригады скорой помощи.

- То и дело можно услышать негодование общественности по поводу того, что медработники, мол, "обязаны таскать носилки, а не хотят". Проясните эту ситуацию.

- Обязанность врача, фельдшера - организовать транспортировку пациента. Медработники для этого вправе привлекать помощников, в том числе родственников, соседей. Это предусмотрено ст.63 закона "О здравоохранении", в которой говорится, что "физические и юридические лица обязаны содействовать медицинским работникам при оказании медпомощи". В особых ситуациях можно вызвать сотрудников МЧС для оказания содействия в транспортировке пациентов.

Бывают претензии, почему пациента транспортируют не на носилках, а на покрывале. В каждом конкретном случае врач принимает решение, каким образом осуществить транспортировку. Порой приходится и на покрывале переносить. Например, дом не оборудован грузовым лифтом. Или выход на лестницу перекрыт, и нужно спускаться на обычном лифте, а туда с носилками войти, к сожалению, невозможно.

Я сама отработала в службе 23 года. Были разные ситуации: иногда на стуле, порой - на покрывале, а бывало, и через окно с помощью МЧС приходилось транспортировать пациента. В каждой ситуации оценивается место происшествия и принимается решение, каким образом это лучше сделать.

- Что бы вы рекомендовали людям, у которых возникла необходимость обратиться за помощью к врачам скорой?

- Прежде всего, надо грамотно отвечать на вопросы диспетчера. Необходимо четко сообщить состояние пациента, симптомы. Таким образом диспетчер сможет оценить, относится вызов к экстренному или неотложному. Важно четко назвать адрес: улицу, дом и номер квартиры.

Опросы диспетчера построены по алгоритму. Если есть какие-то особенности подъезда к дому, проходят какие-то ремонтные работы, то и об этом нужно сообщить. Также нужно предупреждать о шлагбаумах. Вопросы диспетчера могут показаться абоненту непонятными и несвоевременными, но ответить на них нужно максимально четко. Точность записи вызова иногда решает, как быстро бригада прибудет на вызов к пациенту.

Светлана ВАСИЛЕВСКАЯ,

БЕЛТА.-0-

Все интервью