Новости Беларуси
Белорусское телеграфное агентство
Рубрики
Пресс-центр
Аналитика
Главная Интервью

Ректор БГАА о белорусской школе авиаторов, новых филиалах и подготовке специалистов для стран мира

Интервью 05.11.2023 | 14:32
Артем Шегидевич

Белорусские авиаторы отмечают юбилей - 90-летие гражданской авиации. Белорусская государственная академия авиации - единственное в республике учреждение образования, осуществляющее подготовку специалистов для данной отрасли. Хорошая учебная материально-техническая база, профессорско-преподавательский состав, обновленные учебные программы, внедрение современных информационных технологий способствуют эффективному овладению профессиональными навыками и формированию будущего авиационного специалиста. Ректор БГАА Артем Шегидевич рассказал корреспонденту БЕЛТА о подготовке курсантов, трудовом коллективе, международном сотрудничестве и планах по развитию академии.

- В следующем году Белорусская государственная академия авиации отметит 50-летний юбилей. Артем Артурович, поделитесь результатами, которые были достигнуты за это время.

- Академия авиация, которая когда-то начиналась как Минское авиационно-техническое училище гражданской авиации в далеком 1974 году, сегодня может смело гордиться своими выпускниками. Их очень много по всему земному шару. Среди них выходцы не только из стран постсоветского пространства, но также из африканских государств, Латинской Америки, Азии. Очень приятно, приезжая в командировку, встречать наших бывших курсантов, которые занимают различные должности в авиационной сфере.

Также мы гордимся качеством подготовки специалистов. Образованием, которое дает академия, прежде всего должен гордиться сам выпускник. Ведь для него это билет в профессиональную жизнь. Большое внимание мы уделяем процессу обучения, качеству подготовки, так как от каждого из наших выпускников будут зависеть человеческие жизни и судьбы.

Еще одно направление, которое мы ставим во главу угла, - традиции, которые были заложены в момент основания учреждения образования: преемственность, наследие и вклад всех поколений руководителей, работников и курсантов в общее дело становления, развития, совершенствования белорусской школы подготовки специалистов авиационной отрасли. Многие работники, которые когда-то в 1974-1980 годах пришли сюда трудиться, остались здесь до сих пор. Я их называю "авиационной легендой", потому что эти люди всецело отданы своей профессии. На протяжении долгого времени они связывают свою жизнь не только со стенами академии, но и с авиацией в целом. Это дорогого стоит, особенно в современном быстро изменяющемся мире, когда человек за свою короткую жизнь меняет большое количество рабочих мест. При этом наши сотрудники постоянно должны систематизировать и обновлять свои знания. Просто прийти и читать один и тот же курс по той же термодинамике на протяжении 50 лет не получится, так как воздушные суда меняются, меняются подходы и даже теория видоизменяется.

Белорусская государственная академия авиации - это уникальное учреждение образования для нашей страны. Мы занимаем достойное место среди наших стран-партнеров, в том числе в Союзном государстве, а также среди партнеров на других рынках. Наше образование котируется, наши выпускники востребованы на рынке труда. Следовательно, мы двигаемся в правильном направлении.

- БГАА - единственное в республике учреждение образования, осуществляющее подготовку специалистов для авиации. На что вы в первую очередь делаете упор при их подготовке? Ведь в данной сфере особенно важно наличие высокой квалификации у специалистов.

- Основа в авиации - это профессионализм. В этой сфере специалист не может себе позволить к чему-то халатно отнестись. Здесь на кону человеческие жизни. Сотрудник должен четко понимать, что за его ошибку ответят другие. Я часто сравниваю работу авиационного специалиста с работой врача. И там, и там ошибка приводит к серьезным последствиям.

Также мое глубокое убеждение, что, придя в стены академии, человек должен быть не просто курсантом, он должен быть патриотом своего учреждения образования, отстаивать его честь и достоинство. Это проявляется не только в спорте, каких-то культурных мероприятиях, но и в достижениях самого человека в виде научных грантов, статей, красного диплома, дипломов лауреатов республиканских и международных конкурсов.

Кроме того, важно, чтобы это был порядочный человек, истинно любящий свою Родину, профессию. Ведь человек, который любит, он всегда созидает.

Подготовка специалистов в академии авиации включает следующую триаду - профориентация, адаптация и самореализация. В начале мы человека приглашаем к себе, рассказываем, что такое авиация. На мой взгляд, не видя перед собой примера, очень сложно из себя что-то представлять. В частности, мы всегда подражаем родителям. Мы приходим к ним на работу и хотим как минимум быть такими же, как они. Поэтому мы сначала показываем, что такое авиация, показываем наших выпускников, как и чего они достигли, какой уровень и качество оплаты труда, условия работы.

Следующий аспект - адаптация. Это довольно непростой путь. Знания приходится иногда получать "скрипя зубами". Например, мы готовим не просто пилота, а инженера-пилота. Мы убеждены, что кроме того, как управлять самолетом, надо знать все механизмы, которые функционируют в воздушном судне.

Также самореализация. Учреждение образования - это место, где закладываются определенные человеческие постулаты, жизненные ориентиры. Поэтому коллектив, который формирует личность, должен быть здоровым с точки зрения своих моральных, патриотических ценностей. Говоря сегодня о выпускнике, который вышел из стен БГАА, - это патриотичные, профессионально подготовленные специалисты, которые будут многое требовать и от жизни, и от себя - стремиться к лучшему.

За много лет работы в этой сфере я убедился, что в авиации случайных людей нет. Сюда приходят люди, которые любят эту отрасль. Без любви к небу и авиационной составляющей невозможно пройти этот тернистый путь. Понимая это, мы вкладываем частичку себя в каждого из курсантов.

Каждый из нас старается сделать так, чтобы нашим детям было комфортно и их результаты были лучше. Конечно, это происходит не без определенных проблем и сложностей. Бывают и слезы, и разочарования, и огорчения, когда что-то не получается. Однако мы делаем все, чтобы раскрыть потенциал молодых людей.

- Расскажите о трудовом коллективе академии, ее профессорско-преподавательском составе.

- Профессорско-преподавательский состав академии авиации - уникальный. Это люди, знающие законы, которые многим неподвластны, а именно, как заставить многотонную машину взлететь, как обеспечить безопасность полета.

Многие наши преподаватели прошли советскую школу авиации. Я убежден, что она была лучшей. В частности, сегодня мы возрождаем стажировки. Это хорошая практика, которая была в советское время. Приходило новое воздушное судно, и все работники авиаотряда: инженерно-технический персонал, летный состав шли на переобучение на этот тип самолета. В настоящее время всех преподавателей мы отправляем на стажировки по читаемым ими дисциплинам.

Наши люди - уникальны. Кроме нас их вряд ли кто-то сможет подготовить. И, как я уже говорил, они должны любить авиацию, ведь случайных людей здесь нет. Они либо приходят и быстро уходят, либо приходят и остаются навсегда. Академия авиации не оставляет никого равнодушным. Это не только небо, романтика, но также требовательность, принципиальность и дисциплина, которые должны соблюдаться.

Я не всегда солидарен с мнением, что преподаватель - это человек, который должен завлекать на занятия. Наверное, когда мы говорим об игровых формах преподавания, такое возможно. Но не везде это уместно. Если мы преподаем физику - здесь есть четкие правила, их надо знать. Английский язык является международным языком авиации. Диспетчер, летный состав должны понимать друг друга с полуслова. Поэтому важно очень хорошее знание английского, правильное произношение. И если мы не будем этого требовать - то это скорее навредит. Поэтому порой некоторые вещи нужно просто взять и выучить, положить в свой багаж памяти те знания, которые необходимы. Поэтому наши преподаватели должны в себе многие вещи компилировать. Опыт и знания должны быть в симбиозе.

У нас есть педагоги, которые за плечами имеют огромный возраст, - порядка 90 лет, доценты, доктора наук. Эти люди имеют колоссальный багаж знаний, а также жизненную энергию и силы.

Характеризуя педагогический состав академии авиации, могу смело сказать - горжусь, что работаю с такими людьми. Мне приятно осознавать, что являюсь частью этого коллектива, что живу в одно время с этими людьми. Я тоже многому у них учусь.

- Сталкиваетесь ли вы с проблемой дефицита кадров?

- Я бы не назвал это словом "дефицит". Нехватка специалистов высокой пробы будет всегда. В любое время будут востребованы профессиональные, квалифицированные, знающие, порядочные люди. Их всегда не хватает. Ведь постоянно появляются новые задачи, направления развития - следовательно, для этого нужны и новые специалисты.

Сегодня среди молодежи есть желающие остаться в академии авиации. Мы над этим плотно работаем - готовим из своих же курсантов будущих сотрудников для академии. У нас есть система среднего специального, высшего образования, магистратура, аспирантура. Это хороший путь, который должен пройти человек. И завтра это окупится с лихвой.

Сейчас мы задумались об авиаконструировании, двигателестроении. Президент, когда посещал Минский завод гражданской авиации №407, сказал, что хотел бы, чтобы в нашей стране была своя школа авиастроения. БГАА - один из элементов на пути к достижению этой цели. Мы стремимся перейти от статуса подготовки специалистов по эксплуатации воздушных судов к специалистам, которые конструируют, создают, мыслят на перспективу, придумывают что-то новое, смотрят в завтрашний день.

- Какая материально-техническая база создана в БГАА? Как часто она обновляется?

- Материально-техническая база - это фактор, формирующий первое впечатление об учреждении образования. Сегодня у нас есть современные аудитории, оснащенные интерактивными досками, современное общежитие блочного типа со всеми удобствами. На территории академии расположено большое количество авиационной техники - это и двигатели, и воздушные суда. В этом году в преддверии 50-летия у нас появился очередной самолет - СRJ200LR, эксплуатировавшийся ранее авиакомпанией "Белавиа". В нем современный интерфейс, авионика, хороший фюзеляж, качественный салон. Все это позволит расширить перечень отрабатываемых курсантами процедур и упражнений.

Наша академия постоянно двигается вперед. Используем новые технологии. Например, можно надеть виртуальные очки и выполнить лабораторное занятие со всеми типами двигателей для малой авиации.

Кроме того, у нас есть современный тренажер для диспетчерского состава. Мы хотим его скомпилировать с летным тренажером, чтобы курсант, сидя за штурвалом самолета в летном тренажере, четко понимал обстановку и был на связи с диспетчером.

Также, как я уже отметил, нам бы хотелось развивать такое направление, как школа конструкторов авиадвигателей. Двигатель для примера мы уже купили, но сделать к нему испытательный стенд - это немалые деньги. У нас есть инженеры и специалисты, которые готовы этим заняться. Это новые компетенции и навыки. Надеюсь, к 2025 году у нас появится своя лаборатория по этому направлению.

У нас есть лаборатория беспилотных летательных аппаратов, аэродинамических испытаний. Немногие страны могут себе позволить подобного рода исследования. Мы небольшое суверенное государство. Но всецело готовы выполнять программу импортозамещения, оснащения современным оборудованием. Объективно у нас есть что показать зарубежным партнерам. Бывая в разных странах, я вижу и понимаю, что наш уровень довольно высокий.

Сегодня государство, а в частности Министерство транспорта и коммуникаций, Департамент по авиации, делают все, чтобы у курсантов были комфортные условия для проживания и развития, а академия обеспечивалась серьезным авиационным оборудованием.

В целом совершенству материально-технической базы предела нет. Авиация всегда была на острие прогресса. У нас есть все возможности, чтобы двигаться дальше.

- Сколько специалистов академия авиации выпускает ежегодно? Как обстоят дела с их трудоустройством?

- Могу смело сказать, что с 2018 года, даже с учетом современной ситуации в авиации, проблем с трудоустройством молодых специалистов мы не испытываем. Ежегодно у нас выпускается около 250 человек. Это разноплановые специалисты, которые востребованы не только в авиационных структурах. Они работают на разных должностях и на разных направлениях.

Говоря о распределении, отмечу, что предоставление первого места работы в начале трудового пути - это возможность человеку начать свой жизненный профессиональный путь при поддержке государства. Это и определенная социальная защита. Допустим, если в авиационной отрасли происходят какие-то колебания, то молодой специалист защищен и остается на своем рабочем месте.

Наши выпускники востребованы не только в Беларуси, но и в других странах. Однако мне бы хотелось, чтобы они жили и работали здесь. Чтобы авиация развивалась во всех регионах нашей страны. Например, почему бы не ухаживать за посевами, не отслеживать какие-то вещи с помощью авиационной техники, тех же дронов. Также было бы здорово, если бы мы выбирали между поездкой по маршруту Минск - Гродно на автомобиле или на самолете - вертолете. Если мы будем и дальше развиваться, а наши молодые люди будут сосредоточены на том, чтобы созидать, создавать, приумножать, - уверен, у нас все получится.

- Какие специальности наиболее популярны среди абитуриентов?

- На мой взгляд, о популярности специальностей говорит то, что молодые люди из года в год демонстрируют заинтересованность в поступлении. Не количество баллов играет роль. Когда у тебя 2-4 человека на место, ты понимаешь, что это востребовано.

Меня радует, что в последние годы огромный потенциал у нашего средне-специального отделения. И это отражается по всем специальностям. Что касается высшего образования, безусловно, есть такие понятия, как "элитарная специальность". Например, диспетчер - это "белый воротничок", хорошая заработная плата, социальные гарантии и так далее. Также летный состав - там есть конкурс даже на платное. На протяжении работы в академии авиации в качестве ректора наблюдаю за тем, что желающих стать пилотами много. Однако есть и много препятствий для этого - состояние здоровья, физической подготовки, уровень полученных знаний в школе, результаты вступительных испытаний.

Еще один аспект - не брать случайных людей, а лишь тех, кто хочет быть в авиации несмотря ни на что. Только тогда они будут преодолевать все сложности и препятствия, идти к своей мечте. У первого курса горят глаза. Они хотят получать знания. Это также является критерием востребованности специальности.

В этом году мы начали подготовку по профилизации "логистика авиационных перевозок". В современном мире, как показала практика, таких специалистов нет. "Плечо" полета увеличилось. Следовательно, понадобились специалисты для планирования, обеспечения жизнедеятельности воздушного судна на протяжении всего полета с учетом большего расстояния. В связи с этим появилась новая интересная специальность.

У нас много задумок в авиационном двигателестроении, также, как и в авиационной психологии, метеорологии. Помимо этого, недавно мы начали обсуждать тему штурманов, в перспективе эти специалисты вновь могут стать востребованными. Современные летчики имеют мало опыта своего пилотажа. В основном все делает компьютеризированная техника: нажал на кнопку - самолет взлетел, приземлился. Если же возникают какие-то экстремальные ситуации, летчик начинает паниковать и совершает ошибки. Поэтому, создавая свою летную школу в Беларуси, мы все эти элементы включили в подготовку летного состава.

В этом году контрольные цифры приема мы выполнили. На всех специальностях был конкурс. Желающие есть, и их больше, чем мы можем предоставить мест для обучения.

- Два года назад Белорусская государственная академия авиации впервые начала подготовку пилотов. Расскажите о данном направлении подробнее.

- Подготовка пилотов - это многоступенчатый процесс. Прежде чем начать, мы изучили все, что делают другие. Изучение мирового опыта заняло несколько лет. Мы смотрели, анализировали учебные планы, дисциплины, их объем, очередность. Все нужно было собрать воедино.

С учетом погоды летную подготовку мы осуществляем с апреля - мая по октябрь. Но непогода бывает и на протяжении этих месяцев. Поэтому встал вопрос - сколько же лет учить для получения высшего образования, чтобы выпускники освоили знания о конструкции самолета и двигателя, а также общий гуманитарный цикл. Определили срок обучения - 4,5 года, что сегодня является оптимальным.

Далее встал вопрос по подготовке специалистов, материально-технической базы, необходимой литературы, аудиторий. Затем разработали критерии отбора абитуриентов, определили вступительные испытания - сегодня это русский-белорусский, математика и английский язык. Эта тема обсуждается и сейчас. Некоторые предлагают, чтобы абитуриенты сдавали физику.

Затем мы приступили к теоретической подготовке, сдаче экзаменов, подготовке к летной работе. В этом году у нас завершился первый этап летной подготовки на третьем курсе. Курсанты получили первые навыки в виде 40 часов налета. Из них 26 - с инструктором и 14 - самостоятельно. Это уже результат.

Говоря о перспективах, мне бы хотелось, чтобы белорусская школа авиаторов, летчиков была уважаемой в мире. Советский летчик - это качество. Так и сейчас. Мне бы хотелось, чтобы наша страна заняла достойное место в качестве центра подготовки летного состава. Убежден, что у нас для этого все есть. Конечно, конкурентов вокруг достаточно. Но мы возьмем своей исконно белорусской доброжелательностью, порядочностью, своим ответственным подходом к делу, своим знаком качества.

- Много ли девушек обучается в академии авиации?

- Девушки в авиации есть. В 2001 году в Минский государственный высший авиационный колледж пришла первая девушка-абитуриент. Это правильно и это нужно. Если мы в качестве космонавтов от Беларуси первых выбрали девушек - возникает вопрос: почему они не могут управлять воздушным судном? Я считаю, что женщины более усидчивы, более приспособлены к определенным жизненным сложностям. Сегодня в академии авиации на каждом курсе специальности "летная эксплуатация воздушных судов гражданской авиации" учатся две девушки. Никаких квот, никаких критериев нет. Это просто сложившаяся традиция, которая уже повторяется третий год подряд.

Целеустремленный, профессионально подготовленный человек востребован всегда. Да, есть определенные черты характера, которые присущи мужчинам и женщинам, но это никак не мешает работе и выполнению задач.

- Расскажите о международном сотрудничестве. Из каких стран курсанты проходят обучение в БГАА?

- Заинтересованность со стороны иностранных партнеров к нашему учреждению образования есть. Мы диверсифицируем рынки, куда хотели бы выйти с точки зрения образовательных услуг. Экспорт - одна из составляющих развития академии. Нам хочется развиваться, увеличивать количество обучающихся.

Если взять карту мира и поставить флажки там, откуда к нам приезжают ребята, - это будет география всего земного шара. В частности, у нас обучаются курсанты не только из стран постсоветского пространства, а также из Бразилии, Йемена, Венесуэлы, Израиля, азиатских регионов - Индия, Шри-Ланка, Китай. Наши традиционные партнеры - Туркменистан, Таджикистан, Армения, Узбекистан, Россия. И это не просто партнеры с точки зрения совместных образовательных программ, они также выступают в роли заказчиков кадров. Например, "Таджикаэронавигация" целенаправленно отправляет к нам на обучение молодых людей. Заинтересованность в совместном сотрудничестве есть и со стороны КНР. Китайский рынок для нас уникальный. У них очень серьезные требования к подготовке специалистов, они заточены на четкое понимание того, что им нужно.

Стоит отметит, что в рамках Союзного государства есть дорожная карта в области транспорта. Она предполагает синхронизацию учебных планов и программ авиационных учреждений образования России и Беларуси. В нашей стране такое УО одно, в России - три (в Ульяновске, Москве и Санкт-Петербурге). Сейчас по данному направлению ведется серьезная работа. Заинтересованность есть с обеих сторон.

Недавно нашу академию посетили представители военно-дипломатического корпуса из 14 африканских стран. Военные, военно-морские и военно-воздушные атташе ознакомились с процессом подготовки специалистов в интересах гражданской и государственной авиации, материально-технической базой, а также инновационными учебными и тренажерными комплексами. Мы со всеми делегациями встречаемся, ведем переговоры и рассчитываем на плодотворное сотрудничество.

- Какие планы по развитию БГАА на ближайшее будущее? Какой вы видите академию через 5-10 лет?

- Я бы хотел, чтобы Белорусская государственная академия авиации на рынке образовательных услуг по подготовке авиационных специалистов как в своей стране, так и за рубежом заняла достойное место, которое она заслуживает по праву. Также хочется, чтобы в БГАА приходили и учиться, и преподавать неравнодушные люди, любящие эту отрасль. Чтобы выпускники с гордостью вспоминали о стенах альма-матер. Чтобы существовала преемственность поколений. В авиационной сфере это особенно важно.

Кроме того, мне бы хотелось, чтобы у нас совершенствовалась материально-техническая база, появлялись новые специальности и факультеты. Например, сейчас мы начинаем развитие своего филиала в Могилеве. У нас грандиозные задумки по данному проекту - подготовка летного состава, инженерного состава по обслуживанию воздушной техники. И если в ближайшие 5-10 лет его получится реализовать - это будет действительно успех. Также мечтаю, чтобы наш филиал открылся, например, в Санкт-Петербурге, Москве или Ташкенте. Чтобы шла разносторонняя работа и белорусская школа подготовки авиационных специалистов была представлена в том числе и за рубежом.

Возможно, в будущем к академии авиации добавится еще одно слово - и "космонавтики". Это было бы здорово. В целом все это ежедневная, кропотливая работа, которая помогает достигать поставленных целей и задач.

- Чтобы бы вы пожелали в День гражданской авиации своим коллегам, курсантам и выпускникам?

- В авиации часто желают, чтобы количество взлетов равнялось количеству посадок. Сегодня 90 лет гражданской авиации Беларуси. Это серьезная дата. Я хочу пожелать всем тем, кто обеспечивает безопасность пассажироперевозок, грузоперевозок, здоровья, удачи, долголетия, жизненной энергии, желания трудиться на благо страны, а также чувства собственного достоинства и гордости за ту профессию, которую они когда-то выбрали.

Также хочу поблагодарить наших ветеранов за то, что они сделали, а молодых людей напутствовать на то, чтобы они сохраняли и приумножали все эти достижения.

БЕЛТА.-0-

Все интервью