Новости Беларуси
Белорусское телеграфное агентство
Рубрики
Пресс-центр
Аналитика
Главная Интервью

Проект республиканского бюджета-2014 станет центральной темой дискуссий в Овальном зале

Интервью 26.09.2013 | 10:03
Владимир Андрейченко

Осенняя сессия Палаты представителей Национального собрания Беларуси, которая откроется 2 октября, обещает быть насыщенной. Уже сейчас в парламентском портфеле около 70 законопроектов, из которых 39, в том числе один проект кодекса, депутаты рассмотрят во втором чтении. Не менее интенсивно Палате представителей предстоит поработать и в плане укрепления межпарламентских контактов - как на пространстве СНГ, так и в дальнем зарубежье. Подробнее об основных направлениях деятельности парламентариев в сессионный период в интервью корреспонденту БЕЛТА рассказал председатель Палаты представителей Владимир АНДРЕЙЧЕНКО.

- Владимир Павлович, какие законопроекты будут приоритетными на предстоящей сессии?

- Центральная законотворческая тема - республиканский бюджет на 2014 год. Парламентарии вместе с правительством прорабатывают его параметры, исходя из указаний главы государства о необходимости серьезного, критического подхода. Активно дискутируется широкий круг бюджетных вопросов, депутаты высказывают свои замечания и вносят поправки. Полагаю, тщательная предварительная работа позволит нам и правительству еще до внесения проекта закона о республиканском бюджете в Палату представителей сформировать единый подход по всем важнейшим позициям и по-деловому провести его рассмотрение в Овальном зале.

Многое предстоит сделать депутатам в эту сессию по развитию экономического законодательства. В широком спектре законотворческой тематики выделю законопроекты второго чтения - по вопросам деятельности хозяйственных обществ, электросвязи, таможенного регулирования, информатизации и защиты информации, государственного регулировании торговли и общественного питания, проект Водного кодекса, законопроекты первого чтения - о противодействии монополистической деятельности и развитии конкуренции, о естественных монополиях, поправки в закон о ценообразовании. Значительная часть законопроектов экономического блока направлена на дальнейшую модернизацию экономики, стимулирование конкуренции и деловой активности субъектов хозяйствования.

Очень значимыми я назвал бы социальные законопроекты. Корректируются Трудовой кодекс и закон "О здравоохранении", проходят завершающий этап согласований правовые новации проекта закона "О физической культуре и спорте".

В числе наших приоритетных задач - совершенствование законодательства о выборах и референдумах и регуляторной базы судопроизводства, прежде всего в контексте реализации Послания Президента о перспективах развития системы общих судов страны. Укрепится правовое поле национальной безопасности. Планируем завершить работу над проектом закона "Об основах деятельности по профилактике правонарушений".

Значительное внимание мы уделим расширению законодательной базы международного сотрудничества. Ратифицируем несколько межправительственных соглашений, в том числе с Сингапуром и Индонезией об избежании двойного налогообложения и с Турцией о взаимной отмене виз. Так что законотворческий график осенней сессии достаточно интенсивный.

- Продолжая тему поправок в законодательство по вопросам проведения выборов и референдумов, какие наиболее важные изменения и дополнения в него включаются?

- Выборы депутатов Палаты представителей предлагается проводить в один тур, а их результаты определять по принципу относительного большинства. Изменяется система комиссий по выборам депутатов Палаты представителей. Сегодня она трехуровневая: Центральная комиссия, окружные и участковые избирательные комиссии. Законопроектом предусмотрено образование областных и Минской городской территориальных избирательных комиссий с передачей им некоторых полномочий Центральной комиссии и окружных комиссий. Корректируется положение о члене комиссии с правом совещательного голоса, порядок финансирования избирательных кампаний. При проведении избирательных кампаний и кампаний по референдуму запрещаются действия, побуждающие или имеющие своей целью побуждение к срыву, отмене или переносу срока выборов, референдума. Из избирательного законодательства исключается процедура признания полномочий депутата. Я хочу подчеркнуть, что все изменения, предложенные в избирательный процесс, продиктованы жизнью и направлены не на ломку того, что проверено временем и показало свою эффективность, а на совершенствование избирательных действий и процедур с учетом правоприменительной практики.

- Планируется ли провести в ходе предстоящей сессии парламентские слушания? Почему они редко организуются?

- В отличие от парламентских слушаний во многих других странах, где такие мероприятия проводятся на уровне постоянных комитетов и комиссий, парламентские слушания в нашей стране являются мероприятием общереспубликанского значения. На них выносятся особо значимые как для законодательного органа, так и для страны в целом вопросы. Следует также иметь в виду, что Палата представителей регулярно организует семинары по изучению практики применения законодательства в той или иной сфере. Порой по глубине и значимости рассматриваемых вопросов они не уступают парламентским слушаниям. Есть у нас и иные формы работы. Например, расширенные выездные заседания комиссий и расширенные заседания, проводимые в стенах парламента. В эту сессию во второй половине ноября планируем провести парламентские слушания, посвященные совершенствованию законодательной и нормативной правовой базы национальной системы образования в современных условиях.

- Палата представителей успешно укрепляет и налаживает новые контакты с парламентами разных стран мира. В каких международных мероприятиях примут участие депутаты в сессионный период?

- Международная программа ожидается весьма насыщенной. В октябре-ноябре пройдут плановые мероприятия по линии интеграционных образований - МПА СНГ, ПА ОДКБ, МПА ЕврАзЭС, Парламентского собрания Союза Беларуси и России, в том числе заседания профильных комиссий и руководящих органов названных межпарламентских структур. Депутаты также примут участие в работе 129-й ассамблеи Межпарламентского союза, которая пройдет в Женеве, и 42-м пленарном заседании генеральной ассамблеи ПА ЧЭС в Тбилиси.

Намечены визиты в нашу страну парламентских делегаций Вьетнама, Турции, возможно - Лаоса и Нигерии. Прорабатываются вопросы визитов белорусских парламентских делегаций в Индонезию, Украину и Эстонию. В нашей международной программе также участие в наблюдении за президентскими выборами в Азербайджане. Так что география международных контактов в период третьей сессии Палаты представителей широка, а тематика встреч и переговоров разнообразна.

- Учитывая большую роль парламента в укреплении интеграционных процессов на постсоветском пространстве, какие задачи стоят перед белорусским парламентом в связи с планируемым присоединением Армении к Таможенному союзу?

- Пока о задачах рано говорить, поскольку в наш адрес официальных документов по данному вопросу не поступало. Прием нового члена в Таможенный союз, Единое экономическое пространство - это компетенция в первую очередь глав государств и правительств стран, участвующих в интеграционных объединениях. Вот когда вопрос перейдет в практическую плоскость, тогда мы сможем определить последовательность действий нашего парламента, в частности, приступить в пределах компетенции к проведению соответствующих переговоров, ратификации подписанных документов. Сейчас я могу только отметить позитивное значение желания Армении к более глубокой интеграции на постсоветском пространстве.

Белорусская сторона поддерживает стремление стран СНГ и, в частности, Армении к более активному вовлечению в интеграционные процессы на евразийском пространстве, так как видит в интеграции мощный фактор, способствующий динамичному социально-экономическому развитию государств, входящих в Таможенный союз и Единое экономическое пространство.

Светлана САВКО

Все интервью