Новости Беларуси
Белорусское телеграфное агентство
Рубрики
Пресс-центр
Аналитика
Главная Интервью

Продают машины, золото, отдают пенсии. На какие мошеннические схемы попадаются минчане, рассказали в милиции

Интервью 27.11.2025 | 08:07
Дмитрий Андалюкевич
28 ноября в Беларуси отмечается День образования служб по противодействию киберпреступности. Кибербезопасность - важное направление в служебной деятельности правоохранителей. Сегодня мошенники предпочитают отсиживаться далеко за пределами Беларуси и выуживать у людей все до последней копеечки. Корреспондент БЕЛТА пообщалась с начальником отделения по противодействию киберпреступности Партизанского РУВД Минска Дмитрием Андалюкевичем о наиболее популярных схемах обмана и о том, как гражданам обезопасить себя.

- Кибераферисты не сдают позиций и придумывают новые способы для обмана граждан. Какие схемы мошенничества сегодня самые актуальные?

- Самым распространенным остается вишинг. Это различные звонки от имени правоохранительных органов, коммунальных служб ("Водоканал", "Энергосбыт"). Часто начали представляться сервисом по замене домофонов, "Белтелекомом" или мобильными операторами. Раньше преобладали случаи, когда представлялись сотрудниками банка - сейчас это уже практически не встречается. Изначально может быть первый звонок от имени коммунальных служб - как наживка. Это холодный звонок человеку. Его проверяют, внушают, что необходимо передать какую-то личную информацию - номер паспорта и запрошенный код из СМС-сообщения".

Они берут любой интернет-сервис, где можно оставить заявку с телефоном - приходит сообщение с кодом для подтверждения заявки. И аферисты просят сообщить поступивший код. Это делается для того, чтобы в последующем позвонить и представиться сотрудником правоохранительных органов. Уточняют поступали подозрительные звонки в течение последнего часа или нет, сообщали какую-то свою личную информацию. Человек вспоминает о том, что был звонок, он сообщил какой-то код и для подтверждения заявки продиктовал личный номер паспорта. У него начинается паника - его уверяют, что это были мошенники, что с помощью этих данных был оформлен на него, допустим, кредит. Кредитные деньги поступили злоумышленникам, которые используют их в преступной деятельности, а в отношении него будет возбуждено уголовное дело. Поэтому необходимо срочно выполнить какие-то определенные действия и там уже все зависит от воображения мошенника. Могут завладеть деньгами под предлогом "декларирования", сообщив, что возбуждено уголовное дело и к вам приедут с обыском, а наличные изымут.

И тут опять же несколько способов есть. Деньги передаются через курьера либо самостоятельно перечисляются на "специальный" счет, который, конечно же, находится под контролем мошенников. Если у человека нет дома сбережений, они на этом не останавливаются. Его уверяют, что необходимо принять участие в какой-то "спецоперации" по поимке недобросовестных сотрудников банка. Для этого нужно исчерпать свой кредитный лимит путем подачи заявок в банковские учреждения на получение кредитов. И люди идут в два, три, четыре банка, берут кредиты.

Бывает, что мошенники уверяют в необходимости включить демонстрацию экрана мобильного телефона. Так они завладевают доступом к интернет-банкингу человека, совершают какие-то манипуляции с его счетом, используют его счет для вывода похищенных денег других граждан. Также убеждают людей в необходимости забрать какой-нибудь пакет от другого потерпевшего. Даже не подозревая, человек может стать курьером аферистов.

Все чаще используется NFC-схема - мошенники присылают фишинговую ссылку якобы на сайт Нацбанка, где человек вводит реквизиты карты для привязки ее к приложению. Затем просят приложить платежное средство к крышке телефона и с него списываются все деньги. Такая схема работает, если телефон потерпевшего поддерживает NFC, достаточно приложить карту к телефону, и данные все будут считаны.

Среди молодежи популярна схема обмана с аккаунтами айфонов. Покупая гаджет, пользователь регистрируется в AppleID либо входит в уже имеющуюся учетную запись, где хранятся все данные. Даже если телефон будет утерян, имея доступ к iCloud, например, на домашнем компьютере, владелец сможет дистанционно заблокировать устройство, обезопасив данные, которые были на нем. Сценарий, по которому действуют мошенники, как правило, одинаков, мошенники находят жертв на сайтах знакомств, вступают с ними в переписку. Бывают переписываются не один день, а то и неделю, чтобы войти в доверие. Далее просят войти в чужую учетную запись, а доступ к своим данным пользователь теряет. За разблокировку гаджета аферисты выставляют счет. В таких случаях возбуждается уголовное дело за вымогательство.

Еще с помощью интернет-знакомств разводят на участие в приумножении денег через криптобиржи. Сначала это безобидное общение, якобы узнать про интересы друг друга, познакомиться поближе. И вот собеседник говорит, что неплохо зарабатывает и предлагает попробовать. Человек доверяет, идет на поводу, выполняет какие-то определенные указания, устанавливает программы и по итогу лишается огромного количества денег. В этой схеме участвуют люди разных возрастов. Был у нас дедушка, который вкладывал в "биржу" пенсию. Около Br15 тыс. так потерял.

Такие преступления растягиваются, бывает, даже на год. Сама биржа фейковая - мошенник какие захочет, такие цифры и поставит. А человек вкладывает деньги, видит на счету приличную сумму, радуется, что все идет в плюс. А как только хочет вывести, то понимает, что это обман.

- Кто сегодня чаще всего становится жертвами мошенников?

- Я делал социальный портрет потерпевших от киберпреступников по Партизанскому району. Это люди, которые имеют свободный доступ к информации, активные пользователи социальных сетей и мессенджеров.

Например, была у нас как-то женщина, молодая, которая настолько поверила мошенникам, что ни мы, ни ее родственники не могли убедить ее в обратном. Она была убеждена, что помогает правоохранительным органам. Ей внушили ничего не рассказывать никому. А ситуация была в том, что, когда все свои сбережения она отдала мошенникам, они сказали ей собрать все золото дома, отнести в ломбард и тоже все перечислить. Затем потерпевшая продала еще машину. Аферисты не остановились до того момента, пока не выманили у человека все до последней копейки. Это все происходило пока супруг был в командировке. 

Однако самыми любимыми "клиентами" аферистов остаются пенсионеры. Потому что звонят они зачастую на городские номера телефонов, которыми у нас, как правило, пользуется старшее поколение. Для мошенников они очень хорошие объекты для проведения подобных схем. Кроме того, преступники вышли на новый уровень и используют пожилых граждан в качестве курьеров.

Да, есть те, кто осознанно идут на такие преступления и "подрабатывают" курьерами, дроперами. Но все-таки чаще всего это неосведомленные люди, которые искренне поверили мошенникам. 

По статистике большая часть потерпевших были осведомлены о подобных видах преступлений. Они участвовали в профилактических мероприятиях, которые проводит милиция. На их телефоны приходили смс-сообщения от МВД с предупреждениями о подобных видах мошенничества. Но, к сожалению, люди думали, что их это не коснется никогда. И как-то небрежно относились к информации от правоохранителей. Профилактического контента предостаточно везде: метро, общественный транспорт, поликлиники, больницы. То есть везде, где есть экраны. Мы стараемся и в столовых размещать актуальные профилактические ролики, где большая проходимость граждан. Довольно часто публикуем в различных рабочих телеграм-чатах организаций, предприятий посты с предупреждениями.

- Что нужно делать, чтобы не попасться на удочку аферистов?

- Нужно быть внимательным к своим персональным данным. Надо помнить, что официальные организации никогда не будут запрашивать ваши личные данные, номер паспорта, личный номер паспорта, коды. Потому что с тем же "Водоканалом", "Энергосбытом" заключаются договора, где прописаны реквизиты сторон. Все эти данные в организации есть, им не нужно уточнять их по телефону.

Стоит также обращать внимание на номера звонков, которые поступают человеку. Во-первых, где стационарная или мобильная сеть, мессенджеры или социальные сети. Зачастую мошенники звонят либо с иностранных номеров, либо же в мессенджерах. Если видите иностранный номер, а человек представляется какой-то организацией, то это точно мошенники. Организации звонят только с официальных номеров. Милиция вообще в мессенджерах никогда не звонит, тем более по видеосвязи.

Кроме того, у нас есть выработанные алгоритмы противодействия киберпреступлениям с банками. Так, есть холодный период выдержки, когда человеку кредит выдается не в день заявки. Тогда будет время осознать, что в отношении него совершаются противоправные действия. Либо если появляется информация от сотрудников банка, что уже несколько заявок подано человеком и есть вероятность, что он находится под кураторством злоумышленников, мы реагируем на такие сообщения. Если человек не отвечает на звонки, мы выезжаем на место жительства, все объясняем, разбираемся в ситуации.

- Перед Новым годом участились случаи обмана при покупке елок. На что стоит обратить внимание, чтобы не быть обманутым?

- Да, скоро Новый год, и люди уже сейчас ищут товары по выгодным ценам. У нас уже было заявление от девушки, которую обманули при совершении покупок онлайн. Минчанка хотела приобрести елку в Инстаграм по привлекательной цене. Девушку подкупило то, что ей пообещали скидку 50%. И вот только здесь и сейчас. Она согласилась и перевела полную предоплату. Хотела еще и родственникам купить. Но вот заказала свою, не дождалась доставки, поняла, что ее обманули и уже обратилась в милицию. Потеряла девушка Br410, по данному факту возбудили уголовное дело за мошенничество.

Вообще, в Инстаграме мошенники часто делают много фейковых магазинов с ценами ниже рыночной. Людей это привлекает. Страницы сделаны очень профессионально: большое количество подписчиков, красивый контент. У обычного пользователя нет сомнений в том, что магазин настоящий. Поэтому люди доверяют таким продавцам и теряют деньги.

В таких мошеннических магазинах всегда предусмотрена полная предоплата. В фейковых аккаунтах нет информации о торговой точке с номером телефона. Такие "интернет-магазины" боятся общаться вживую. Настоящие всегда оставят номер телефона для уточнения каких-то там вопросов. А мошенники оставлять не будут. Нужно обращать внимание и на наличие официальной торговой точки или УНП. Обязательно созвонитесь с продавцом. Внимательно изучите и саму страничку - наличие комментариев реальных пользователей. С накрученными подписчиками отсутствуют лайки, обсуждения, комментарии.

Фото предоставлено пресс-службой Партизанского РУВД Минска,
БЕЛТА.-0-
Все интервью