Новости Беларуси
Белорусское телеграфное агентство
Рубрики
Пресс-центр
Аналитика
Главная Интервью

Придание рекомендательного характера ЕТС снизит администрирование в области оплаты труда

Интервью 14.03.2011 | 12:53
"ОКОВЫ ТЯЖКИЕ" ПАДУТ... В ОПЛАТЕ ТРУДА

Работа по либерализации условий осуществления экономической деятельности была начата в Беларуси еще в прошедшей пятилетке. В частности, существенно изменены подходы к регулированию условий оплаты труда в реальном секторе экономики. Фактически был создан плодородный грунт для того, чтобы в нем комфортно почувствовали себя ростки грядущей либерализации оплаты труда работников субъектов предпринимательской деятельности, посеянные Директивой №4. О том, что собой представляет платформа для новых либеральных веяний и каковы векторы их развития, в беседе с корреспондентом БЕЛТА рассказал первый заместитель министра труда и социальной защиты Петр Грушник.

- Петр Петрович, прежде чем говорить об изменениях в области оплаты труда для реального сектора экономики, хотелось бы отчетливо представлять себе масштаб их влияния...

- Другими словами, что представляет собой реальный сектор экономики? По состоянию на декабрь 2010 года это около 95 тыс. организаций (включая 12 тыс. малых предприятий) и 65 тыс. микроорганизаций, из них около 15 тыс. организаций государственной формы собственности, 78 тыс. - частной (в том числе смешанной) формы собственности, 2 тыс. иностранных коммерческих организаций, а также около 220 тыс. индивидуальных предпринимателей.

- Выражение "жесткое регулирование" в сфере оплаты труда в последние годы стало устойчивым фразеологизмом. Это справедливо, с вашей точки зрения?

- Следует признать, что до начала проведения работы по либерализации оплаты труда все основные вопросы (тарификация работ и работников, исчисление тарифных ставок и должностных окладов, условия оплаты труда руководителей организаций, установление надбавок и премий) регулировались государством во всех коммерческих организациях независимо от их форм собственности. Но даже при таком "жестком регулировании" законодательство позволяло нанимателям дифференцировать заработную плату работников, не ограничивая ее максимальными размерами, выделяя при этом наиболее высококвалифицированных специалистов.

С начала либерализации - только за два последних года прошедшей пятилетки - было пересмотрено более 25 базовых нормативных правовых актов, регулирующих вопросы оплаты труда. Работа проводилась по четырем основным направлениям. Первое - дифференциация и регулирование тарифной части заработной платы работников коммерческих организаций. Второе - расширение прав нанимателей в установлении уровня оплаты труда работников в зависимости от эффективности хозяйствования и применение гибких систем оплаты труда. Третье - совершенствование условий оплаты труда руководителей организаций. И четвертое - усиление социальной защиты работников.

Все это позволило разграничить степень регулирования оплаты труда в государственном и негосударственном секторах экономики, придав рекомендательный характер основным нормативным правовым актам в отношении коммерческих организаций с иностранными инвестициями, коммерческих организаций с долей собственности государства в их уставном фонде менее 50% и без доли собственности. А это, между прочим, около 76 тыс. негосударственных коммерческих организаций, включая малые и микроорганизации, или около 80% от их общего количества, и около 22 тыс. индивидуальных предпринимателей, применяющих труд наемных работников (10% от их общего числа).

В настоящее время в этих субъектах хозяйствования оплата труда может осуществляться на основе локальных нормативных правовых актов, что позволяет значительно усилить роль коллективно-договорного регулирования вопросов оплаты труда их работников.

- Таким образом, государственное регулирование оплаты труда на данном этапе сохранено только в государственном секторе экономики?

- Это, кстати, лишь 19% коммерческих организаций (около 18 тыс.) от их общего количества.

Кроме того, значительно расширены права нанимателей в области оплаты труда в части определения и повышения тарифных ставок (окладов) работников; стимулирования реализации продукции и снижения ее запасов, поступления валютной выручки; установления стимулирующих выплат работникам, применения гибких систем оплаты труда, максимально учитывающих результативность и качество их труда, а также финансовые возможности субъектов предпринимательской деятельности.

С одновременным расширением прав нанимателей в вопросах оплаты труда снимались ограничения по включению средств на оплату труда в затраты по производству и реализации продукции. Напомню, принятое 6 сентября 2010 года постановление правительства №1285 сняло все ограничения по включению в затраты по производству и реализации продукции тарифной части заработной платы работников коммерческих организаций.

- Как известно, были изменены подходы и к регулированию условий оплаты труда руководителей коммерческих организаций. В частности, упрощен порядок формирования их должностных окладов и премирования.

- С учетом опыта Китая была введена такая выплата, как годовой бонус в размере не менее 12 должностных окладов. Сняты все ограничения по системам премирования из прибыли, остающейся после налогообложения. Органу, заключающему контракт с руководителями негосударственных организаций, предоставлено право самостоятельно устанавливать условия оплаты их труда.

Кстати, по вопросам совершенствования условий оплаты труда руководителей коммерческих организаций в 2009-2010 годах было принято 12 нормативных правовых актов.

- А каковы перспективы сохранения такого ограничителя как коэффициент соотношения заработка руководителей всех коммерческих организаций и зарплат работников организаций?

- Начну с того, что этот коэффициент теперь составляет до 8, ранее был до 5.

Сохранение коэффициента позволяет обеспечить равные условия для организаций всех форм собственности в области оплаты труда их руководителей, не допускать необоснованного расслоения доходов руководителя и работников (по мнению экспертов зарубежных стран, при соотношении более чем 8:1 может наступить социальный кризис), а также стимулировать руководителя на увеличение заработной платы работников.

Считаю, что в условиях либерализации оплаты труда работников реального сектора экономики отказ от применения этого коэффициента приведет к снижению социальной защищенности работников организации и социальной напряженности в коллективах.

- Какой из сделанных уже шагов на пути либерализации вы считаете самым важным?

- Нанимателям предоставлено право самостоятельно на основании локальных нормативных правовых актов устанавливать любые формы и системы оплаты труда, определять размеры и направления стимулирования работников, дифференцировать их заработную плату в зависимости от сложности, конечного результата и личного вклада работника и т.д.

Однако не могу не отметить, что в большинстве случаев наниматели при установлении условий оплаты труда работников не используют на практике все возможности, предоставленные им законодательством. Об этом свидетельствуют результаты мониторинга применения норм указа №49. Из обследуемых 1,6 тыс. организаций нормы этого указа применяли в конце 2010 года лишь около 350 (22%).

И, несмотря на это, работа по либерализации оплаты труда позволила в том числе обеспечить положительную динамику роста заработной платы и выполнить все задания в области оплаты труда, которые были предусмотрены Программой социально-экономического развития Республики Беларусь на 2006-2010 годы. Так, за прошедшее пятилетие уровень заработной платы увеличился в 2,6 раза (с Br469,4 тыс. до Br1238 тыс.), в том числе в 2010 году этот показатель вырос на 23,9%, а средняя декабрьская зарплата достигла Br1595,9 тыс. По сравнению с началом 2010 года в 92 раза уменьшилось число организаций с уровнем заработной платы менее $200 в эквиваленте (в декабре их осталось 24).

Не было допущено значительного расслоения работников по уровням дохода по отраслям экономики. Дифференциация в 2010 году по сравнению с 2005-м снизилась в 1,5 раза и составила 3 раза.

- Новый импульс процессу либерализации оплаты труда дает принятая в конце 2010 года Директива №4. В ней содержится долгожданная, иначе не скажешь, норма о придании рекомендательного характера применению Единой тарифной сетки работников Республики Беларусь (ЕТС).

- Директива определила дальнейшие направления либерализации оплаты труда работников субъектов предпринимательской деятельности, исключающие излишнее регулирование рынка труда, что обусловливает необходимость усиления мотивационного потенциала заработной платы в реальном секторе экономики.

Что касается ЕТС, то основополагающим документом, который обязывает субъекты предпринимательской деятельности ее применять, является Декрет №17 от 18 июля 2002 года. Придание рекомендательного характера ЕТС возможно путем внесения изменений в нормативную правовую базу. Соответствующие изменения уже готовятся. Хочу подчеркнуть: государственное регулирование с обязательным применением ЕТС будет сохранено только для определения условий оплаты труда работников бюджетной сферы, все остальное - на усмотрение нанимателя.

Потребуется пересмотр всей нормативной правовой базы, в том числе по вопросам установления тарифных ставок и окладов работников коммерческих организаций, повышения тарифной ставки первого разряда, исчисления средней заработной платы, сохраняемой работнику в случаях, предусмотренных законодательством, оплаты труда руководителей организаций с долей собственности государства 50% и более и многое-многое другое.

Перечень проектов документов, которые необходимо разработать и принять в связи с приданием ЕТС рекомендательного характера, состоит из 25 нормативных правовых актов.

- И после разработки и принятия этих документов отмена ЕТС станет обязательна?

- Нет. Хотел бы обратить внимание на то, что руководители субъектов предпринимательской деятельности не будут обязаны немедленно пересматривать свои локальные нормативные правовые акты, регулирующие вопросы оплаты труда. Решение о необходимости их пересмотра будут приниматься нанимателями самостоятельно и осознанно.

Я считаю, что придание рекомендательного характера применению ЕТС даст новый импульс в повышении инициативы и расширении деловой активности работников, значительно снизит степень администрирования в области оплаты труда для субъектов предпринимательской деятельности.

А учитывая, что 2011-й - Год предприимчивости, это даст возможность стимулировать, в первую очередь, предприимчивых людей - инициативных, думающих, энергичных, которые могут и, самое важное, хотят добиться успеха во всех сферах жизни.

В этих условиях будет возрастать роль руководителей всех уровней управления. Их усилия должны быть направлены на внедрение эффективных систем стимулирования высококвалифицированных работников, сочетающих материальные и моральные стимулы. Особое внимание должно быть уделено работникам, занятым реализацией инновационных и инвестиционных проектов, разработкой новой техники и новейших технологий.

Нанимателям придется пересматривать систему стимулирования и руководителей организаций, с возможным переходом на выплату им краткосрочных и долгосрочных бонусов в зависимости от эффективности производства, включая такие показатели как рентабельность продаж, чистая прибыль, производительность труда, снижение материалоемкости и другие характерные и важные для конкретной организации показатели.

Модернизация экономики, ее инновационное развитие, внедрение эффективных систем стимулирования высокопроизводительного и творческого труда потребует современных подходов со стороны нанимателей к нормированию труда. Его роль должна существенно повыситься, поскольку оно лежит в основе эффективной организации труда и производства, способствует высокой производительности труда, а также сокращению материальных и трудовых затрат. Нормирование труда должно осуществляться нанимателями на новом качественном уровне. К слову, только в 2010 году за счет пересмотра более 520 тыс. норм труда трудоемкость было снижена примерно на 36 млн. человеко-часов.

Реализация новых направлений либерализации оплаты труда позволит сформировать рыночные стимулы для повышения инновационной активности всех субъектов хозяйствования, создать благоприятный климат для привлечения инвестиций в республику, способствовать повышению международного рейтинга белорусского государства. А в конечном итоге - повысить мотивационный потенциал заработной платы и обеспечить ее достойный уровень высококвалифицированным и востребованным руководителям, специалистам и рабочим.

- На мой взгляд, наряду с либерализацией условий оплаты труда в реальном секторе экономики очень серьезной должна быть работа по усилению социальной защиты низкооплачиваемых категорий работников.

- Государственной минимальной социальной гарантией в области оплаты труда является минимальная заработная плата (МЗП). Обеспечение социальной защищенности работников сегодня выходит на первый план в нашей работе.

Напомню, месячная МЗП с 1 января нынешнего года установлена в размере Br460 тыс., что в 3,6 раза выше, чем в 2005-м (Br128,9 тыс.). Соотношение минимальной заработной платы к минимальному потребительскому бюджету семьи из четырех человек на начало текущего года составило 100,1%, а к бюджету прожиточного минимума в среднем на душу населения - 162,5%.

Государство должно гарантировать, что начисленная заработная плата (месячная, часовая) любому работнику, с которым заключен трудовой договор, работающему в нормальных условиях и полностью отработавшему норму рабочего времени и выполнившему нормы труда либо трудовые обязанности, не может быть ниже установленных размеров МЗП.

Особо хотел бы обратить внимание на то, что с приданием рекомендательного характера применению ЕТС, а также с пересмотром нормативной базы по вопросам оплаты труда не только значительно снизится степень администрирования в области оплаты труда для субъектов предпринимательской деятельности, но и существенно возрастет ответственность нанимателей за реализацию в полном объеме норм статьи 63 Трудового кодекса, которые как раз и обязывают их самостоятельно разрабатывать и устанавливать формы, системы и размеры оплаты труда, дифференцируя их в зависимости от сложности и напряженности труда, его условий и уровня квалификации работников.

С целью качественной реализации указанных норм, считаю, нанимателям придется внимательно подойти к подбору и расстановке специалистов, занятых вопросами организации оплаты труда, повышению их профессиональной подготовки. Только грамотные высококвалифицированные специалисты смогут разработать и внедрить в организациях эффективные, гибкие системы оплаты труда работников, стимулирующие их к высокопроизводительному и качественному труду.

- А каковы перспективы на пятилетку?

- Министерство труда и социальной защиты в течение 2011-2015 годов будет продолжать разработку предложений в русле основных направлений и приоритетов государственной политики в области труда и заработной платы.

Я бы выделил несколько основных направлений. Это, во-первых, усиление социальной защиты работников. Во-вторых, методологическое и информационное обеспечение органов управления и руководителей субъектов предпринимательской деятельности по вопросам организации и оплаты труда работников, включая их руководителей, путем подготовки соответствующих документов. В-третьих, совершенствование законодательства о труде с целью создания благоприятного климата для привлечения инвестиций в республику. В-четвертых, совершенствование тарификации и нормирования труда работников для установления нанимателями размеров оплаты их труда, дифференцированных в зависимости от его сложности и напряженности, условий, уровня квалификации работника. И, наконец, совершенствование гарантий и компенсаций в оплате труда при работе в условиях, отличных от нормальных. Дальнейшее развитие получит социальное партнерство и коллективно-договорные отношения по вопросам организации и оплаты труда и других.

Все это позволит успешно решать задачи программ социально-экономического развития республики.

Елена ПРУС
Все интервью