Новости Беларуси
Белорусское телеграфное агентство
Рубрики
Пресс-центр
Аналитика
Главная Интервью

Предоставление общественным объединениям права выдвигать кандидатов в депутаты запутает политическую систему

Интервью 05.02.2013 | 16:37
Для законодателей 2013 год обещает быть насыщенным. В плане подготовки законопроектов значится более 30 документов. Наиболее ожидаемые проекты законов и самые важные законодательные инициативы в интервью корреспонденту БЕЛТА прокомментировал председатель Совета Республики Анатолий Рубинов.

- Анатолий Николаевич, главным достижением минувшего года глава государства назвал стабилизацию экономической ситуации в стране. Какие законопроекты, на ваш взгляд, будут иметь принципиальное значение для дальнейшего динамичного развития экономики?

- В законодательной деятельности Национального собрания законопроекты, касающиеся тех или иных вопросов экономики, ежегодно имеют большой удельный вес. В 2013 году парламенту предстоит рассмотреть ряд таких законопроектов. Например, "Об инвестициях", "О концессиях". "Об энергосбережении", "О государственном регулировании торговли и общественного питания" и другие.

Совершенствование экономических отношений идет непрерывно. В процессе подготовки законопроектов профильные комиссии Совета Республики и Палаты представителей работают в тесном взаимодействии. Обязательно проводятся расширенные заседания с участием специалистов, деятельности которых готовящиеся законопроекты касаются напрямую. Такой подход позволяет предвидеть, что может получиться после принятия этого законопроекта: облегчит ли он нам жизнь или наоборот создаст какие-то неожиданные препятствия. В таком ключе работа в парламенте проходит всегда.

- В план подготовки законопроектов на 2013 год включен проект закона о внесении изменений в Избирательный кодекс Беларуси. Возможные корректировки избирательного законодательства рассматривались на специальном совещании у Президента. Хотелось бы знать ваше мнение по поводу самых обсуждаемых поправок. В частности, о возможности предоставить общественным объединениям право выдвигать кандидатов в депутаты.

- Это предложение действительно обсуждалось в числе прочих на совещании у Президента. В итоге пришли к тому, что предоставлять общественным объединениям право выдвигать кандидатов не стоит. Мы запутаем политическую систему, вовлечем в политику людей, которые не имеют к ней никакого отношения. Политическая деятельность, в том числе в парламенте, дает возможность влиять на принятие государственных решений. Но у общественного объединения совсем другие цели.  

На совещании обсуждалась также возможность внесения в Избирательный кодекс поправок в части ведения предвыборной агитации. Эти изменения идут, что называется, от жизни. На парламентских выборах 2012 года нередко возникала ситуация, когда зарегистрированный кандидат в депутаты вместо того, чтобы представлять свою программу, или хотя бы критиковать других, начинал призывать к бойкоту выборов. Получается, обманывал тех, кто его выдвигал. Но зачем вообще тогда бороться за место в парламенте, если выступаешь против выборов? На мой взгляд, агитация за бойкот должна быть выведена из избирательного законодательства и из предвыборной деятельности как таковой. Кто хочет, может агитировать за бойкот, но только не в качестве кандидата.

Кстати, рекомендации ОБСЕ, выработанные в ходе наблюдения за выборами в белорусский парламент в 2012 году, тоже надо изучить. Президент подчеркнул: ко всему надо подходить разумно, исходя из требований жизни. Если что-то нам мешает, или кто-то в чем-то ограничен - нужно устранять. Но зачем вводить новшества с потолка, не просчитывая возможных последствий? Рекомендации ОБСЕ тоже будут рассматриваться, исходя из наших национальных интересов. Если есть разумные замечания и предложения, то почему бы их не принять? Хотя многое из того, что рекомендует ОБСЕ, в Беларуси уже есть.

- Генеральная прокуратура Беларуси подготовила законопроект, согласно которому у водителей, севших за руль в нетрезвом состоянии, будут конфисковывать автомобили. Как вы относитесь к этому предложению?

- Считаю, к тем, кто садится за руль в нетрезвом виде, должно быть самое жесткое отношение. Это потенциальные убийцы. Но что касается конфискации автомобиля, то с этой мерой надо подумать. Не всегда она может подействовать: машину, в конце концов, можно одолжить у соседа или купить другую. Поэтому я в большей мере за лишение прав. Допустим, если первый раз сел за руль нетрезвым - на пять лет лишение, второй раз попался - пожизненно лишить прав. Плюс большие штрафы. Хотя не отрицаю, что в некоторых случаях нужно и авто конфисковать. Если, например, нет возможности штраф выплатить.

Многие беды от того, что мы лояльно относимся к нарушителям и преступникам. К ним надо применять жесткие, адекватные меры. Это будет гуманно ко всем остальным, позволит оградить добропорядочных граждан, обеспечить им безопасные условия жизни.

Поэтому, на мой взгляд, применение смертной казни в отношении убийц оправданно. Это не месть, как трактуют некоторые. Это четкая установка, что людям, которые умышленно совершили убийство, нет места в обществе. Не надо их перевоспитывать - таких не перевоспитаешь. Местью, равносильной моральной пытке, в данном случае является пожизненное заключение.

- Одна из самых обсуждаемых в последнее время тем - оптимизация государственного аппарата. Какие кадровые изменения происходят в связи с этим в Аппарате Совета Республики? Какого эффекта ожидаете от оптимизации?

- Уставная численность Аппарата Совета Республики сократится на 26%. Но это не значит, что верхняя палата парламента станет хуже работать. Мы тщательно продумали, как изменить структуру, она уже фактически утверждена. Не сомневаюсь, что качество работы от этого не только не пострадает, но даже улучшится. Людей будем стараться устроить на другие места, некоторые выходят на пенсию.

Как показывает опыт, оптимизация любой структуры, и госаппарат не исключение, должна периодически проводиться. Проведя сокращение сейчас, мы через несколько лет опять к этому вернемся. Это неизбежно ввиду того, что новые информационные технологии, позволяющие уменьшить документооборот, появляются постоянно. Можно было бы для начала пересмотреть функции. Но по опыту известно: после такого пересмотра приходят к выводу, что штат нужно, наоборот, в 1,5-2 раза увеличить. Президент это хорошо понимает, досконально чувствует эти вопросы и поэтому предлагает сократить госаппарат, а функции перераспределить так, чтобы выполнять их оставшимися силами.

- А повысить имидж работы госслужащего оптимизация госаппарата поможет?

- Сейчас трудно найти человека на госслужбу, особенно там, где нужно знание информационных технологий. Разве здесь он заработает столько, сколько в фирме? Плюс большая ответственность, психологическая нагрузка. Зарплаты госслужащих сегодня ей не соответствуют. Недаром этот вопрос ставит Президент. Он очень требовательно относится к чиновникам, госаппарату, но в то же время подчеркивает, что труд госслужащего должен адекватно оплачиваться.

Вся жизнь и работа чиновника рассматривается под лупой. Это человек, который должен четко выполнять свои обязанности и вести образцовый образ жизни. В Беларуси чиновник занимается исключительно тем, что ему положено по его функциональным обязанностям. Немыслимо, чтобы он занимался, например, протекционизмом чьих-то интересов. Если бы к нам пришли с предприятия и попросили, скажем, участок земли выделить в нужном месте, то никто из нас этот вопрос не взялся бы решать. Всем известно, какие бывают последствия.

- Кстати, в Беларуси как раз готовятся поправки в законодательство о противодействии коррупции. Одно из предложений - ввести обязательное открытое опубликование сведений из деклараций госслужащих, входящих в кадровые реестры главы государства и правительства. Насколько целесообразно, на ваш взгляд, такое новшество? Готовы ли вы открыто публиковать сведения о своих доходах?

- Закон о госслужбе запрещает чиновнику заниматься коммерческой деятельностью. Помимо зарплаты, доходы он может получать, занимаясь только наукой, преподаванием, творчеством. Другие источники ему запрещено иметь. А если чиновник взятки берет, то он этого все равно не покажет. Такие, к сожалению, есть. Но их рано или поздно вычисляют.

Лично я готов в любой момент обнародовать свои доходы. Хотя считаю это предложение популистским. Госслужащие, а также члены их семей ежегодно подают декларации. Никакой тайны здесь нет, все и без того контролируется.

Доходы чиновника всегда вызывают нездоровый интерес. Создается ложное впечатление, что на госслужащих тратятся огромные деньги. На самом деле эта статья расходов государства небольшая - чуть больше 1% ВВП. В разы меньше, чем в других странах.

- Анатолий Николаевич, в 2013 году Беларусь председательствует в СНГ. Известно, что белорусское председательство пройдет под девизом интеграции во благо человека. Оно будет направлено на повышение имиджа СНГ как на международной арене, так и внутри самого Содружества. Какие мероприятия в этой связи планирует Совет Республики?

- Председательство в СНГ - важный для Беларуси период. Задача нашей страны как председателя состоит в том, чтобы максимально задействовать возможности СНГ для дальнейшей интеграции на постсоветском пространстве. Свой вклад внесут и парламентарии - разработкой в комиссиях Межпарламентской ассамблеи государств - участников СНГ модельных законов. Они служат основой для законопроектов по аналогичным вопросам в странах СНГ и таким образом не допускают значимых расхождений законодательств государств Содружества.

В МПА СНГ председательство не передается. Сейчас ее возглавляет председатель Совета Федерации Федерального собрания России Валентина Матвиенко. Это человек, который прилагает немало усилий, чтобы укрепить межпарламентское сотрудничество, в том числе на двусторонней основе.

Примечательно, что в 2013 году стартует новый этап межпарламентского взаимодействия Беларуси и России. Его приоритетом станет дальнейшее развитие связей между регионами наших стран. На важности межрегионального сотрудничества неоднократно акцентировал внимание и наш Президент. Это живые связи, они дают реальные результаты в экономике, социальной, культурной сферах. Ожидается, что 15 февраля Беларусь посетит российская парламентская делегация во главе с первым заместителем председателя Совета Федерации Александром Торшиным. В Совете Республики пройдет заседание межпарламентской комиссии, которая утвердит программу работы на 2013 год. Планируется, в частности, регулярно организовывать межрегиональные форумы, на которых регионы Беларуси и России смогут продемонстрировать свой потенциал, согласовать направления работы, найти новые возможности для сотрудничества и взаимодействия.

Светлана САВКО
Все интервью