Новости Беларуси
Белорусское телеграфное агентство
Рубрики
Пресс-центр
Аналитика
Главная Интервью

Политики Евросоюза избрали неправильную концепцию по отношению к Беларуси

Интервью 26.07.2012 | 09:40

Беларусь и Словения в этом году отмечают 20 лет установления дипломатических отношений. Как известно, самая хорошая основа для установления прочных дипломатических связей - крепкие деловые и личные контакты. Словенская компания "Рико" уже два десятилетия активно развивает бизнес в Беларуси, а ее генеральный директор Янез Шкрабец - содействует развитию личных контактов между представителями деловых кругов Беларуси и стран Евросоюза, тем самым делая весомый вклад в укрепление белорусско-словенских отношений.

В эксклюзивном интервью корреспонденту БЕЛТА Янез Шкрабец рассказал, как изменился бизнес-климат в Беларуси, чем привлекательна страна для иностранных инвесторов, каково влияние большой политики на большой бизнес и на что тратит деньги социально ответственный бизнесмен.   

- Компания "Рико" уже около двух десятков лет работает на белорусском рынке. Вам как ее генеральному директору хорошо известны условия ведения бизнеса в Беларуси. Какие принципиальные перемены в бизнес-климате Беларуси вы заметили за последние годы?

- Могу констатировать, что с каждым днем Беларусь прогрессирует. Мы тесно сотрудничаем со многими белорусскими предприятиями (в частности, такими флагманами вашей промышленности, как МАЗ, МТЗ, БелАЗ, "Атлант", "Трайпл") и видим, что все они идут по пути модернизации, становятся все более конкурентоспособными. Их можно смело поставить в одном ряду со многими мировыми производителями, поскольку они так же стремятся внедрять новые технологии, идти в ногу со временем, осваивать принципы работы в рыночных условиях. Особо следует отметить высокий профессиональный уровень специалистов в Беларуси. Поверьте, мне есть с чем сравнивать: компания "Рико" работает во многих странах и имеет высокие стандарты, предъявляемые к профессиональной деятельности сотрудников. В Беларуси очень квалифицированные кадры.

Для меня как бизнесмена очевидно, что за последние годы в Беларуси принято много мер для улучшения бизнес-климата и создания условий по привлечению иностранного капитала. Например, заметны улучшения в сфере налогообложения, обеспечены условия для прозрачной рыночной конкуренции. Мы это особенно хорошо знаем, потому что участвуем в различных конкурсах, тендерах и на равных конкурируем с другими.

- Насколько привлекательна Беларусь для иностранных инвесторов, по вашему мнению? Откроются ли новые возможности для нашей страны в связи с формированием Евразийского экономического пространства, а в будущем - Евразийского союза Беларуси, России и Казахстана?

- Я уверен, что с формированием ЕЭП для Беларуси открываются очень большие перспективы. Ваша страна, на мой взгляд, обладает многими неоспоримыми преимуществами: здесь порядок, нет коррупции, созданы условия для прозрачной конкуренции, обеспечены хорошие условия для жизни, достаточно высококвалифицированных кадров, благоприятная налоговая система, а в перспективе - огромный потребительский рынок, который открывается с формированием ЕЭП. Всем зарубежным партнерам, с которыми общаюсь, я рекомендую: если хотите организовать бизнес на пространстве СНГ, начинайте непременно с Беларуси. Думаю, что в будущем в Евросоюзе также осознают необходимость наладить тесное сотрудничество с Беларусью и с новым интеграционным образованием - Евразийским союзом. Те зарубежные бизнесмены, которые поймут это уже сегодня и организуют бизнес в Беларуси, получат большие преимущества.

По моему мнению, в западноевропейском обществе ощущается недостаток информации о Беларуси вообще и еще больший недостаток правдивой информации о Беларуси. Поэтому представители деловых кругов иногда настороженно относятся к предложениям делать бизнес в Беларуси. Со своей стороны я стараюсь всячески содействовать решению этой проблемы: использую любую возможность рассказывать правду о ситуации в Беларуси, организую сюда визиты своих деловых партнеров, друзей. Все, кто по моей рекомендации побывал в Беларуси, возвращаются в восторге и без предрассудков, относятся к стране с большим оптимизмом.

Чем больше будет правдивой информации о вашей стране, в том числе и передаваемой из уст в уста, когда побывавшие здесь делятся личными впечатлениями, тем быстрее удастся избавиться от стереотипов, которые, надо признать, существуют в западноевропейском обществе. Особенно эффективны для развенчания мифов различные международные мероприятия, когда в Беларусь приезжает много иностранных гостей. Например, такие как фестиваль "Славянский базар" или чемпионат мира по хоккею, который пройдет в Минске в 2014 году.

- Большой бизнес неизбежно связан с большой политикой. Между Беларусью и Евросоюзом политические отношения в последнее время осложнились. Каким образом это повлияло на отношения деловых кругов Беларуси и ЕС?

- Я считаю, что в настоящее время политики Евросоюза избрали неправильную концепцию по отношению к Беларуси, она вредит мелкому и среднему бизнесу обеих сторон. Крупные фирмы страдают в меньшей степени, им легче найти выход на другие рынки.

Нынешняя ситуация особо вредит представителям европейских бизнес-структур. Ведь Беларусь, натолкнувшись на закрытые со стороны Евросоюза двери, будет искать другие выходы, которые, возможно, окажутся даже более выгодными. А Европа будет вариться в собственном соку.

Со своей стороны могу заверить, что мы, представители бизнеса, стараемся влиять на политиков, говорить им правду о Беларуси. И в отношениях Беларуси и ЕС уже есть положительные сигналы, которые свидетельствуют о постепенном возвращении сторон к конструктивному диалогу. Так, насколько мне известно, министр иностранных дел Беларуси Сергей Мартынов принял участие в 3-й встрече министров иностранных дел стран-партнеров "Восточного партнерства" 23 июля в Брюсселе.

- В этом году началась реализация крупнейшего кредитно-инвестиционного проекта в истории двусторонних белорусско-словенских отношений - строительства гостиничного комплекса "Кемпински" в Минске. Компания "Рико" является генподрядчиком. Расскажите, пожалуйста, подробнее об этом масштабном проекте.

- Действительно, "Рико" является генподрядчиком строительства всего комплекса, который будет расположен на престижной площадке в центре Минска (вблизи Белгосцирка) и будет включать пятизвездочную гостиницу "Кемпински", 81 жилое помещение, административное здание, вспомогательные помещения и паркинг. Стоимость возведения всего комплекса оценивается примерно в 120 млн. евро.

Компания "Рико" собирается обеспечить финансирование строительства гостиницы (оценивается в сумму около 55 млн. евро). Дело в том, что у нас имеется большой опыт в возведении такого рода объектов. Самый известный наш проект - гостиница "Петр Первый" в Москве. Для строительства гостиницы "Кемпински" в Минске мы собираемся привлечь кредитные ресурсы: взять кредит в консорциуме международных банков со страхованием кредитных рисков со стороны банка SID как страхового агента словенского государства. В случае получения кредита его условиями будет предусмотрено, что минимум 51% продукции, поставляемой по этому проекту, должно быть словенского происхождения. Надеюсь, что отель "Кемпински" станет визитной карточкой "Рико" не только в Беларуси, но и в других странах СНГ.

- Одним из важных направлений деятельности "Рико" в Беларуси является реализация проектов в энергетической сфере. Каковы планы по дальнейшему развитию этого направления?

- Мы продолжаем строительство и реконструкцию нескольких электрических подстанций с кабельными линиями 110 кВ в Минске и Минском районе. Еще в феврале 2011 года был заключен контракт между РУП "Минскэнерго" и компанией "Рико" о строительстве в Минске двух электрических подстанций на сумму 54 млн. евро. Уже сдана под ключ и введена в эксплуатацию подстанция "Долгиновская" в Минске, продолжается строительство подстанции "Грушевская" и реконструкция подстанции "Петровщина". Недавно подписаны контракты на строительство под ключ еще двух подстанций - "Каменная горка" и "Брестская". Сейчас компания "Рико" участвует в тендере по реконструкции подстанции "Минск Северная". Учитывая масштаб этой работы, мы стремимся оптимизировать проекты, чтобы значительно снизить затраты. По моему убеждению, эти проекты очень важны и нужны для города Минска, ведь он динамично развивается и потребности в электроэнергии возрастают. Значит, возрастает и роль современных надежных и мощных электрических подстанций.

"Рико" готова предложить Беларуси содействие в обслуживании будущей АЭС. В Словении атомная электростанция работает уже 30 лет, и наша компания регулярно участвует в поставках оборудования для нее и в ее обслуживании. У нас есть также опыт реализации проектов в сфере возобновляемой энергетики. Поскольку Беларусь заинтересована в диверсификации источников энергии, то, думаю, наш опыт может быть полезен.

Хотелось бы отметить, что помимо энергетического инжиниринга мы давно и весьма успешно развиваем промышленный инжиниринг. В Беларуси уже реализованы несколько десятков проектов в области металлообработки и станкостроения с ведущими белорусскими производителями, как то МАЗ, МТЗ, БелАЗ, "Атлант", МЗКТ, "Гомсельмаш" и другими. Самый масштабный проект, который мы недавно завершили, - это поставка на МТЗ более 110 единиц технологического оборудования для обработки валов и шестерен на несколько десятков миллионов евро. Проект мы осуществили с немецкой фирмой Niles Simmons. Кстати, при реализации любого проекта мы стараемся по возможности использовать оборудование белорусского производства. Так, и на МТЗ в проект были включены 16 единиц обрабатывающего оборудования белорусских производителей. Подчеркну, что наше сотрудничество с белорусскими производителями является взаимовыгодным. Его результатом становится модернизация производства, запуск современных технологических линий, что позволяет выпускать конкурентоспособную на зарубежных рынках продукцию.

- Помимо развития бизнеса, что вполне естественно для коммерческой компании, "Рико" активно занимается благотворительностью. В Словении вас даже назвали меценатом года за вклад в развитие культуры. Ваш недавний визит в Минск также был связан с благотворительной акцией - передачей в дар Национальной библиотеке Беларуси уникального собрания книг "Иконотека Вальвазориана".

- Такова внутренняя политика компании "Рико" - мы хотим вести социально ответственный бизнес. Для нас важно направлять усилия не только на укрепление деловых контактов и заключение контрактов. Мы берем на себя ответственность и помогаем устанавливать, поддерживать и укреплять дружеские связи между двумя государствами - Беларусью и Словенией. Например, "Рико" ежегодно содействует организации гастролей белорусских деятелей искусства в Словении. Две недели тому назад в Любляне и Рыбнице выступал белорусский квартет "Ривьера" и скрипачка Маймуна Дико, в прошлом году - танцевальный ансамбль "Хорошки".

Уверен, что будущее именно за теми деловыми людьми, которые знают, что надо не только делать бизнес, зарабатывать, но и способствовать улучшению окружающей действительности.

Екатерина НЕЧАЕВА

Все интервью