Новости Беларуси
Белорусское телеграфное агентство
Рубрики
Пресс-центр
Аналитика
Главная Интервью

"Опираться нужно на то, что важно для Родины". Интервью с новым гендиректором Национального художественного музея

Интервью 14.07.2023 | 17:28
Анна Кононова

Ровно месяц назад в Национальном художественном музее сменился генеральный директор. На этот пост назначена Анна Кононова - представительница довольно известной творческой династии, а также бывший проректор по учебной работе Белорусской государственной академии искусств. Узнали у нового руководителя музея, ожидают ли Национальный художественный перемены, что Анна Владимировна сделала первым делом после назначения и почему не боится работы без выходных и праздников.

"Для меня все всегда серьезно"

Анна Кононова не новичок ни в искусстве, ни в Национальном художественном музее. Она росла в творческой семье, где мама - живописец, папа - скульптор. В главном художественном музее страны бывала часто во время учебы сначала в гимназии-колледже искусств имени И.О.Ахремчика, а затем в Белорусской государственной академии искусств (БГАИ).

- Ходила в Национальный художественный музей методично, изучала коллекцию. А впервые побывала там еще в детстве, с родителями. Помню, особенно впечатлила живопись. Наверное потому, что была мне понятнее всего, как дело жизни моей мамы. Обычная картинка из детства: в мастерской она пишет за своим огромным мольбертом, а рядом я - за тем, что поменьше. Она работает над шедеврами, а я рисую портреты королей и принцесс на больших картонах. И, конечно же, маму. Помню, как она учила меня работать со светом и тенью. Я нарисовала ее портрет: узнаваемое каре, большие очки. Тень на лице передала густым черным. Мне казалось, картина не удалась. А мама позвала в мастерскую своих коллег-художников, чтобы показать этот портрет. Помню, набилось много людей, они мою работу хвалят, мама восхищается, а я стою в уголке в недоумении. Сейчас понимаю: тогда у меня 6-летней получился отличный портрет - характерный, событийный. Мама до сих пор его хранит и повторяет, что он у нее - самый любимый, - рассказывает Анна Кононова.

Она признается, что предложение поста генерального директора Национального художественного музея стало полной неожиданностью. С детства воспитанная в скромности и абсолютно творческой атмосфере Анна Владимировна видела себя исключительно свободным художником, а потому даже на предложение стать деканом художественного факультета родного БГАИ согласилась не сразу - взяла время, чтобы все хорошенько обдумать.

- Делать карьеру никогда не стремилась. В студенчестве все мысли были только об изобразительном искусстве, а желание - достигнуть высокого уровня мастерства. Художник ведь не ремесленник. Это человек, пришедший в мир для исполнения уникального призвания. Искусство - сложный путь, особенно если взыск к себе высок - а эта черта у нас семейная. Для меня все всегда серьезно. И в том, чтобы быть художником, я вижу большую ответственность перед обществом и миром. Образы, которые ты транслируешь, нужно взвешивать, смещать в сторону истинного созидательного искусства. Не просто констатировать факт, мотив или проблему, а дать ответ, как сделать лучше, как человеку возрасти, исцелить душу, - считает Анна Кононова.

Сама она давно взяла за правило никогда не вставать за мольберт в плохом настроении. А потому почти все ее картины жизнеутверждающие, светлые и радостные. В них много света и солнца. Кстати, Анна Кононова себя так и называет: человек солнца и художник света. Все негативные эмоции, по ее же признанию, всегда остаются "за закрытыми кулисами мастерской".

"Опираться нужно на то, что важно для Родины"

Что сделал новый руководитель Национального художественного музея первым делом после назначения? Обошел почти все фонды. Увиденное Анну Владимировну впечатлило:

- Что больше всего удивило в музее? Масштабы. И всей организации в целом, и коллекций в частности. В фондах увидела произведения, которые редко выставляют, многие знала только по репродукциям. Оригиналы этих шедевров вызывают трепет. Что касается масштабов работы в самом музее, то я вряд ли бы осознала весь объем, если бы знакомилась с ним фрагментарно. Сейчас вижу эту деятельность с другого ракурса - со всеми предстоящими задачами и достижениями, которые восхищают. Поразили сотрудники музея, готовые работать здесь в прямом смысле и днем и ночью. В первые же недели после моего назначения мы приняли участие в организации масштабных выставок вне стен Национального художественного - во Дворце Республики и в Большом театре, и наши специалисты справились замечательно.

Анна Кононова отмечает, что работы в музее всегда много, но она к этому готова. Ритм "без выходных и праздников" для нее привычен - так живут все творческие люди.

- Еще будучи деканом и проректором по учебной работе в академии искусств я всегда говорила выпускникам: поздравляю, мои дорогие, с тем, что у вас больше не будет ни одного выходного дня, если вы всерьез посвятите себя искусству. Я считаю, что это неплохо. Это яркая и интересная жизнь, - делится мнением гендиректор Национального художественного музея.

Одним из самых важных качеств руководителя любого уровня Анна Кононова считает умение быть дальновидным. Причем не только ставить перед собой цель, но и выстраивать стратегию по ее достижению, опираясь на то, что важно для Родины.

- Для меня это не патетика, а смысл жизни, личная философия. Мы всегда должны руководствоваться тем, что полезно нашей стране. И не важно, культуру обсуждаем, исторические или политические процессы, - считает руководитель.

Перед собой она сейчас ставит довольно непростую задачу: привлечь к богатейшему собранию Национального художественного музея как можно больше зрителей. Как это сделать - идеи есть, но рассказывать о них Анна Кононова не спешит. Намекает только, что ставку планируют сделать на регионы.

- У музея традиционная позиция по экспонированию - мы выставляем картины бесспорных классиков. Считаю, что так и должно оставаться. Но эту великолепную коллекцию шедевров должно увидеть множество людей по всей стране. Передвижные выставки уже работают, и довольно успешно, поэтому мы продолжим этот проект. Планируем еще более тесное сотрудничество с образовательной средой - не только с вузами, но и со средне-специальными учебными учреждениями, детскими организациями. Многое уже достигнуто моими предшественниками, благодаря усилиям которых у Национального художественного музея сейчас высокий статус. Моя задача - сохранить его славу, привлечь новых посетителей и найти золотую середину в поддержке художников всех поколений, - уточняет руководитель.

Елена ИВАШКО,

фото БЕЛТА,

газета "7 дней".-0-

Все интервью