Новости Беларуси
Белорусское телеграфное агентство
Рубрики
Пресс-центр
Аналитика
Главная Интервью

"Один пояс, один путь" как локомотив мирового развития в постпандемический период

Интервью 14.06.2022 | 11:00
Ван Сяньцзюй

Китайская инициатива "Один пояс, один путь" в условиях мировой турбулентности выдержала испытание на прочность и продолжает реализоваться. О том, какие испытания в период разгара пандемии COVID-19, украинского кризиса претерпела инициатива и каковы тенденции ее нынешнего развития, а также о белорусско-китайском сотрудничестве рассказал в интервью корреспонденту БЕЛТА заместитель директора Центра исследования России при Народном университете Китая и Санкт-Петербургском государственном университете Ван Сяньцзюй, который ранее работал в посольстве Китайской Народной Республики в Республике Беларусь. По его мнению, ускорение строительства транспортной инфраструктуры является одной из первостепенных задач в инициативе "Один пояс, один путь", которой предстоит новый этап ускоренного развития. Кроме того, китайский эксперт обратил внимание на то, что санкции со стороны Запада по отношению к России и Беларуси в политической, экономической и финансовой областях, а также действия НАТО нарушают международный порядок и ведут мир к хаосу.

- По вашему мнению, как современная ситуация, связанная вначале с пандемией, а затем с украинским кризисом, влияет на реализацию китайской инициативы "Один пояс, один путь"?

- Пандемия во всем мире и украинский кризис негативно сказались на международной обстановке и, несомненно, оказывают пассивное влияние на реализацию китайской инициативы "Один пояс, один путь". Так, начиная с января 2020 года число заключенных межправительственных соглашений по сотрудничеству в данной инициативе сократилось.

Что касается борьбы с ковидом, зачастую мы наблюдали неэффективное применение мер и отсутствие скоординированных совместный действий между некоторыми странами. Хочу отметить, что, уклоняясь от ответственности за неудачную работу с пандемией, американское правительство даже пыталось упрекать Китай во многих проблемах, что было совершенно необъективно.

Ядром инициативы "Один пояс, один путь" является транспортная взаимосвязь между странами, которая в настоящее время существенно нарушена. Чтобы остановить распространение пандемии, многие страны принимали ограничительные меры вплоть до запрета сообщения и перевозки грузов, что в итоге привело мировую транспортировку и логистику к застойному положению. Приостанавливалось также строительство объектов транспортной инфраструктуры между странами.

В международной торговле непростая ситуация в мире сильно повлияла и на цепочки поставок, связанные с производством, складированием, реализацией. В 2020 году объем импорта-экспорта Китая со странами по маршруту "Один пояс, один путь" значительно уменьшился. А финансовые и экономические санкции со стороны США и Евросоюза в адрес России и Беларуси в отношении международной финансовой системы и торгового сотрудничества создали беспрецедентные трудности и приносят огромные потери для всех стран мира.

Хочу обратить внимание, что еще более серьезные проблемы наблюдаются в мировом финансировании. Из-за недостатка финансовых средств многим странам, особенно развивающимся, приходится задерживать, прекращать или откладывать сотрудничество. В связи с этим не исключено, что возникнет задержка возврата кредитов, предоставленных КНР зарубежным государствам.

Пандемия оказала также влияние и на гуманитарное сотрудничество. К сожалению, сократилось число как официальных визитов, так и межчеловеческих контактов и обменов. По данным Конференции ООН по торговле и развитию (ЮНКТАД), в 2020 году численность въездных туристов снизилась примерно на 74%. При этом число международных туристических поездок сократилось на 1 млрд. По некоторым данным, в 2020 году прямые и косвенные потери глобального ВВП вследствие спада в сфере международного туризма составили $2,4 трлн.

От вышеуказанного влияния страдают и страны по маршруту "Один пояс, один путь".

Наряду с этим надо отметить, что Китайская Народная Республика со своими партнерами по инициативе "Пояс и путь" стараются найти возможности для новых направлений сотрудничества. В частности, значительно расширилось взаимодействие в области здравоохранения между странами по маршруту "Один пояс, один путь". Межправительственные органы этих государств уделяют большое внимание координации политики общественного здравоохранения, обмену медицинской информацией, разработке и производству вакцин, а также взаимодействию в области медицинских наук. Кстати, хорошим примером этого сотрудничества стало привлечение производства продукции китайской медицины, в том числе для лечения COVID-19, в Китайско-белорусский индустриальный парк "Великий камень".

Заинтересованные страны стараются активизировать торговую деятельность. По данным Министерства торговли КНР, вслед за экономическим спадом в 2020 году объем торговли Китая с партнерами по маршруту на 2021 год составил $1,8 трлн, что создало новый рекорд этого показателя за пройденные 8 лет. Хочу отдельно остановиться на росте товарооборота между Китаем и Беларусью, который в 2020 году составил почти $4,6 млрд и увеличился на $800 тыс по сравнению с 2019 годом. В 2021 году белорусско-китайский товарооборот достиг $5,1 млрд. А в 2022 году с января по апрель объем взаимной торговли КНР и Беларуси увеличился на 9,7% по сравнению с 2021 годом.

Хочу также обратить внимание, что на фоне глобального снижения инвестиции Китая в страны вдоль "Пояса и пути" в 2020 году увеличились на 20,6% до $22,5 млрд. В 2021 году этот показатель возрос почти на 8%. Кстати, в 2020 году благодаря инвестициям было создано более 50 новых объектов.

"Великий камень" - важный объект в "Одном поясе, одном пути". Поэтому большое значение придается созданию в Китайско-белорусском индустриальном парке железнодорожного терминала. В апреле состоялся в формате видеоконференции четвертый раунд переговоров по соглашению о торговле услугами и осуществлении инвестиций между КНР и Беларусью. Стороны провели углубленный обмен мнениями по услугам, инвестициям и электронной коммерции, разработали планы на перспективу.

Что касается международного железнодорожного сотрудничества, то не останавливаются из-за пандемии такие объекты сотрудничества, как Китайско-пакистанский экономический коридор, высокоскоростная железная дорога Джакарта-Вандунг, железные дороги Китай-Лаос, Венгрия-Сербия.

В отношении железнодорожного транспорта Китай-Европа в 2021 году реализовано 15 тыс. рейсов контейнерных поездов, увеличение по сравнению с предыдущим годом составило 22%.

По оценке китайских экспертов, с постепенным исчезновением пандемии COVID-19 нарастает потребность в совместном более активном сотрудничестве в рамках "Одного пояса, одного пути” в постпандемической эпохе, увеличивается значительный спрос к восстановлению и улучшению цепочек поставок и производственных звеньев.

Уверен, что ускорение строительства инфраструктуры, особенно по транспорту, станет одной из первых задач перед странами мира. Наряду с этим инициативе "Один пояс, один путь" предстоит новый этап ускоренного развития.

- Какие риски и угрозы вы считаете наиболее опасными на современном этапе мирового развития?

- Я думаю, что гегемонизм и односторонность, которых придерживается США, остаются наиболее опасными рисками и угрозами на современном этапе мирового развития. Тенденция их развития противоречит и противостоит многосторонности, ядро которой представляет Организация Объединенных Наций. Гегемонизм и односторонность как неперспективный противоток вопреки экономической глобальности и демократическому развитию мира никогда не получают поддержку и одобрение со стороны большинства стран мира.

Стоит отметить, что НАТО во главе с США уже стало самой опасной и угрожающей военно-политической организацией в мире. Начиная с марта 1999 года НАТО выполнило несколько расширений на восток, и сейчас число государства-членов возросло до 30. В течение этого времени НАТО совершило воздушные налеты или оккупировало территории в таких странах, как бывшая Югославия, Ирак, Сирия, Ливия, Афганистан. Своими действиями НАТО сильно нарушает международные законы и кодексы международных отношений. В настоящее время речь идет об очередном расширении - принятии в группу НАТО Финляндии и Швеции.

Перед угрозой со стороны НАТО во главе с Соединенными Штатами нам необходимо защищать международную систему, ядром которой является Организация Объединенных Наций, и мировой порядок на основе международных законов.

- По вашему мнению, нынешняя ситуация в мире является препятствием или же наоборот стимулом для взаимодействия между Республикой Беларусь и Китайской Народной Республикой?

- Нынешняя международная ситуация имеет осложняющийся характер. Как известно, пандемия все же продолжается, вместе с тем конфликт между Россией и Украиной обостряется с каждым днем. Наряду с этим пакеты санкций, принятые США и Евросоюзом в адрес России и Беларуси в политической, экономической и финансовой областях, ведут мир к серьезному хаосу и резко нарушают международный политический и экономический порядок.

В очень сложных нынешних условиях развивающиеся страны вынуждены искать новые пути развития и применять новые меры и решения для преодоления существующих проблем. В связи с проблемой отключения России и Беларуси от системы SWIFT применение своей и региональной валюты в международных расчетах сыграет большую роль в области торговли и экономического сотрудничества.

Уверен, что нам необходимо ускорить темп усовершенствования своей собственной расчетной системы. В Китае, чтобы справиться с финансовыми рисками в мире, установлена система трансграничных платежей в китайских юанях (CIPS). Эта самостоятельная система платежей, разработанная Народным банком Китая, предоставляет возможности финансовым органам в КНР и за рубежом для осуществления банковских расчетов в китайских юанях. В Народном банке Китая также была создана система крупного платежа (CNAPS) и система трансграничного платежа банковскими картами CUPS.

Считаю, что фактически исключение России и Беларуси из системы SWIFT на самом деле снижает репутацию этой международной межбанковской системы и тем самым - положение доллара США и евро. В этом случае Китай и Беларусь не должны упускать шансы для развития финансово-информационной системы и трансграничных платежей с увеличением доли национальной валюты.

В новой обстановке нам необходимо усилить тесное взаимодействие, в том числе между странами Евразийского экономического союза, Шанхайской организации сотрудничества, БРИКС и ряда других государств, в том числе по темам использования национальных и региональных валют в расчетах.

- А какие сферы и направления вы считаете наиболее перспективными для развития контактов между Беларусью и Китайской Народной Республикой?

- Я думаю, что наряду со всесторонним развитием сотрудничества двух стран надо уделять большое внимание дальнейшему строительству Китайско-Белорусского индустриального парка, межрегиональным контактам в областях культуры и образования.

В "Великом камне" уже работают более 80 предприятий, представляющих высокотехнологичный уровень современной промышленности Китая и Беларуси, а также других стран мира. Эти предприятия имеют перспективное будущее. При давлении Евросоюза особое значение приобретает привлечение как можно больше стран в парк, к примеру, ЕАЭС, Шанхайской организации сотрудничества, БРИКС, АСЕАН, чтобы в парке сложилась мощь производства и продаж. На мой взгляд, парк также должен развертывать взаимодействие с Инновационным центром Сколково в Москве.

Практика проведения Года регионов Беларуси и Китая показывает, что сотрудничество на местах имеет большую жизненную силу. Провинции и автономные районы Китайской Народной Республики установили дружественные отношения с шестью областями Республики Беларусь и городом Минском, что говорит об огромном потенциале развития. Местная экономика характеризуется спецификой и взаимодополняемостью, и это важно использовать при выстраивании перспектив разностороннего сотрудничества, взаимовыгодного для обеих сторон.

Не сомневаюсь в том, что при наличии четко выработанной перспективной межправительственной программы сотрудничества между Беларусью и Китаем с активным привлечением руководства регионов и предприятий будут непременно достигнуты большие успехи.

Хочу также обратить внимание, что на протяжении многих лет сотрудничество в образовании и культуре у КНР и Беларуси получило большое развитие. Однако, по моему мнению, обменов в этом направлении пока еще недостаточно и здесь видятся большие перспективы для взаимодействия, особенно на региональных уровнях.

Как известно, теперь в Беларуси работают 6 институтов Конфуция и 2 класса Конфуция, а в свою очередь у нас в Китае созданы 12 исследовательских центров по изучению Республики Беларусь, при том в трех вузах появилась специальность "белорусский язык и литература". Я думаю, что данные учебные организации и центры имеют большой потенциал развития и дальнейшего усовершенствования деятельности. Образование - это та сфера, где готовятся будущие специалисты в разных сферах, которым строить будущее наших стран и в том числе продолжать строить китайско-белорусские отношения.

Несомненно, что по мере ослабления пандемии туризм у двух стран также непременно получит новое развитие. Хочу отметить, что китайцы обычно любят в одной поездке посещать как можно больше стран, памятников и достопримечательностей. Например, по маршрутам Центральной Азии туристы не просто посещают одну или две страны, к примеру, Казахстан или Узбекистан, они хотят объехать сразу все государства региона. Это будет удобно и экономично в плане времени и расходов.

Я в свою очередь предлагаю открыть маршруты Китай-Россия-Беларусь, которые привлекут много туристов, то есть продлить в Беларусь поездки Китай-Россия. Таким образом, сотрудничество в туристической сфере между Китаем и Беларусью могло бы получить новое масштабное развитие.

- Вы несколько лет работали в посольстве КНР в Минске, какие ваши самые яркие воспоминания от того периода дипломатической деятельности? Продолжаете ли вы работать по белорусской тематике?

- Да, действительно, я работал советником в посольстве КНР в Минске с июля 2005 года по август 2011 года и отвечал за сотрудничество в прессе между нашими двумя странами. Очень много ярких и незабываемых впечатлений осталось у меня о том времени.

Мои самые глубокие впечатления два: прекрасная природа в Беларуси и дружественное отношение белорусского народа к Китаю и его народу. Я побывал почти во всех главных городах и посетил самые важные достопримечательности Беларуси - мне они очень понравились. Уверен, что мое предложение расширить туристические маршруты поможет китайским туристам побывать в Беларуси и лучше узнать страну, познать ее особенности, традиции, культуру, соприкоснуться с национальными особенностями. Уверен в том, что в Беларуси и дальше будет продолжаться работа над совершенствованием инфраструктуры туризма с учетом того, что эта отрасль как в мире, так и в вашей стране, несомненно, будет активно развиваться.

Второе глубокое впечатление - это дружественные чувства и отношение белорусского народа к Китаю. В моей работе как пресс-атташе мне очень помогали белорусские журналисты, которые много писали о китайско-белорусских отношениях, которые с тех пор существенно продвинулись и достигли новых высот, заметных на международном уровне.

В мае 2008 года сразу после большого землетрясения в провинции Сычуань белорусское правительство отправило специальный самолет с 20 т гуманитарной помощи в пострадавший регион. И подобную ценную помощь белорусское правительство оказало населению китайского города Ухань после вспышки COVID-19 в начале 2020 года. Такая поддержка очень важна и ценна.

Безусловно, работа в Минске навсегда соединила меня с Беларусью. После возвращения из вашей страны я стал заместителем директора Центра исследований России при Народном университете Китая и Санкт-Петербургском государственном университете, где продолжаю работать в целях развития сотрудничества между странами.

Я был составителем книг "Беларусь глазами китайцев", "Беларусь глазами китайских дипломатов", главным редактором книги "Мы и вы - рассказы о дружбе между китайским и белорусским народами", а также книги о десяти самых известных персонах Беларуси. Я также принимал участие в создании и других книг, связанных с Беларусью. Все эти издания вышли в свет и помогают китайским читателям поближе познакомиться с прекрасной Беларусью. За это Министерство образования Беларуси вручило мне в 2019 году диплом "За вклад в развитие белорусско-китайских отношений в области образования".

Я часто читаю лекции в различных вузах Китайской Народной Республики и участвую в семинарах, симпозиумах и научных конференциях о Беларуси, на тему китайско-белорусских отношений. Я твердо выступаю за развитие дальнейшего всеобъемлющего стратегического партнерства между Китаем и Беларусью на пользу народов двух государств.

Алина ГРИШКЕВИЧ,

БЕЛТА.-0-

Все интервью