Куда поступать? Десятки тысяч школьников и их родных из года в год задаются этим вопросом, делая важнейший в жизни выбор - выбор будущей профессии. В Беларуси выпускникам предоставлены широкие возможности, которые постоянно совершенствуются, чтобы каждому дать шанс проявить себя. Целевой набор в этом смысле явление особенное. Если говорить о балансе интересов, то с его помощью удается, образно, "убить" сразу четырех зайцев: учащийся получает заветный диплом, вуз (если речь о высшем, а не среднем специальном образовании) - мотивированного студента, предприятие-заказчик - подготовленного под его запросы специалиста, а государство закрывает кадровый вопрос в наиболее значимых отраслях. О специфике поступления по целевому набору, преимуществах и подводных камнях такого обучения рассказал в интервью для YouTube-проекта БЕЛТА "По факту: решения Первого" начальник главного управления профессионального образования Министерства образования Сергей Пищов.
- Какая репутация сложилась у целевого обучения и насколько оно востребовано?
- В последние годы мы наблюдаем растущий интерес к целевой подготовке как со стороны организаций, предприятий, так и со стороны абитуриентов. Ведь преимущества очевидны. Выпускники школ уже на стадии подписания договоров о целевой подготовке определяются не только с профессией и специальностью, но и с первым гарантированным рабочим местом. А предприятия начинают думать о том, что им будет необходим молодой специалист, не на стадии распределения из университета, а еще на стадии вступительной кампании.
Кроме того, образовательный процесс при целевой подготовке, скажем так, более индивидуальный. Студенты, учащиеся проходят учебные дисциплины с фокусом на ту организацию, куда в дальнейшем направятся работать. Например, выполняют курсовые и дипломные проекты по тематике, связанной с конкретным производством, предприятием, с которыми заключен целевой договор. Проходят там производственную, преддипломную практику.
Все это позволяет ускорить процесс адаптации молодых специалистов на первом рабочем месте. Они приходят туда более подготовленными, погруженными в те вопросы, задачи, проблемы, которые им предстоит решать.
Возможность целевой подготовки используют и абитуриенты, и организации - заказчики кадров. Количество целевых мест ежегодно растет по всей системе образования. И это касается многих специальностей. Например, в сравнении с 2024 годом в вузах рост практически на тысячу целевых мест. Такая же тенденция складывается и в колледжах.
- Какие сферы или организации лидируют по числу запросов на подготовку целевиков?
- Наиболее часто используют потенциал целевой подготовки учреждения здравоохранения и образования, сельхозорганизации.
В медицинских вузах число целевиков в последние годы доходит практически до 80% от бюджетного приема. То есть из 100 утвержденных бюджетных мест 80 предоставляется на условиях целевой подготовки. Это говорит о том, что учреждения здравоохранения, Министерство здравоохранения действительно уделяют особое внимание кадровой безопасности отрасли и прилагают все усилия для того, чтобы ее обеспечить.
По такому же пути идут учреждения образования, сельскохозяйственные организации.
Правда, промышленный сектор тоже не отстает. И в последние годы все большее количество целевиков заключают договор с промышленными предприятиями. Практически каждый четвертый абитуриент, поступающий в университет страны, - это будущий инженер. И количество абитуриентов, поступающих на условиях целевой подготовки, в том числе на инженерные специальности, растет.
Не так давно утверждена программа развития инженерного образования до 2035 года. Мы понимаем, что качество подготовки инженерных кадров - это и качество той продукции, которую будут выпускать наши промышленные предприятия, а это в том числе и экономическая безопасность страны.
- А как насчет организаций частной формы собственности? Заказывают ли они в вузах подготовку специалистов?
- Такая возможность - подавать заявку и заключать договор о целевой подготовке - у них есть. Ограничений по форме собственности организации нет. Но есть определенный алгоритм, механизм подачи этой заявки. Организации частной формы собственности подают их в облисполком или Мингорисполком. Там определяют возможность, необходимость такой подготовки. Дальше информация поступает в Министерство образования, которое утверждает заявки.
Анализ поступающих заявок и утверждаемого количества целевых мест показывает, что частные организации среди заказчиков кадров тоже есть.
Важно, чтобы организации независимо от формы собственности понимали, что для них целевики - это определенные обязательства. Они должны обеспечить условия на первом рабочем месте для молодых специалистов по той специальности, которую заявляли.
- Поясните, как абитуриенту выбрать подходящую специальность для поступления по целевому набору, где искать исчерпывающий перечень?
- Ежегодно до 1 мая издается приказ Министерства образования, в котором утверждены количество целевых мест и организации, которые их заказали. С этого момента абитуриент имеет право и возможность обратиться в кадровую службу организации - заказчика кадров и заключить договор о целевой подготовке.
Обязательное условие - средний балл документа об образовании не ниже 7 (такое ограничение есть по большинству специальностей).
Есть и другой путь. Можно обратиться в университет, которым утверждены целевые места. Там, конечно, сориентируют абитуриента, куда обратиться, в какую службу на предприятии для того, чтобы заключить договор на целевую подготовку.
С 1 мая, когда утвержден приказ о выделении целевых мест, уже нужно обращаться на конкретное предприятие и не откладывать заключение договора на последний день! Необходимо заранее все продумать, изучить. Потому что это ответственный выбор. Не только выбор университета или специальности, это выбор первого рабочего места.
Многие абитуриенты заранее работают с предприятиями, еще до утверждения планов приема. На днях открытых дверей, на выставках они знакомятся с предприятиями, с кадровыми службами, оставляют свои заявки для того, чтобы они были учтены организациями при формировании целевого приема.
Да и работодатели уже понимают, что искать молодого специалиста нужно не в университете. С ним необходимо выстраивать профориентационную работу, начиная со школы. Системой образования в этом направлении делается очень много, в школах действуют профильные классы. Например, в этом году состоялся первый выпуск в так называемых инженерных классах - около 2,5 тыс. выпускников.
Основная задача - мотивированный и осознанный выбор той или иной профессии.
- Если выбор сделан, когда и куда идти дальше?
- Вступительная кампания для целевиков вынесена за рамки основной приемной кампании. С 27 июня по 2 июля подаются документы (их перечень утвержден), в числе которых - договор о целевой подготовке и рекомендации педагогического совета.
С 4 по 10 июля - вступительное испытание по профильному предмету в устной или практической форме. Вопросы для экзаменов с декабря 2024 года размещены на сайте Министерства образования, на информационных ресурсах университетов.
В состав экзаменационной комиссии обязательно входит как представитель университета, так и учитель школы, чтобы оценка абитуриента была объективной, с учетом школьной программы. Во время экзамена ведется видео, аудиозапись. Если возникли сомнения, есть возможность все изучить и принять действительно правильное решение.
По 12 июля по итогам вступительных испытаний осуществляется зачисление. Таким образом, значительное число абитуриентов станет студентами в тот день, когда начнется прием в вузы на общих основаниях - 12 июля.
- Во всем этом процессе есть одна особенность, которая в предыдущие годы становилась неприятным сюрпризом для некоторых абитуриентов-целевиков. При целевом наборе обязательно должна быть конкуренция, несколько желающих на одно место. Иначе набор не состоится и абитуриент может оказаться за бортом всей вступительной кампании...
- В этом году планируется набрать более 6,5 тыс. целевиков на уровень высшего образования, 6,9 тыс. - на уровень среднего специального образования. И цифры ежегодно растут.
На эти цифры приема необходимо обеспечить конкурс, и это ответственность организации-заказчика. Заявляя целевое место, она берет на себя обязанность обеспечить конкурс.
Конкурс должен быть больше одного человека на место. Чем больше предприятие заключит договоров с абитуриентами, тем больше будет конкурс, тем лучше - выше проходной балл и большее количество наиболее подготовленных абитуриентов поступит.
Если конкурс не сложился, то места, которые выделены на условиях целевой подготовки, передаются на общий конкурс, в котором участвуют по результатам централизованного экзамена и централизованного тестирования.
Абитуриентам мы рекомендуем сдавать ЦЭ и ЦТ в любом случае, как бы они ни планировали поступать.
В прошлые годы были обращения, когда ребята задавали вопрос: "Вот, я на целевое планировал, но конкурс не состоялся, а тестирование я не сдал. Что мне делать?". В этом году такого мы не видим. Была проведена масштабная информационная работа и со школами, и с университетами. Везде мы повторяем: даже если планируешь поступать на целевое обучение, надо сдавать ЦЭ и ЦТ (только по результатам ЦТ и ЦЭ возможно поступление в вуз на общих основаниях. - Прим. БЕЛТА). Если сложилось так, что не прошел по конкурсу на целевое, то остается еще возможность поступить на эту или иную специальность на общих основаниях. Многие такой возможностью пользуются.
- Бытует мнение, что поступить на целевое обучение проще. Так ли это по вашему мнению?
- Это не проще. Это дополнительная возможность и очень ответственный шаг. Выбирая такую траекторию, абитуриенты и предприятия подписывают договор о целевой подготовке, есть условия: срок обязательной работы на первом рабочем месте не менее пяти лет, наличие среднего балла документа об образовании не ниже 7, сдача внутреннего вступительного испытания. Предприятие заинтересовано, чтобы подобрать наиболее подготовленных и мотивированных абитуриентов.
Мы провели анализ и сравнили средний балл выпускников, которые обучились за счет средств республиканского бюджета, и тех, кто был на условиях целевой подготовки. Средний балл диплома у этих ребят коррелирует. Отличия как такового среди них нет. А если сравнить с выпускниками платной формы обучения, то там результат лучше как у бюджетников, так и у целевиков. Это говорит о том, что мы действительно на правильном пути.
Я бы сказал, что целевое обучение - это выбор мотивированных абитуриентов и предприятий. Проходные баллы и конкурсы только подтверждают это. Это не выбор для тех, кто не смог бы поступить на общих основаниях. Поэтому целевой набор вынесен за рамки основного, проходит перед ним. Мы сразу набираем будущую элиту наших предприятий. Это та молодежь, которая делает осознанный выбор. Это тот пример, на который должны равняться и остальные абитуриенты.
Подчеркну: увеличение количества зачисляемых абитуриентов на условиях целевой подготовки, положительная ежегодная динамика этот тезис подтверждает.
БЕЛТА.-0-
*Проект создан за счет средств целевого сбора на производство национального контента.