Новости Беларуси
Белорусское телеграфное агентство
Рубрики
Пресс-центр
Аналитика
Главная Интервью

Много консервов хороших и разных

Интервью 16.11.2011 | 13:36

Экспорт консервированной продукции в 2012 году составит не менее 30% от общего объема выпуска

Белорусские консервы по праву переместились на "золотые" полки. Это востребованный товар как в республике, так и за рубежом. Хорошие рецептуры, высокое качество, безопасность и доступные цены стали отличительными особенностями белорусской консервированной продукции. Сегодня отечественные заводы предлагают настоящее изобилие консервов. В том числе это грибы, оливки, абрикосы, кукуруза, фасоль, баклажаны, которые совсем недавно импортировались. Как в настоящее время обстоят дела в этой отрасли, корреспонденту БЕЛТА рассказали специалисты отдела плодоовощной и крахмалопаточной отраслей концерна "Белгоспищепром" Елена Андреева, Юлия Березко и Татьяна Окунева.

- Качество готовой продукции напрямую зависит от используемого сырья. Как предприятия республики в этом году справились с его заготовкой и удовлетворены ли качеством?

Елена Андреева: В нынешнем году для загрузки производственных мощностей организациям республики, осуществляющим выпуск плодоовощной консервированной продукции, необходимо было заготовить не менее 83 тыс.т плодоовощного сырья. И хотя некоторые заводы еще продолжают заготовку овощей, я смело могу сказать, что консервная отрасль в полном объеме выполнила установленное задание - на промпереработку принято 84,4 тыс.т плодоовощного сырья, что на 8% больше, чем в прошлом году.

Несмотря на то, что в текущем году был низкий урожай некоторых ягод (садовой земляники, красной и черной смородины), заготовлено 30 тыс.т плодово-ягодного сырья, а недобор недостающих видов ягодного сырья восполнили другими - черникой, клюквой, брусникой, вишней, грушей, малиной, персиком, абрикосом, а также сырьем овощной группы. По сравнению с 2010 годом существенно увеличены объемы переработки брусники - в 6,2 раза, клюквы - в 2,1 раза, вишни - в 1,9 раза, персиков - в 1,7 раза, абрикосов - в 1,5 раза, черники - в 1,4 раза.

Значительно возросли объемы по овощной группе. Перевыполнены задания по таким импортозамещающим сырьевым позициям, как сахарная кукуруза - в 2 раза, спаржевая фасоль - в 1,8 раза, томаты - в 1,7 раза, огурцы - в 1,2 раза, овощной горох - в 1,1 раза. Задание по заготовке грибов перевыполнено на 60%.

- Как складывается ситуация с заготовкой овощного и плодово-ягодного сырья для выпуска продукции детского питания? Будете ли закупать за пределами республики пюре персиков, абрикосов, чернослива и других фруктов?

Елена Андреева: Проблем с обеспечением сырьем предприятий, специализирующихся на производстве детского питания, в текущем году тоже нет. На промпереработку принято 13,8 тыс.т сырья, в том числе 5,9 тыс.т плодово-ягодного и 7,9 тыс.т овощного. Этого вполне достаточно для производства детского питания, а также для выпуска востребованного на внутреннем и внешнем рынках пюре-полуфабриката асептического консервирования (кабачкового, тыквенного, морковного и др.). К примеру, заводами детского питания заготовлено 5,1 тыс.т моркови, что составляет 53% от общего объема данного вида сырья, заготовленного консервной отраслью, 1,1 тыс.т тыквы (более 50%), 1,5 тыс.т кабачков (16%), более 90 т цветной капусты (80%). Для производства детского питания заготовлено 334 т персиков и абрикосов (в целом по отрасли 395 т), что позволит свести к минимуму закупку персикового и абрикосового пюре по импорту.

Нет проблем и с заготовкой яблок для производства детского питания, несмотря на то, что урожай яблок в этом году в Беларуси был меньше, чем в прошлом. Заводы заготовили яблоки и произвели пюре-полуфабрикат асептического консервирования в необходимом объеме.

Безусловно, для производства продукции детского питания отбиралось только самое качественное сырье. Оно проходит обязательный лабораторный контроль, в том числе и радиологический. Проверялось овощное сырье и на содержание нитратов.

В последнее время организации отрасли уделяют пристальное внимание выращиванию сырья для собственного производства. Так, ОАО "Малоритский консервно-овощесушильный комбинат" приобрело технику и оказывает помощь хозяйствам Малоритского района в посадке и уборке моркови, ведется работа по присоединению к ОАО "Витебский плодоовощной комбинат" сельскохозяйственной организации "Заболотье" Оршанского района, а ОАО "Гамма вкуса" в рамках реализации мероприятий Государственной комплексной программы развития картофелеводства, овощеводства и плодоводства рассчитывает до 2015 года заложить собственный сад, что позволит в дальнейшем обеспечить производство собственным сырьем с заданными качественными параметрами. Уже посажено 18 га яблоневого сада и 14 га смородины.

- Сколько сейчас вырабатывается продукции в современной таре и как реализуются задачи по импортозамещению?

Юлия Березко: По итогам девяти месяцев текущего года предприятиями республики выработано 342,4 млн. условных банок плодоовощных консервов, что на 4,7% больше, чем за аналогичный период прошлого года. В современных видах тары выпущено 241,2 муб (на 5,4% больше). Удельный вес этой продукции в общем объеме производства - 70,4%, и он неуклонно растет. Но среди покупателей остаются те, кто предпочитает классическую упаковку.

Предприятия республики за январь-сентябрь 2011 года увеличили выпуск плодоовощных консервов импортозамещающего ассортимента на 6,6%, их произведено 295,1 муб. К примеру, по сравнению с соответствующим периодом прошлого года выпуск консервов из зеленого горошка увеличился в 1,4 раза, огурцов консервированных и маринованных - в 1,2 раза, грибных консервов - в 3 раза, с фасолью - в 1,8 раза.

Что касается детского питания, то за 9 месяцев выпущено 13,7 муб консервов на плодоовощной основе. Ассортимент увеличился до 250 наименований. В 2011 году освоено более 70 новых видов. К примеру, ОАО "Гамма вкуса" и ОАО "Витебский плодоовощной комбинат" начали производство соков и пюре в упаковке типа тетра-пак объемом 0,2 л, ОАО "Малоритский консервно-овощесушильный комбинат" - 10 наименований соков и пюре с фруктозой.

Основной акцент производители детского питания делают на производство пюре и соков с пониженным содержанием сахара и вообще без сахара. За 9 месяцев произведено около 8,4 муб такой продукции, которая занимает 61,3% в общем объеме выпуска, а по сравнению с аналогичным периодом прошлого года это на 84,7% больше.

- Могут ли фермеры или частные организации заказать на предприятиях концерна производство на давальческих условиях консервов под их маркой?

Елена Андреева: Да, такие услуги наши предприятия оказывают. Для производства плодоовощной консервированной продукции организации отрасли осуществляют закупку сырья (при условии его соответствия установленным требованиям) у сельскохозяйственных организаций, крестьянских (фермерских) хозяйств, а также у населения как напрямую, так и через заготовительные организации потребительской кооперации. На основании заключенных договоров перерабатывающие организации могут оказать услуги по производству плодоовощных консервов для сельскохозяйственных и других организаций как из их сырья, так и собственного, как под своей маркой, так и под их. Никаких ограничений здесь нет. К примеру, фермер, вырастив большой урожай яблок или капусты, при договоренности с перерабатывающей организацией может привезти их на переработку и получить либо деньги, либо заказать из собственного сырья консервированную продукцию.

 - Стали ли предприятия больше перерабатывать грибов, черники, клюквы, брусники, то есть тех сырьевых ресурсов, которые уходили в прошлые годы в основном на экспорт?

Елена Андреева: Ежегодно перерабатывающие организации республики увеличивают объемы заготовки дикорастущей лесной продукции. И не все уходит за границу. К примеру, консервные организации производят с использованием дикорастущих ягод протертые или измельченные ягоды с сахаром, варенье, джемы, конфитюры, компоты, соки и нектары, а также пюре-полуфабрикаты асептического консервирования. Лесные грибы используются при производстве обеденных, закусочных консервов, салатов, а также грибов маринованных с добавлением растительного масла.

При производстве плодовых вин дикорастущие ягоды используются в основном в качестве добавки при составлении купажей виноматериалов для придания им оригинального цвета, вкуса, аромата. Кстати, в 2010 году перерабатывающие организации республики для производства плодовых вин, плодоовощных консервов и быстрозамороженной продукции переработали 5,9 тыс.т черники, голубики, клюквы и брусники (это 56% от фактически собранной в лесах республики ягоды). По оперативной информации, в текущем году для промышленной переработки заготовлено 6,2 тыс.т дикорастущих ягод.

- Есть ли проблемы со сбытом продукции? В каких объемах консервы идут на экспорт и в какие страны?

Татьяна Окунева: В настоящее время проблем со сбытом отечественной консервированной продукции как на внутреннем, так и на внешнем рынке нет. Запасы на складах минимальные. За 9 месяцев текущего года на внутреннем рынке республики реализовано 258 муб плодоовощных консервов, что на 2% больше, чем за соответствующий период прошлого года.

Поставка плодоовощной консервированной продукции на экспорт за восемь месяцев текущего года более чем на 40% превысила уровень аналогичного периода прошлого года. География экспорта обширна и разнообразна: Россия, Казахстан,  Молдова, Туркменистан, Армения, Литва, Латвия, Польша, Германия, Австрия. Кроме того, отечественные производители плодоовощной консервированной продукции в текущем году осваивают рынки таких стран, как США, Австралия, Израиль. Планируется выход на страны Африки и Южной Америки, где пищевая продукция из отдельных видов белорусского сырья является экзотической.

- Какие новые линии введены на предприятиях в этом году?

Юлия Березко: В основном реконструкция консервных заводов уже завершена благодаря реализации программы по развитию консервной отрасли в 2006-2010 годах. Были вложены немалые средства в модернизацию. В нынешнем году продолжаются работы по завершению техперевооружения отдельных организаций.

Так, на Малоритском консервно-овощесушильном комбинате введена в эксплуатацию новая котельная модульного типа, установлен дополнительный моноблок для розлива пюре-полуфабрикатов в асептические мешки. В ОАО "Гамма вкуса" заменены вертикальные автоклавы на современные горизонтальные энергосберегающие в цехе детского питания и в цехе по производству консервов общего назначения.

На Витебском плодоовощном комбинате начаты работы по организации выпуска растительно-мясных и растительно-рыбных консервов для детского питания. Это увеличит ассортимент продукции предприятия и пополнит нишу продукции детского питания отечественного производства.

- Сейчас многие предприятия применяют бренды и различные слоганы. Как вы к этому относитесь, необходим ли каждому предприятию свой бренд? Возможно, нужен единый слоган-бренд для белорусской консервированной продукции?

Татьяна Окунева: Я считаю, что создание положительного имиджа, повышение авторитета среди потребителей - важнейшая задача любого предприятия. В нынешней рыночной ситуации нужно активно конкурировать друг с другом не только по ценовому фактору, но и в плане известности и узнаваемости. Яркие этикетки импортных консервов привлекают взгляды покупателей, поэтому, чтобы потребитель купил именно отечественную продукцию, предприятие-производитель тоже должно красочно и узнаваемо оформить свой продукт, придумать запоминающийся слоган, который вызовет у покупателя положительные эмоции и ассоциации.

В настоящее время в республике производится и реализуется консервированная продукция более чем 20 торговых марок. Например, Быховский консервно-овощесушильный завод уже давно успешно использует торговую марку "Хозяин-Барин", Гродненский консервный завод - бренд "Фруктов". Соки и нектары Барановичского комбината пищевых продуктов известны для потребителя под маркой "Витамир".

Производители детского плодоовощного питания уже давно признали необходимость собственной торговой марки. Это "Топтышка" и "Вырастай-ка" Малоритского консервно-овощесушильного комбината, "Новка" и "Деттка" Витебского плодоовощного комбината, "Непоседа" и "Gamma" ОАО "Гамма вкуса". Кроме того, ОАО "Гамма вкуса" выпускает общие консервы под торговой маркой "Радзивиллимонты" (поскольку Клецкий консервный завод основан на базе местного заводика, где в старину солили огурцы для князей Радзивиллов) и разливает соковую продукцию премиум-класса под маркой "Наш".

Продукция торговых марок белорусских производителей известна далеко за пределами республики. А надпись "Сделано в Республике Беларусь" является единым брендом для всей отечественной пищевой продукции.

 - Видела на этикетке консервов одного из белорусских предприятий надпись "Приготовлено как дома". Эта продукция действительно произведена по каким-то особенным рецептам или это просто маркетинговый ход?

Юлия Березко: Организации имеют право делать подобные надписи без какого-либо согласования, так как это является маркетинговым ходом. В то же время многие потребители отмечают, что надписи соответствуют качеству продукции - вкусно и аппетитно.

В текущем году освоено более 50 наименований плодоовощных консервов "по домашним рецептам". Это лечо, баклажаны, закуски, рагу, салаты Быховского консервного завода, Глубокского консервного завода (ОАО "Купцовъ"). Также грибные консервы - в КСУП "Комбинат "Восток" Гомельской области выращивают грибы шиитаке и вешенки.

- Какие задачи стоят перед отраслью на 2012 год?

Юлия Березко: Наша главная задача - работать так, чтобы внутренний рынок был насыщен высококачественной и разнообразной отечественной продукцией, чтобы стол белорусов был наполнен витаминной продукцией и разносолами не только в праздники, но и в будни. А это вполне реально, ведь отечественная консервированная продукция не только качественная и разнообразная, но и по ценам доступная.

Основная цель любого хозяина - это получение прибыли от своего производства. Поэтому предприятия отрасли ставят перед собой цель добиться повышения эффективности работы перерабатывающих организаций и обеспечить окупаемость вложенных в реконструкцию финансовых средств. Это будет достигнуто за счет увеличения загрузки производственных мощностей качественным сырьем и выпуска продукции, конкурентоспособной на внутреннем и внешнем рынках. Мы ставим также задачу увеличить выпуск продукции импортозамещающего ассортимента с целью максимального замещения ее на внутреннем рынке. Планируем увеличить экспорт плодоовощной консервированной продукции, чтобы он составлял не менее 30% от общего выпуска.

Татьяна ЛОБАС,
БЕЛТА.

Все интервью