Новости Беларуси
Белорусское телеграфное агентство
Рубрики
Пресс-центр
Аналитика
Главная Интервью

Комфортно работать там, где происходит творчество

Интервью 06.10.2017 | 18:39
Александр Анисимов

Известный во всем мире дирижер народный артист Беларуси Александр Анисимов полностью отдает себя музыке. Маэстро, даже отдыхая, слушает ее, самую разную. О жизни в музыке и вне ее обладатель множества наград, художественный руководитель и главный дирижер Государственного академического симфонического оркестра Беларуси рассказал в беседе с корреспондентом БЕЛТА.

- Александр Михайлович, список стран, где вы работали и работаете, впечатляющий. А где вам комфортно? Или для мастера своего дела не имеет значение местонахождение сцены?

- Есть такое выражение - дирижер мира, была даже одна статья про меня с таким названием. Этот вопрос я понимаю: где комфортно себя ощущаю в плане творчества? Ответ на поверхности - там, где творчество происходит. Вроде бы, когда ты дома, в родной среде, с близкими людьми, работаешь со своим коллективом, то здесь должно быть комфортно. Но бывают случаи, когда что-то не заладилось, не пошло и творчества не происходит. Как я думаю, публика этого практически не замечает, это может ощущать оркестр. И я, естественно. А может быть совершенно фантастическое, приятное общение с музыкантами, коллегами, певцами, даже если поле деятельности далеко от дома, за границей. Например, в памяти совершенно удивительные и приятные ощущения от работы с музыкантами в Барселоне, великолепное и успешное время в Нидерландах и, конечно, одно из самых ярких и теплых воспоминаний об Ирландии. Но ничем не уступают впечатления от выступления на сцене в Витебской областной филармонии. Было по-домашнему уютно, шла такая хорошая энергия. Случается по-разному и дома, и вдали от него.

- Вы художественный руководитель и главный дирижер Государственного академического симфонического оркестра Беларуси, кроме того у вас много выступлений в концертных залах других стран. Вести столь активный образ жизни стоит немалых затрат и эмоциональных, и физических.

- Цена, конечно, есть. Она, может быть, равна каким-то потерям в состояниях здоровья, чувств. Но я такой человек, который аккумулируется и быстро восстанавливается. Хотя объективно, и это подтверждают документальные факты, что профессия дирижера предполагает большие затраты с одной стороны, а с другой почему-то более высокую продолжительность жизни, чем у других представителей музыкальных профессий, не говоря уже про общую продолжительность жизни. Почти все великие дирижеры едва ли не до 90 лет продолжали руководить оркестрами и чувствовать себя в форме, чтобы донести эмоцию до оркестра и публики. Одним словом, я смиряюсь с теми обстоятельствами, в которые попадаю, и если, предположим, надо из Самары двумя рейсами лететь в Минск, значит, ничего не поделаешь, надо лететь двумя рейсами, потому что тратить полтора дня или двое суток на переезд поездом не представляется возможным. А ведь было время, когда дело было не только в перелетах и переездах. Некоторое время я одновременно руководил в Минске двумя коллективами - примерно год работал в опере и в филармонии. Тогда же у меня был еще коллектив в Ирландии и семья в Париже. И все это мне удавалось совмещать, воспитывать сына, который тогда учился в Париже. Очень важное значение имеет планирование, организация действий, слаженная работа моих помощников. Все вместе дает уверенность в том, что у меня хватит сил сделать необходимое и после перелета двумя самолетами отправиться на репетицию, потом на пресс-конференцию и снова на репетицию. Это трезвый расчет.

- Белорусские СМИ называют вас белорусским дирижером, а российские - российским. А вы как чувствуете?

- Был такой интересный факт: после года работы в Ирландии в одной из газет появилась рецензия на мой концерт под названием "Александр Великий". И представьте, меня посчитали ирландским дирижером.

Вообще-то дом мой здесь, в Минске. А родился, вырос, получил образование в России. В разные периоды своей жизни работал в Перми и Ростове-на-Дону, почти по пять лет. Последние шесть работаю в театре в Самаре, всего постоянной работе с коллективами российских театров отдано 16 лет, а это немало. Много выступаю в филармонических залах Москвы, Санкт-Петербурга, в других городах России. Поэтому можно понять, когда о тебе говорят "российский артист". В том числе звание заслуженного деятеля искусств России, многие награды, например, "Золотая маска", золотая медаль фонда Архиповой и другие. Но, несмотря на все это, мой дом уже почти 40 лет Беларусь. Считаю себя белорусским дирижером.

- Коллективом симфонического оркестра вы руководите уже 15 лет. Традиционно работа и коллектив - второй дом и вторая семья. У вас так?

- Абсолютно. Я воспринимаю оркестр как своих соратников. Если это молодежь, только пришедшая из академии, то это мои дети. Оркестр - большая семья. Стараюсь и на репетициях общаться с людьми на равных, предполагая, что это очень сильные, яркие личности. На самом деле я редко ошибаюсь, оно так и есть. Просто эти сильные личности бывают в разных состояниях, настроениях и т.д. Это сказывается на работе, и порой приходится взбадривать, а иногда и немножко пошуметь. Так что мой стиль руководства именно такой. Бывают и другие варианты руководства - строгого контроля, практически диктаторского нажима на каждого. Это тоже дает результат. Но я сторонник другого подхода, хотя стараюсь в философской, достаточно гибкой системе совмещать и то, и другое.

- Александр Михайлович, опытом из своей жизни с музыкантами делитесь, о каких-то ситуациях рассказываете?

- Рассказываю. Иногда останавливаю оркестр, и исполнители складывают инструменты, становятся слушателями. Они очень это любят. Но я рассказываю не просто, чтобы развлечь, а по какому-то конкретному поводу, чтобы показать пример, как это было в моей жизни. Иногда это смешная история, иногда необычная. Под конец репетиции, когда люди устают, шучу, импровизирую, что взбадривает их.

Не исключаю такие вещи и очень скучаю по ним, работая в иностранных оркестрах. Не потому, что там не ценят шутку, вовсе нет. Иностранцы очень свободные люди, спокойные, расслабленные и практически все понимающие юмор, хотя и в разной степени. Просто в английском языке нет в такой мере средств, чтобы передать какие-то оттенки юмора.

- В новом фильме белорусских документалистов "Маэстро Анисимов" есть кадры одной из репетиций, где обсуждается вопрос о необходимости освободить музыканта от исполнения. В каких случаях, цитируя вас, можете "освободить от Бетхотвена"?

- Такого, чтобы выгнать с репетиции, за собой не помню, хотя мои коллеги подобные методы практикуют. Сказать по поводу злую, едкую шутку иногда могу. Меня даже ругают мои друзья, потому что порой это на грани обиды. Но я надеюсь, что грань, чтобы обидеть, унизить, я не переступаю. Человек умный поймет, в чем дело. Если же интеллекта не хватает понять глубину того, что я говорю, тут уже не моя вина.

- Нынешним летом Государственный академический симфонический оркестр Беларуси участвовал в проекте "Классика у ратуши". Вам этот формат выступлений под открытым небом пришелся по душе?

- Я купался в этой атмосфере. Дело не в том, что ты радуешься аплодисментам не 600 человек, как в зале, а почти 10 тысяч, хотя это тоже очень важно, греет душу. Важно другое. Из всех этих людей, может, только 5-10% - те, кто пришел на оркестр, на Анисимова, а они приходят и в филармонию на все программы коллектива, знают всех артистов поименно. Остальная часть - если люди и не случайные, то не посетители филармонии. А некоторые никогда не слушали симфоническую музыку. Поэтому открыть для них мир классики для меня было огромным удовольствием. Я видел, что слушателям нравится, что они готовы внимать, открыть душу, сердца, и мы их не разочаровали. Люди оценили, как это здорово, несмотря на то, что было не очень хорошее качество воспроизведения звука, техники, хотя организаторы молодцы, сделали максимально с теми скромными возможностями аппаратуры. Правда, огромный недостаток этой сцены - маленькая площадь. Мы разместили не весь оркестр, а для исполнения такой программы нужно задействовать полный состав почти 100 человек. И, несмотря на все эти минусы, превалируют позитивные эмоции.

- Глядя, как вы работаете на сцене, вопрос о необходимости поддерживать себя в форме сам отпадает.

- Еще в студенческие годы я активно занимался спортивной ходьбой, преодолевал по 30-40 км. Потом был спортивный велосипед, поскольку из дома на краю Москвы, где я тогда жил, до консерватории нужно было ехать почти два часа, а на велосипеде я добирался за час с небольшим, а в выходные и вовсе за 40 минут. Кроме того, я был страстный поклонник волейбола, футбола и участвовал в разных играх. Так что спортивность моя была заложена еще в то время. Если обратиться к данным ЮНЕСКО, что труд дирижера приравнивается к труду молотобойца, кузнеца по затратам энергии, то можно говорить, что дирижеры занимаются спортом. Но это спорт, который умножается на огромную интеллектуальную, эмоциональную нагрузку, поэтому за репетицию теряю 1,5 кг, а за выступление почти 3.

- Властвуя над таким количеством музыкальных инструментов, каким инструментом владеете вы?

- В свое время я совмещал учебу дирижированию с игрой на фортепиано и органе. Так что я профессиональный пианист и органист, хотя играю редко. А начинал еще будучи пионером - был горнистом в лагере. Хотя я не очень владел этим инструментом, но сказал, что справлюсь. Это считалось очень привилегированным делом. Горнисты получали двойное довольство и жили в комнате с пионервожатым, в то время как для остальных ребят отводились большие помещения.

- Александр Михайлович, очевидно, что сцена - для вас жизнь. Но жизнь еще и уютные вечера с близкими, прогулки по притихшему городу. Продолжите список?

- Очень люблю шахматы. С сыном Сашей, когда получается, охотно играем. С удовольствием с собакой гуляю, это отличная возможность релакса. Люблю зайти в музей, даже если его хорошо знаю. В последнее время могу себе позволить при дальних перелетах, например, в Японию, посмотреть сериалы. Какие? Самые разные, на которых можно отдохнуть. Мимо "Игры престолов", например, невозможно пройти, но смотрю между прочим. Иногда с сыном идем в кафе недалеко от дома, где болтаем на близкие нам обоим темы и так отдыхаем. Слушаю хорошую музыку, в том числе поп-исполнителей. После большого эмоционального напряжения в интернет заглядываю, социальные сети, всякие глупости почитать интересно, это расслабляет. Практически не путешествую так, чтобы это не было связано с профессиональной деятельностью. Стараюсь выкроить для себя хотя бы две недели отдыха. Но если прежде тянуло в Ниццу, то сейчас больше люблю оставаться дома.

- Государственный академический симфонический оркестр Беларуси отметил свое 90-летие выступлением на сцене 15 сентября. В Белгосфилармонии 26 октября состоится открытие Белорусской музыкальной осени концертом, который будет посвящен вашему юбилею. А вы свое 70-летие 8 октября как планируете отмечать?

- В этот день буду дирижировать в Национальном академическом Большом театре оперы и балета Беларуси премьерой балета "Корсар". А рано утром следующего дня улетаю. Может, встречу с друзьями в камерной обстановке организую 26 октября, когда будет отмечаться мой юбилей в филармонии. На этом концерте, к слову, прозвучит "Торжественная месса" Бетховена. Этот шедевр мировой классики не исполнялся в Минске очень давно. Так что, надеюсь, для всех, кто придет в этот вечер в филармонию, он запомнится надолго.

Жанна КОТЛЯРОВА,

фото Оксаны МАНЧУК,

БЕЛТА.-0-

Все интервью