Новости Беларуси
Белорусское телеграфное агентство
Рубрики
Пресс-центр
Аналитика
Главная Интервью

Я всегда чувствовал, что мне мало быть просто актером

Интервью 24.06.2019 | 19:07
Александр Жданович

На малой сцене Национального академического драматического театра имени М.Горького 25 июня пройдет творческий вечер ведущего мастера сцены Александра Ждановича - талантливого актера, сыгравшего не менее 30 ролей в театре и еще больше в кино. Многие его знают и как Маляваныча - ведущего "Калыханкі", основателя и руководителя детского театра-студии "Радость" для детей-инвалидов и сирот при Свято-Елисаветинском монастыре, худрука Международного рождественского фестиваля батлеечных и кукольных театров "Нябёсы". В беседе с корреспондентом БЕЛТА актер рассказал о программе творческого вечера, совмещении различных видов деятельности и новых проектах.

- Александр Викторович, свой 55-летний юбилей вы отметите в кругу друзей. Какой будет программа вечера?

- Я хочу собрать своих друзей и коллег на малой сцене театра, вмещающей 50-60 человек, чтобы в камерной домашней атмосфере еще раз задуматься самому и пройтись вместе с гостями по ключевым моментам своей творческой жизни. Я человек сентиментальный, мне всегда интересно окунуться в прошлое и немножко поностальгировать. Думаю, что в каждом человеке есть желание вернуться в свою молодость, юность. В фондах Белтелерадиокомпании нашлось много редких видеоматериалов, которые мало кто видел, они также станут частью вечера.

В моем исполнении прозвучит поэзия Пушкина, Пастернака, Твардовского. Ведь наше время нельзя назвать поэтическим, и вечный спор физиков и лириков завершился победой прагматиков. Для меня это грустно, и, по-моему, каждый должен этому хоть как-то сопротивляться.

Творчески я очень связан со Свято-Елисаветинским монастырем. Мои коллеги слышали об этом, но завтра я хочу познакомить их с этими страницами поближе. А венчать мой концерт будет отрывок из "Маленького принца". Этот спектакль и для меня, и для ребят театра-студии "Радость" при Свято-Елисаветинском монастыре стал частью судьбы. Как говорил Пастернак, "и тут кончается искусство, и дышит почва и судьба".

- Вы режиссер трогательной и глубокой инклюзивной постановки "Маленький принц", под вашим руководством ребята с особенностями наполняют ее особым смыслом. Но почему вам захотелось поставить именно эту аллегорическую повесть-сказку?

- Здесь, мне кажется, очень жесткая история кризиса человека среднего возраста. Пустыня - это лишь внешнее обозначение человека, переживающего кризис, который встречает самого себя. И Маленький принц - не просто златокудрое дитя, как его часто показывают, а некое духовное существо с другой планеты, которое никогда не повзрослеет. Я много спектаклей делал до "Маленького принца". И когда задумал эту постановку, долго не знал, какой ход придумать. А потом мне вдруг открылось, что это про ребят из нашего интерната, которых мы называем детьми, хотя им 20, и 30 лет, и под 40. Ведь по сознанию они остаются детьми, как и Маленький принц, которого невозможно представить взрослым, - это некий образ вечной чистоты и детства. Такие дети духовнее нас, обычных людей, ведь они не участвуют в этой гонке по поиску места под солнцем и обозначения себя.

Когда моя жена Людмила привела меня в интернат впервые, я был шокирован, ведь там очень разные ребята. И поначалу я не собирался к ним привязываться. Но потом начал ощущать, что мне с ними очень хорошо, я стал задумываться - почему? И понял, что мы все носим определенные маски, а с ними я настоящий, не нужно кем-то быть, они тебя принимают таким, какой ты есть, не ждут от тебя ничего и всегда тебе рады. Они сохраняют те качества, которые мы давно потеряли, - наивность и позитивность. И об этом я тоже хочу рассказать своим коллегам.

- Вы также исполняете моноспектакль "Маленький принц". А кем вы себя ощущаете - Маленьким принцем, Летчиком или автором?

- Кто я больше - сложно сказать. На первый взгляд, все эти образы - сказочные и аллегорические, но все они имеют абсолютно реальную подоплеку. Экзюпери действительно несколько раз был на грани того, чтобы погибнуть в пустыне, ведь ему не один раз доводилось делать вынужденную посадку в Сахаре. И отношения Принца и Розы - это его история любви к Консуэло.

Возможно, не все знают, что этот текст после Библии и Корана самый переводимый. Для меня это величайший текст. Казалось бы, банальный, но вошедший в сознание разных народов, потому что это история, пропущенная через себя самим автором Антуаном де Сент-Экзюпери. И писалась эта история не просто по заказу, отражает не только ремесло, что и мне особенно близко. Ведь я всегда чувствовал: мне мало быть просто актером, поэтому и поиски, и уходы куда-то в сторону.

- С 2015 года вы является художественным руководителем Международного рождественского фестиваля батлеечных и кукольных театров "Нябёсы", который также проходит в стенах Свято-Елисаветинского монастыря. Ежегодно форум собирает любительские и профессиональные театральные коллективы. Как начинался фестиваль?

- Все начиналось с моей жены. Людмила - математик по образованию, но все бросила и пошла в кукольницы. Загорелась идеей создать батлеечный фестиваль в Минске. Придя в церковь и монастырь, она все время задумывалась, как соединить служение церкви и творчество, театр. Для моей жены решением стала батлейка, напрямую связанная с Рождеством, которая отражает народное и очень глубокое действо. Поначалу я к нему относился как к шутке. Но Людмила принесла батлейку в монастырь, они сделали несколько постановок с нашей совместной озвучкой, которые затем объехали города и веси разных стран. После, заручившись поддержкой бывшего директора кинофестиваля "Лістапад" Валентины Степановой, ей удалось провести фестиваль. И хотя первый получился любительским с участием 11 коллективов, но главное - ему был дан старт. Год за годом наш форум перерастал в международный. И в пятом уже участвовало 15 коллективов из пяти стран - Беларуси, Литвы, России, Украины, Эстонии.

Эта страничка моей творческой жизни также будет отражена на встрече с коллегами через выступления поэтессы, исполнительницы авторских песен Татьяны Дашкевич и пианистки Светланы Кудиной.

- Почти за 35 лет служения театру вы сыграли более 30 ролей. Какой гордитесь и какую еще хотели бы сыграть?

- Каждая роль, как дети, дорога по-своему. Я играю "Маленького принца" - и я счастлив. Хочется сыграть, пожалуй, Дон Кихота, ведь мне всегда говорили, что я похож на него. Из Достоевского готов играть кого угодно. Вообще актерская профессия - очень специфическая. И мне, например, положительные роли играть очень тяжело, нужно как-то соответствовать им. Счастлив тот, кто попал в руки режиссера, который видит тебя, холит и дает работать. Хотя мне грех жаловаться, действительно много сыграно. Вот сейчас репетируем с Валентиной Ереньковой новый спектакль "Дачники" по одноименной пьесе Максима Горького. Его премьера запланирована на ноябрь.

- А в кино сейчас задействованы?

- Участвую в четырех кинопроектах. Российские кинематографы уже приступили к монтажу военного фильма "Страсти по Зое" режиссера Леонида Пляскина. Лента расскажет о первой женщине, удостоенной посмертно высокого звания Героя Советского Союза в годы Великой Отечественной войны Зое Космодемьянской. Иван Павлов тоже недавно закончил съемки 16-серийного молодежного сериала "Иллюзии", где я исполнил роль режиссера. Александр Анисимов снимает экранизацию историко-приключенческого романа белорусской писательницы Людмилы Рублевской "Авантюры Прантиша Вырвича", где моя роль - дворецкий одного из магнатов. А дальше будут съемки в "Следах апостолов-2".

- Более 16 лет вы были бессменным ведущим детской передачи "Калыханка" на белорусском телевидении. Поэтому многие вас знают как Маляваныча. Как вы относитесь к этой страничке своей творческой биографии?

- Я много думал об этом, и на самом деле для народа я - Маляваныч, особенно для тех, кому 25-30 лет. Хотя я считал, что карьере серьезного актера имидж ведущего детской программы в чем-то, возможно, даже не способствовал. Но в то время я был на своем месте, и то, что делал, было правильно и хорошо. Кстати, достаточно редко бывает, чтобы образ настолько сливался с личностью.

- Творческий вечер приурочен к вашему юбилею. Для вас 55 - это много или мало?

- Мы ведь люди разумные и понимаем, что дистанция земная сокращается и времени остается все меньше. И это тоже хорошо, потому что рождает более правильное ощущение жизни. Ведь когда ты молод, то тебе кажется, что все еще впереди, ты не ценишь время и частенько упрекаешь судьбу, что все не так. А теперь на это времени нет. Кроме того, я исчерпал свой лимит негатива и теперь, чтобы ни происходило, я все равно думаю - жизнь прекрасна!

Ольга АНТОНЕНКОВА,

БЕЛТА.-0-

Все интервью