Новости Беларуси
Белорусское телеграфное агентство
Рубрики
Пресс-центр
Аналитика
Главная Интервью

Игра по правилам: и смех, и слезы, и любовь

Интервью 10.11.2016 | 18:55
Дмитрий Астрахан

Правда ли, шутка, но российского режиссера Дмитрия Астрахана в белорусской столице воспринимают едва ли не как местного жителя, а номер его мобильного есть практически у всех представителей пишущей братии. "Ну, послушайте, я в Минске снял 25 картин, а значит, прожил здесь лет двадцать, не меньше, и очень люблю этот город, так что же в этом удивительного?", - парирует Дмитрий Хананович корреспонденту БЕЛТА. К слову, поводом для встречи стал выход в прокат в Беларуси и России 10 ноября нового фильма режиссера "Любовь без правил", снятого, опять же, в Минске.

- Дмитрий Хананович, ваш фильм "Любовь без правил" уже назвали пособием по счастливой семейной жизни.

- И правильно. Вот только что состоялась премьера картины в Москве, и ее приняли с живым интересом. После просмотра даже появилось предложение этот фильм в качестве пособия выдавать молодоженам до момента бракосочетания, чтобы будущие супруги его просмотрели и пересказали в загсе, а потом лишь давать разрешение на женитьбу. Тогда точно будет больше счастливых семей.

- Практически все ваши картины созданы в творческом тандеме со сценаристом Олегом Даниловым. В плагиате вас, наверняка, не обвинишь?

- Для меня как режиссера плагиат исключен. Я учился в математической школе, где всегда ценилась оригинальность решений. В математике важно не только решить задачу, но и то, как именно ее решить. Я был способным, но понимал, что есть ребята намного талантливее. И видел красивые решения. Еще в пору учебы в театральном институте мне было понятно, что до меня сотни тысяч раз поставленные пьесы я могу воплотить, только найдя свой ход. Иначе смысла заниматься этим нет. Я ставил "Недоросль" Фонвизина, "Доходное место" Островского и старался ставить так, как до меня не делал никто. Причем не за счет облачения героев в современные костюмы или вручения им мобильных телефонов. Такой метод существует, и режиссер вроде бы оригинален. Но оригинальность должна идти изнутри, из смысла, не из формы.

Теперь о сценариях. Мама Олега Данилова, с которым мы работаем уже больше 30 лет, Ариадна Семеновна, имевшая образование Ленинградского литературного университета, обладала энциклопедическими знаниями. Она могла без подготовки с легкостью пересказать "Холодный дом" Диккенса, к примеру, будучи в возрасте глубоко за 70. Я всегда отправлял детей к ней за помощью, когда нужно было срочно узнать содержание какого-то произведения. Олегу передалась эта любовь к литературе, энциклопедические знания. Олег относится щепетильно к своему делу, все, что он делает, должно быть уникально на 100%, написать плагиат - невозможно. Поэтому и фильм "Любовь без правил" - совершенно новый взгляд на семейные отношения. Есть масса фильмов о семье, но угол, под которым Олег посмотрел на ситуацию, когда женщина превращает отношения в семье в бартер, совершенно неожиданный. Ведь такая проблема, к сожалению, не надуманная и существует в том или ином виде, причем среди людей разного круга.

- Жанр вашего фильма заявлен как "народная комедия", но похоже, что он не лишен драматизма.

- Понятие "народный" - очень хорошее само по себе: народная песня, народный артист, народное кино. Но в последнее время оно прибрело несколько иной смысл, как будто речь идет о чем-то низкопробном, примитивном. Но для меня люди, с которыми я общаюсь, дружу, близкие по духу, - народ. В хорошем смысле слова.

"Любовь без правил" - это комедия, но о серьезных вещах, а хорошая комедия всегда в основе имеет серьезную проблему. Думаю, зритель испытает разные чувства. Там и юмор, и сложные чувства, и трогательная эксклюзивная история.

Позволю совет: эту картину нужно смотреть супругам вместе. Обращаюсь ко всем женщинам: берите мужей и идите на просмотр этого фильма. Уверен, будет над чем поразмышлять, и он точно улучшит атмосферу в семье.

- Дмитрий Хананович, вы известны как автор картин "Изыди!", "Из ада в ад". Сегодня подобные выворачивающие душу фильмы вы не снимаете?

- Фильм "Деточки" из недавних такой. О проблеме Холокоста уже все сказано, нужно дать новый взгляд на нее. Сегодня иной подачи я пока не вижу.

- Ваши фильмы не часто увидишь в конкурсных программах.

- Почти все мои фильмы имеют конкурсные, фестивальные награды. Для любого человека признание всегда имеет значение. Другой вопрос, что тот же "Лістапад" прежде был другим. "Все будет хорошо!" в свое время получил Гран-при этого кинофорума, есть у фильма и другие награды. Раньше минский "Лістапад" декларировали как фестиваль зрительского кино, и именно зритель принимал решение. Сейчас он стал площадкой для представления некоей авторской истории. Признаться, разговоры про кино не для всех, для избранных я не понимаю. Есть хорошее кино, и есть плохое, и все.

А успех - такая вещь... Есть успех - хорошо. Но иногда смотришь фильмы, которые имели фестивальные признания, и возникает недоумение, а картина, которая не имеет наград, производит впечатление.

- А вы какие фильмы смотрите?

- В последнее время чаще - "Игру престолов". Очень нравятся американские сериалы, сделанные драматично. Это кино классического образца. В кино сегодня мы реже видим драматические сюжеты, все больше аттракцион. А в телесериалах разворачиваются драматические истории. Я снимал "Зал ожидания" и другие успешные проекты, будет хорошее предложение, охотно возьмусь за сериал.

- Поиск средств для съемки фильма - это как математическая задача или все же малоприятное занятие для творческого человека?

- Это самое неприятное - искать деньги на собственное кино. Но это вынужденная мера, которой ты должен заниматься по одной простой причине: если хочешь снимать кино, какое ты хочешь, - должен быть свободным и независимым. Потому должен найти продюсеров, инвесторов, которые готовы с тобой работать, верят в тебя, в успех твоего проекта.

- В фильме "Любовь без правил" зритель вас увидит? Ведь сейчас публика знает Дмитрия Астрахана и как актера.

- В новой картине я не занят, но сейчас у меня большая роль в сериале "Гражданский брак" для ТНТ, снимаюсь в фильме "Казнить нельзя помиловать" в Санкт-Петербурге. И в Беларуси сериал для НТВ снимает Александр Франскевич, я играю там журналиста.

Не могу не любить роль в картине "Высоцкий. Спасибо, что живой", потому что она сделала меня известным киноартистом, открыла для меня еще одну жизнь. Сейчас я активно снимаюсь в кино, получаю много приглашений. Уже есть и награды - "Ника" и "Золотой орел".

Мне интересна актерская профессия, если есть свободное время, с удовольствием этим занимаюсь. И если честно, я не умею отдыхать, мне так уныло, когда вдруг нечем заняться, что с удовольствием порепетирую кинороль. Вообще я в творчество пошел ради радости. Если творчество не приносит радости, то зачем им заниматься? И сегодня помню каждодневное счастье, которое я получал от репетиций, еще занимаясь давным-давно в самодеятельной студии. И это счастье несу через всю жизнь.

- Дмитрий Хананович, вы - автор щемящих работ. Чего вы добиваетесь?

- Эмоционального потрясения. Олег так пишет материал, чтобы дать возможность возникнуть таким эмоциям. Жизнь сама по себе устроена трагично во многом.

- Ваша постановка "Леди на день" в Национальном академическом драматическом театре им. М.Горького, которая появилась в репертуаре весной, и сегодня собирает аншлаги, наверняка, также по причине потрясения зрителей. Есть планы сотрудничать дальше с театром?

- Мы обсуждаем сейчас. Мне было очень приятно работать с командой театра. Там прекрасный руководящий состав, труппа замечательная. Буду рад вновь испытать удовольствие от процесса работы с этим коллективом. Для спектакля "Леди на день" вместе с художественным руководителем Сергеем Ковальчиком мы подобрали прекрасных артистов. И Анна Маланкина, и Руслан Чернецкий, и Сергей Юревич - блестящие актеры. Сергея я знал, он пробовался на роль в кино.

Многих белорусских артистов я приглашал на съемки. Сергей Прокопич работал, Аню Легчилову роль в картине "Перекресток" сделала интересной артисткой, до этого она две-три роли в театре играла. В комедии "Любовь без правил" заняты белорусские артисты Павел Адамчиков, Алексей Сенчило, много дебютов.

- Вы прислушиваетесь на площадке к мнению актеров?

- Мнение любого человека, который работает со мной, я всегда выслушаю. Осветитель может прийти и сказать, что на сцене что-то не так, как ему показалось. Не обязательно буду слушаться, но выслушаю. А вдруг он сказал здравую вещь? Георгий Товстоногов всегда расспрашивал своих билетеров, как и что. Они могли говорить ему что-то неприятное, порой он даже грубо отвечал, но всегда внимательно слушал. Потом какие-то вещи учитывал, потому что это был голос его зрителей. А в наше время узнать мнение публики и вовсе просто, благо в интернете сейчас много пишут. От зрителя отворачиваться нельзя.

Жанна КОТЛЯРОВА,

БЕЛТА.-0-

Все интервью