Новости Беларуси
Белорусское телеграфное агентство
Рубрики
Пресс-центр
Аналитика
Главная Интервью

Физика - под гитару и лирику

Интервью 29.11.2016 | 14:31
Валерий Барашков

В его послужном списке немало наград и поощрений, но самым значимым является недавнее известие - 24 ноября Президент Беларуси подписал указ о присвоении преподавателю физики Могилевского государственного областного лицея №1 Валерию Барашкову звания "Народный учитель Беларуси". Это почетное звание присваивается в стране впервые, и его обладатель войдет в историю как первый народный учитель Беларуси. О своих эмоциях и секретах мастерства педагог поделился с нашим корреспондентом.

- Валерий Васильевич, кто первым принес радостную весть, и что сразу почувствовали?

- Первым мне позвонил мой давний знакомый и поздравил. Я сначала подумал, что это розыгрыш, и не мог никак поверить и осознать. Знал, что мою кандидатуру предложили, но почему-то был уверен, что просто не выдержу конкуренции. Меня уже один раз номинировали на премию Могилевского облисполкома "Человек года", и уже начали поздравлять друзья, но в последний момент мою кандидатуру не утвердили. Поэтому теперь я поверил в приятную новость до конца только тогда, когда начали звонить журналисты и просить о встрече, интервью.

- Когда вы сделали осознанный выбор и поняли, что ваше призвание быть педагогом?

- Наверное, когда учился в СШ №2 в Чаусах. У нас было много хороших преподавателей, и я был восхищен многими, но больше всех на мой выбор жизненного пути повлияла учитель математики Диана Константиновна Алейникова. И я благодарен судьбе, что она вовремя появилась в нашей школе, а я тогда учился в 8-м классе, и, если бы не она, мне трудно даже представить, как бы сложилась моя дальнейшая судьба. Мы с ней до сих пор общаемся. Она меня также поздравила по телефону, сказала очень много теплых слов, я даже прослезился. Поэтому сегодня с уверенностью могу сказать, что я счастливый человек и рад, что именно так сложилась моя судьба.

- В вашей трудовой биографии есть период работы в филиале Института физики АН БССР. Не жалели, что не сделали карьеры ученого?

- Карьера, может быть, и сложилась бы, но ведь институт тогда только начинался, создавалась база, было много неопределенности, а мне захотелось стабильности, семьи, быть ближе к родному дому. Поэтому, отработав два года в филиале Института физики, я уехал работать в Осиновскую среднюю школу Чаусского района, где получил жилье, создал семью и задержался на целых 17 лет. Конечно, в первые годы работы на селе под сердцем где-то точил червячок тщеславия, но со временем это прошло. С высоты позиции молодого ученого я был поначалу чрезвычайно требователен к детям: давал сложные задания, заставлял много работать, старался вытянуть за пределы школьной программы. Но в один момент понял, что таким образом могу отбить у детей желание вообще учиться, и мне пришлось почти полностью изменить подходы и научить детей любить физику. Только это дало положительные результаты, пошли победы на областных и республиканских олимпиадах.

- А есть у вас и ваших учеников изобретения, которыми вы гордитесь?

- Мы с детьми буквально каждый день открываем что-то новое, поскольку физика - практическая наука. Без нее не было бы ни костюма, ни смартфона, ни видеокамеры и подобного. Но больше всего я горжусь созданной в лицее лабораторией. Здесь тысячи вещей и экспонатов. Это целая вселенная, где физику мы изучаем не в теории, а на практике и собственном опыте. Я очень люблю приборы, поэтому, когда переезжал сюда из Осиновской СШ, привез с собой самосвал радиодеталей, множество всякой литературы, очень многое сделано собственными руками. И эта тяга - сделать что-нибудь новенькое - осталась. Например, где-то разобрали старый компьютер, а мне уже хочется из него что-то сконструировать. Сотовый телефон сломался, я не сдаю его в ремонт, сам разбираюсь, как сделать. И если нужен какой-нибудь прибор, чтобы наглядно объяснить ученикам то или иное явление в физике, стараюсь его сделать и продемонстрировать процесс, насколько это возможно, более наглядно.

- За годы работы в лицее вы подготовили немало победителей областных и республиканских олимпиад, дали путевку в жизнь многим молодым людям. В чем секрет такого успеха?

- Прежде всего в желании ребят изучать предмет. Я никогда никого не заставляю учиться. Всегда говорю, что победа на олимпиаде - это еще не значит, что вы станете физиками или учеными. Это процесс подготовки, вы тренируете свой мозг, память, учитесь трудолюбию. Это еще, в конце концов, возможность выйти "за флажки" школьной программы, иногда и вузовской. Главное - правильно организовать подготовку. Ведь в классе 20-25 человек, и здесь нужен индивидуальный подход к каждому. Мой предмет очень сильно завязан на математике, в тандеме с прекрасными математиками, в том числе моей женой Лидией Казаковой, нам удавалось сформировать сильный физико-математический класс. Дети полноценно развивались, формировались как личности, и многие стали известными людьми. До сих пор некоторые звонят и благодарят, что судьба их связала с лицеем и с нами. Ведь задача учителя не только в том, чтобы ребята правильно решали задачи, но чтобы научились аналитике, в том числе критическому отношению к себе и к окружающему миру.

- Как это проявлялось в ваших учениках?

- Мои ученики не раз подвергали сомнению правильное решение тех или иных задач и выступали за справедливость оценки к самим себе, даже если это было не в их пользу. Был у меня такой ученик Михаил Гущин, который заставил членов жюри областной олимпиады уменьшить себе оценку на 7 баллов, которая была завышена по ошибке. Учитель, проверявший задание, был не согласен с этим, но в итоге комиссия согласилась тогда с десятиклассником. Для меня самое приятное, что мои дети конкурируют между собой по-доброму, помогают друг дружке и радуются за победы друзей, а не завидуют черной завистью.

- Трудно работать с талантливой и одаренной молодежью?

- Конечно, сложнее. Вот приходят двадцать человек, и каждый сравнивает со своими бывшими учителями. Представьте, когда на сцену выходят артисты читать монолог, например, Аркадий Райкин, затем Евгений Петросян, а за ним Максим Галкин, и мы вольно или невольно начинаем сравнивать. Также учитель - как будто на сцене. Если в сельской школе дети больше реагируют на характер и личность учителя, его доброту, то в лицее кроме этих факторов на первое место частенько ставят профессионализм. Ведь они сюда пришли за образованием.

- Я с вами впервые встретился в турклубе лицея на одном из вечеров авторской песни, где преподаватели и ученики общались на равных, как давние знакомые. Такая традиция еще бытует в лицее?

- Вообще наш лицей раньше называли в хорошем смысле "целовательным". Дети, когда приходят на учебу, обычно не здороваются, а целуются друг с другом, происходит такой символический ритуал братания. Раньше мы постоянно с детьми ходили в походы, и по выходным, и, бывало, на целую неделю выезжали куда-нибудь. Посиделки и общение у костра, романтика звездных ночей, красота природы, открытие новых достопримечательностей сближали с учениками. Приходишь после такого похода на урок, а дети без напоминаний сделали домашнее задание. Они уже слушаются с опережением, лучше тебя понимают. Ты еще только подумал, а они уже это делают. Сейчас походов стало меньше, меньше тематических мероприятий, концертов, которыми славился лицей, да и все как-то изменилось.

- А почему? Может, школьная программа перегружена и у ребят не хватает времени?

- Дети на самом деле очень серьезно загружены занятиями. У них в 16.00 заканчиваются уроки, а еще нужно сделать домашнее задание. Поэтому физически ничего не успевают, они заняты с утра и до вечера рутинной работой, практически как взрослые. Если бы обязательная программа была до двух часов, а затем занятия по интересам, какие-то коллективные мероприятия, кружки, вот тогда другое дело. К тому же среди учителей идет погоня за показателями, от которых зависят премиальные, и они буквально разрывают детей. И это тоже неправильно. Я, например, если ребенок не желает заниматься, никогда не заставлял, а старался заинтересовать, чтобы он сам к этому пришел, чтобы ему нравилось этим заниматься даже вне занятий.

- У вас за долгое время работы в образовании сформировалась какая-то собственная методика?

- Каждый год все по-новому. Стандартов четких нет. Все зависит от того, какие дети, какой класс, уровень требований. Мир вокруг слишком быстро меняется, и молодежь принципиально стала иной, стало сложнее с ней работать, потому что изменилось фоновое образование. Молодые люди много получают информации извне: интернет, СМИ, улица и т.д. К тому же у детей и некоторых родителей появилось больше материальных возможностей для самообразования. Если бы в моей юности такие возможности были, то неизвестно, кем бы я стал.

- Есть разные мнения по поводу централизованного тестирования при поступлении в вузы, какую позицию в этом вопросе занимают физики?

- Я не могу сказать по поводу других предметов, но, что касается физики и математики, это заставляет детей готовиться, подстегивает и учителей работать более серьезно. Более того, исчез блат, а конкурс на общежитие в минские вузы значительно вырос - это уже о чем-то говорит. Ведь раньше было так - один билет вытянул, повезло, - ответил, а знаний-то может и не быть. Тесты проверяют все, нужно все задачи решить, без знания предмета этого не сделать. Правда, есть еще вопрос, как готовить детей к тестированию. Я знаю примеры, когда учителя на уроках просто гоняют с детьми тесты, но это полный мрак. Здесь нужно только углубленно проходить тему и грамотно подходить к закреплению материала.

- Кто-то из ваших собственных детей пошел по стопам родителя?

- Мои сыновья Михаил и Андрей закончили физфак БГУ, оба пробовали связать жизнь с наукой, но из-за сложившихся жизненных обстоятельств ушли из нее. Образование позволило им найти хорошую работу, они создали свои семьи и живут в России. Да и многие мои ученики по разным обстоятельствам не связали своей деятельности с наукой. Из десяти победителей международных олимпиад - только два остались в науке. Таких ребят нужно серьезно нагружать и вовлекать в научный процесс. Считаю, что самый идеальный вариант, когда таких одаренных детей берут под свое крыло ученые, тогда это дает результат.

- Физика - сложная наука, но вам удается ее совмещать с лирикой и творчеством.

- Я играю на гитаре, баяне и даже пробовал играть на альте в духовом оркестре, когда учился в институте. Вообще я заметил, что дети с музыкальным образованием лучше учатся. Будь моя воля, я бы обязал детей при получении начального образования заниматься музыкой, а также научить их играть в шашки или шахматы. Пусть это будет на начальном уровне и не в напряг, а в удовольствие. Но если бы каждый через это прошел - было бы очень полезно. У музыкантов, если говорить языком биологии, образуется больше нейронных связей, их мозг более подвижно работает, и они все быстрее схватывают.

- Еще манит романтика песен у костра?

– Все меньше, но гитару в руки иногда беру. Буквально на днях пел для лицеистов - они снимают фильм к 25-летию после окончания нашего учреждения образования.

- Появилось ли у вас больше времени в связи с выходом на заслуженный отдых (пенсию), на что его тратите, увлеклись ли чем-то новым?

- Да, сейчас в лицее уже работаю на полставки, но сидеть без дела все равно не могу. Больше переключился на дачу, немного строю и плотничаю. Еще в свободное время составляю задачки по физике, помогаю готовить детей к олимпиаде, консультирую молодых педагогов, пишу задания для олимпиад, в общем, не скучаю.

- Что бы вы пожелали тем, кто еще не стал педагогом с большой буквы, но стремится к этому?

- Главное - уважительно относиться к детям и критически к себе. Есть немало учителей, которые может быть не на словах, а мысленно себя захваливают и не осознают, что это им мешает. Как бы мы ни учили, мы все равно делаем ошибки. Это сложнейшая область человеческой деятельности, и к ней всегда нужно критически относиться. Где-то не вовремя ребенку замечание сделал, а где-то и нужно было сделать, но ты это пропустил. Много нюансов, не всегда угадаешь, как правильно поступить, ведь мы многих деталей жизни детей и их семьи просто не знаем. Поэтому все совершаем ошибки, и взрослым эти ошибки прощаются. Детям замечания, конечно, нужно делать, но прощать в 10 раз больше.

Справка: Валерий Васильевич Барашков родился 9 июля 1950 года в Чаусском районе Могилевской области. В 1972 году поступил в Могилевский государственный педагогический институт им. А.А. Кулешова. Работал младшим научным сотрудником Могилевского филиала Института физики АН БССР. Работал 17 лет учителем физики в Осиновской средней школе Чаусского района Могилевской области. На сегодняшний день учитель физики Могилевского государственного областного лицея №1. За годы работы в лицее Валерий Барашков подготовил более 200 победителей областных и республиканских олимпиад. Автор более десяти публикаций в различных научно-методических изданиях. Награжден грамотой Министерства образования, орденом Трудовой Славы ІІІ степени, грамотами Могилевского областного исполнительного комитета, грамотами управления образования Могилевского облисполкома, грамотой Могилевского городского исполнительного комитета.

Обладатель премии специального фонда Президента Беларуси по социальной поддержке одаренных учащихся и студентов, премии им. Н.К. Крупской. Учитель-методист, заслуженный учитель, народный учитель Беларуси.

Сергей КУЛЯГИН,

БЕЛТА.-0-

Все интервью