Новости Беларуси
Белорусское телеграфное агентство
Рубрики
Пресс-центр
Аналитика
Главная Интервью

Экспортно-импортный паритет

Интервью 02.02.2012 | 17:12

Предприятия Минска в 2012 году должны увеличить удельный вес экспорта в объеме промпроизводства до 65%

Значение экспорта для экономического развития страны сегодня чрезвычайно велико: будущее белорусской экономики во многом зависит от того, насколько успешно мы будем продавать свои товары на внешних рынках. В последние годы власти Минска выстроили систему работы по развитию экспорта и оптимизации импорта. Между тем в этом деле достаточно подводных камней: высокая зависимость экспортеров от импорта, концентрация импортеров в столице, дефицит земельных участков в Минске для развития бизнеса и многое другое. Более того, мировая экономика развивается по законам инноваций. Со старыми товарами даже на традиционных рынках сложно удержаться, не говоря уже об экспансии на новые. Какие меры принимает Мингорисполком как орган местной власти по формированию нового класса экспортеров, могут ли рассчитывать в перспективе крупные экспортеры на преференции, в интервью корреспонденту БЕЛТА рассказала заместитель председателя Мингорисполкома Жанна Бирич.

- Жанна Эдуардовна, одним из приоритетных направлений экспортной политики Минска является диверсификация экспортных поставок. Насколько активно предприятия столицы осваивают новые рынки?

- Необходимо отметить, что в столице налажена тесная работа с Министерством иностранных дел, организуются двусторонние встречи деловых кругов, постоянно проводятся встречи руководства предприятий с торгово-экономическими советниками, совместно с загранучреждениями обсуждаются товарные позиции, которые могут быть востребованы на внешних рынках. Для активизации торгово-экономического сотрудничества мы решаем эти вопросы с торгово-экономическими службами посольств Австралии, Австрии, Бельгии, Нигерии, Албании, Бенина, Алжира, Бангладеш.

Особое внимание горисполком уделяет установлению прямых связей между регионами, которые позволяют шире и полнее учитывать интересы и возможности предприятий, развивать взаимовыгодные прямые кооперационные связи. По решению Мингорисполкома за регионами Российской Федерации и другими странами СНГ закреплены администрации районов столицы. Только за последний месяц заключен двусторонний меморандум с Нижним Новгородом, подписан план сотрудничества с Кишиневом, активизирована работа с Астаной, Екатеринбургом и Ригой. В целом Минским горисполкомом заключено 78 двусторонних соглашений о сотрудничестве с регионами стран ближнего и дальнего зарубежья.

 Товары с минской маркой в 2011 году экспортировались в 128 стран. Потребителями продукции столичных предприятий стали Гватемала, Бруней, Нигер, Габон, Мали. Минские предприятия вернулись на рынки Барбадоса, Туниса, Омана, Камеруна, Сьерра-Леоне,  Бахрейна.

В минувшем году значительно увеличился экспорт на нетрадиционные для Минска рынки: почти в 110 раз в Зимбабве (аппаратура α,β,γ излучений, используемая в медицине), в 50 раз в Катар (бинокли, монокуляры), в 20 раз в Кувейт (медицинские приборы), в 8 раз в Туркменистан (тракторы, грузовые автомобили, прицепы), в 15 раз в Марокко (тракторы), в 4,7 раза в Перу (телефонные аппараты), в 2,5 раза в Канаду (пиломатериалы, шоколад, рыба, тракторы).

- Однако уязвимое место экспорта наших предприятий - высокая зависимость от импорта. Реальная импортоемкость некоторых отраслей перерабатывающей промышленности с учетом потребляемого импорта на внутреннем рынке, в том числе энергоресурсов, составляет более 60%, что влияет на цену конечного продукта. На ваш взгляд, такую ситуацию можно изменить?

- Мингорисполком проанализировал реальное сальдо промышленных предприятий всех форм собственности с учетом прямого импорта, энергетики, импортных товаров, приобретенных на внутреннем рынке, а также доли импортных комплектующих в товарах, произведенных белорусскими предприятиями. Было выявлено, что многие предприятия, имея по данным статистики положительное сальдо внешней торговли, на практике имеют отрицательное. Так, есть значительная разница между реальным и статистическим сальдо внешней торговли товарами у крупнейших предприятий столицы.

Нами определено, что для сбалансированного развития показатель по удельному весу экспорта в объемах промышленного производства по основным промышленным импортоемким предприятиям должен объективно составлять не менее 70-75%.

Для достижения этой цели мы уже в 2011 году ориентировали предприятия Минска на увеличение удельного веса экспорта в объеме промышленного производства до уровня не менее 50%. Также мы неоднократно вносили предложения в правительство о возможности введения данного показателя для крупных экспортоориентированных предприятий. Инициатива в итоге была поддержана, и на 2012 год уже доведено задание по увеличению доли экспорта в объеме промпроизводства в среднем не менее 65%.

- В городе насчитывается более 8 тыс. импортеров. Минск, как столица Беларуси, является заложником того, что основная часть импортеров республики сосредоточена именно здесь?

- К сожалению, приходится этот факт констатировать. Наибольший удельный вес в структуре импорта города (74%) занимают промежуточные товары. Лишь 17% приходится на потребительские и 9% - инвестиционные товары.

Доля подведомственных Мингорисполкому предприятий в импорте города минимальна - не более 1%, однако мы держим на контроле и потребление нашими предприятиями импорта на внутреннем рынке.

Основное влияние на рост импорта оказывают юридические лица без ведомственной подчиненности (77,1%), которые, импортируя товары в город, в дальнейшем распределяют их на регионы.

Анализ показал, что структура распределения импорта в регионы в 2010 и 2011 годах практически не изменилась. Около 56% инвестиционного и промежуточного импорта частных организаций (без учета нефти) распределилось по предприятиям всех форм собственности на внутреннем рынке республики, в Минске осталось 44%.

- Мингорисполком в 2010 году в поиске новых путей увеличения экспорта начал ориентировать "чистых" импортеров на создание производств и организацию поставок на внешние рынки. Инициатива мэрии нашла отклик у предпринимателей?

- От импортеров городские власти ожидают шагов по минимизации отрицательного сальдо внешнеэкономической деятельности. Ситуация на валютном рынке показала, что каждому предприятию, в том числе и импортеру, для ведения бизнеса необходимо иметь собственную валюту, а ее можно получить как реализуя продукцию белорусских предприятий на экспорт, так и путем создания экспортоориентированных производств. К слову, в 2011 году более 1 тыс. "чистых" импортеров поставили на экспорт товаров на сумму более $168 млн.

К примеру, один из крупнейших импортеров телефонных аппаратов ООО "ВВП Групп", организовало реэкспорт данного вида товара. ООО "Ред Моторс" экспортирует импортные автомобили. ИООО "Абамет", поставщик станков и комплектующих, организовало поставку аналогичной продукции на экспорт.

Мы также поставили задачу увеличить на 30% по итогам 2011 года количество предприятий, организовавших экспортные поставки. Данная работа городом широко развернута и задача выполнена.

В то же время горисполком оказывает поддержку экспортерам, обратившимся за помощью. К примеру, ООО "Техносоюзпроект" - современное экспортоориентированное предприятие, основным направлением деятельности которого является разработка, изготовление и поставка на экспорт изделий спецтехники, в связи с длительностью (от 2 до 6 лет) цикла производства продукции столкнулось с проблемой сформировавшейся большой суммой входного НДС (по закупкам комплектующих за годы изготовления и отсутствия выручки на первоначальном этапе). В целях развития экспортного потенциала и стабилизации производственно-хозяйственной деятельности эта проблема была решена. В результате принятые меры позволили увеличить оборотные средства компании и экспортировать продукции на $10 млн.

Предприятиям-резидентам СЭЗ "Минск" в 2011 году оказаны преференции в размере Br470 млрд. по уплате НДС и Br348 млрд. по уплате таможенных пошлин при ввозе промежуточного импорта для производства экспортоориентированной и импортозамещающей продукции.

- Сегодня одной из приоритетных задач экономического развития Минска является создание принципиально новых производств, предприятий и отраслей, выпускающих импортозамещающую продукцию, в развитии которых нуждаются как предприятия, использующие импортные комплектующие для дальнейшей переработки, так и предприятия, производящие конечный продукт для потребления. Расскажите, пожалуйста, как организована в столице работа в этом направлении?

- В региональной программе Минска участвуют такие отрасли, как машиностроение и металлообработка, пищевая и парфюмерно-косметическая промышленность, издательская и полиграфическая промышленность. В рамках импортозамещения выпускается продукция от кранов шаровых до станков лазерной резки и различного рода техники.

Программой действий Минского горисполкома по импортозамещению в 2011 году планировалось выпустить импортозамещающей продукции на сумму $700 тыс. по 352 товарным позициям, а произведена 521 товарная позиция на $1 млрд. В 2012 году по программе действий горисполкома планируется выпустить импортозамещающей продукции по 441 товарной позиции на сумму $1,3 млрд.

Одним из успешных примеров организации производства импортозамещающих видов продукции можно назвать опыт Минского моторного завода. Только в 2011 году выпуск новых видов двигателей позволил сократить импорт в столице на $23 млн. Разработанная ММЗ программа освоения двигателей для автотехники МАЗа позволит заводу сократить на 75% объем импортных двигателей.

Открывают импортозамещающие производства и частные предприятия. Например, ОАО "Связьинвест" освоило и успешно начало производство уличных светильников. ООО "Промветсервис" организовало производство ветеринарных препаратов, ООО "Футберг" - собственное производство шовного хирургического материала, ОДО "Номакон" - собственное производство подогревателей топливных систем, дизельных двигателей. СООО "Альфа-Калор" приступило к освоению производства бензомоторного садового инструмента (бензопил, газонокосилок, кусторезов и мотокос).

Вопросы организации импортозамещающих производств постоянно отрабатываются с министерствами и ведомствами. Горисполком направил в адрес министерств и концернов на изучение основные товарные позиции, закупаемые частными предприятиями, с целью проработки вопроса организации импортозамещающих производств данных товаров в Беларуси.

По итогам 2011 года мы провели тщательный анализ поступивших в комиссию Мингорисполкома по оптимизации импортных закупок заявок подведомственных предприятий на приобретение импортных товаров, которые можно было бы производить в республике (машины швейные, электросушители для рук, подъемники для инвалидов, промышленные стиральные машины, линолеум, зимние автошины, кондиционеры, насосы, оргтехника, инструменты и др.). Данный перечень снова направлен отраслевым министерствам и концернам для проработки возможности их производства.

Уверена, есть резерв и в увеличении использования отечественных комплектующих. Плечо здесь может подставить частный бизнес. Предприниматели крайне заинтересованы в том, чтобы освоить производство импортных аналогов для комплектации изделий промышленных предприятий.

- Жанна Эдуардовна, не секрет, что развитие бизнеса сдерживает (в нашем случае экспортоориентированного) дефицит площадей. Как минские власти решают эту задачу?

- Непосредственно в Минске создание крупных импортозамещающих и экспортоориентированных предприятий проблематично. Поскольку количество земельных участков ограничено и земля является наиболее дефицитным и дорогим ресурсом города, горисполком создал банк данных неэффективно используемых площадей, находящихся в коммунальной собственности, предлагаемых к сдаче в аренду. Перечень таких площадок размещен на сайте Мингорисполкома и доступен всем заинтересованным. Информация о свободных или неэффективно используемых производственных площадях ежемесячно актуализируется.

В районах столицы созданы рабочие группы, которые посещают организации, оценивают состояние и эффективность использования территорий, зданий и помещений. В 2011 году 994 субъектам хозяйствования предоставлено в аренду около 92 тыс.кв.м площадей, находящихся в коммунальной собственности города.

Необходимо отметить, что Директива № 4 предоставила предприятиям, которые арендуют государственное имущество, право его выкупа ("малая приватизация"). Однако до сих пор механизм передачи госсобственности так и не заработал. Инвестиционная привлекательность предприятий, которые выкупят арендуемые помещения, резко возрастет, что позволит привлечь в страну иностранные инвестиции.

- Недавно Мингорисполком организовал выездной республиканский семинар по вопросам сокращения импорта и наращивания экспортных поставок на опыте работы с организациями без ведомственной подчиненности Минска. Какие конкретные предложения выработаны на этом мероприятии по предоставлению преференций предприятиям?

- Горисполком совместно с облисполкомами, министерствами и ведомствами разработал предложения по созданию условий для наращивания экспорта и развития импортозамещения, которые отражены в протоколе поручений по итогам проведения семинара. В частности, предлагается ввести льготный налоговый режим (особый правовой режим) для экспортеров, поставляющих более 80% производимой продукции на экспорт. Помимо этой инициативы, мы выступаем за амнистирование капитала (в случае инвестирования юридическим лицом или индивидуальным предпринимателем в производство экспортоориентированной высокотехнологичной продукции не отслеживать источник его доходов), установление размера ставки НДС в Беларуси равной или меньше размера ставки НДС в России. В числе других инициатив - распределение денежных средств при продаже республиканскими предприятиями неэффективно используемых площадей в размере 50% в бюджет и в размере 50% - предприятию для пополнения оборотных средств, а также вычет из суммы облагаемой налогом суммы в размере 100% затрат, понесенных на научно-исследовательскую деятельность, которая направлена на производство высокотехнологичной продукции.

Думаю, совместными усилиями мы сможем реализовать данные предложения на практике и создать соответствующие условия предприятиям для увеличения экспорта и импортозамещения.

Оксана ШИКУТЬ

Все интервью