Новости Беларуси
Белорусское телеграфное агентство
Рубрики
Пресс-центр
Аналитика
Главная Интервью

Экономика впечатлений - агроэкотуризм Беларуси празднует 15-летие

Интервью 20.11.2017 | 13:25
Валерия Клицунова

Пятнадцать лет назад 20 ноября было создано первое региональное общественное объединение "Агро- и экотуризм", которое объединило людей, решивших заняться этим видом деятельности. Через год оно трансформировалось в национальную организацию "Отдых в деревне". Именно эту дату принято считать днем рождения сельского туризма в Беларуси. Данную сферу, которая получила серьезное развитие, поддерживает государство. Сейчас в республике работают около 2,3 тыс. агроусадеб. Отдых в деревне на лоне природы притягивает все больше иностранных туристов, которые знакомятся с нашими традициям и национальной культурой. О дальнейшей стратегии развития и перспективах агроэкотуризма в Беларуси корреспонденту БЕЛТА рассказала председатель правления Белорусского общественного объединения "Отдых в деревне" Валерия Клицунова.

- Трудно поверить, что 15 лет назад в стране не было ни одной агроусадьбы, а в перспективы развития сферы сельского туризма мало кто верил. Насколько кардинально изменилась ситуация, каких высот удалось достичь агроэкотуристическому движению?

- Высот удалось достичь колоссальных, с учетом того, что начинали мы с нуля. 15 лет назад даже слов таких, как агроэкотуризм, не знали. Был пессимизм, неверие. Хорошо, что нашлись единомышленники, первопроходцы. Они объединились в организацию и поверили во все это. Конечно, было непросто, особенно когда ты один живешь в деревне и думаешь: "А может, это все несвоевременно, может, я мечтатель такой?" Но процесс пошел, и сейчас много чего сделано: работают более 2,3 тыс. усадеб.

Если взять соседнюю Латвию, то там меньше тысячи субъектов агроэкотуризма. При этом я считаю, что наш сельский туризм очень содержательный. А ведь сначала мы хотели сделать просто сеть мини-гостиниц с едой, а потом встали вопросы: а почему люди туда поедут, чем заниматься в белорусской деревне? Следующий этап был подумать о туристическом продукте, о взаимодействии, кластерах, зеленых маршрутах, чтобы развивать вместе какую-то определенную территорию. И то, что это удалось понять и начать делать, я считаю колоссальным плюсом. К тому же в последнее время мы продвигаем идею креативной экономики: когда ты делаешь что-то за счет своих знаний, таланта и умений. То есть придумываешь такое, что способно поразить туриста. И люди едут за впечатлениями, что делает нас конкурентоспособными на рынке.

В 2016 году мы стали страной агроэкотуризма. Согласно опросу читателей престижного издания National Geographic Traveler, за Беларусь было отдано 24% голосов в номинации "Агроэкотуризм". На втором месте в рейтинге лучших для агротуризма стран расположилась Италия (22%), на третьем оказалась Франция (20%). То, что у нас огромный потенциал, верят и другие. Так, английский писатель Найджел Робертс, говоря об агроэкотуризме, считает, что "…в Беларуси в этом плане очень свежая концепция, здесь все по-другому, нетронутое, чистое. Только в глубинке, за пределами больших городов можно найти много удивительных вещей, проникнуться аутентичным духом страны. Думаю, что зарубежные туристы пресыщены элитным отдыхом. Их нужно встряхнуть. И в этом деле, конечно, лучше сельского туризма не найти".

- Пятнадцать лет, с одной стороны, - совсем немного, но с другой - этап старта и становления сферы сельского туризма пройден. Возникает логический вопрос: куда двигаться дальше, как развивать это направление, чтобы оно стало более привлекательным не только для внутреннего, но и внешнего туриста?

- Я вижу будущее белорусского сельского туризма за экономикой впечатлений. Нам нужно создавать такие впечатления, каких нет у наших соседей и у конкурентов. Когда-то в Америке были такие программы на фермах (их делал бывший директор компании Уолта Диснея), примерно 1 час 20 минут, как будто ты сходил на просмотр увлекательного фильма, попал в волшебный мир грез и получил от этого кайф, только не в городском кинотеатре, а в деревне. Нам тоже нужно создавать такой турпродукт, при этом не очень дорогой, но уникальный по впечатлениям. Нам нужно сконцентрировать внимание на качестве, креативе и партнерстве. Я очень надеюсь, что у нас скоро появятся интересные проекты, которые поддерживать будут не только внешние доноры и спонсоры, но и государство.

Есть еще идея связать сеть усадеб с пожилым населением, носителями аутентичных традиций, вовлекать их в агроэкотуристическое движение. Для них это будет круто - это креативная старость, когда они будут востребованы. Ведь у пожилых людей много сил и энергии, а для хозяев агроусадеб это будет большая поддержка, потому что они носители традиций. Нужно вовлечь их в нашу сферу, в том числе, чтобы зафиксировать, сохранить и передать будущим поколениям их опыт, знания, умения, мастерство.

- Насколько отвечает новым устремлениям законодательная база и как будет содействовать развитию сферы подписанный недавно указ "О развитии агроэкотуризма"?

- Новый указ дал еще больше свобод и возможностей для развития агроэкотуризма. Эта сфера сегодня как никогда открыта для реализации самых смелых инициатив. Можно проводить свадьбы, праздники, семинары в деревне. Согласитесь, гораздо интереснее, когда, к примеру, свадьба проводится с национальным колоритом, в ней используются местные обряды и традиции. Агроусадьбы могут стать центрами тематических праздников и мероприятий. Многие сейчас думают и об оздоровлении: велопоходы, байдарки, спортивная ходьба, различные спа-процедуры. Это все тоже можно найти в деревне. Я считаю, что указ дает новые возможности, расширяет спектр услуг. К тому же он разрешает строительство гостевых домиков. Это очень хорошо, когда хозяева живут отдельно от туристов - это такой новый уровень цивилизации. Очень хорошо и то, что нет ограничений по количеству гостей. Это придаст новый импульс развитию сельского туризма.

- Последняя пятилетка в сфере агроэкотуризма прошла под девизом от количества к качеству. Удалось ли создать конкурентные турпродукты и продвинуть белорусский агроэкотуризм на внешние рынки?

- Уровень гостеприимства, сервиса уже другой. В условиях высокой конкуренции нужно обеспечивать высокое качество и комфорт. Раньше мы больше уделяли внимания содержанию, поэтому и инфраструктура несколько отставала. Сейчас все выравнивается, у нас есть мирового уровня усадьбы. И в плане продвижения ситуация иная. Когда-то был всего один сайт, а сейчас их более десятка. Есть ориентированные на российского туриста, а есть, которые продвигаются в страны ЕС и дальнее зарубежье. Наши уже и на Booking и Airbnb , причем некоторые до 30% получают оттуда туристов. Наконец и туристические фирмы обратили на нас серьезное внимание. Когда мы делали пробный тур, я даже не могу передать, столько в них было скептицизма. А сейчас в агроусадьбы возят иностранные делегации и выстраивают партнерство с аналогичными компаниями за рубежом. Теперь стала нормой организация национального ужина в какой-нибудь усадьбе, с местным фольклором и колоритом. Важно и то, что мы нащупали свой уникальный человеческий компонент в туризме, который действует на всех - неважно, ты новозеландец, филиппинец, англичанин или американец. И до тех пор, пока мы будем работать в этом диапазоне, базируясь на общечеловеческих ценностях, у нас будет большая перспектива.

- Достигла ли, на ваш взгляд, страна пика количества агроусадеб, есть ли еще какой-то задел для наращивания "массы" и нужно ли это?

- Все зависит от желания: если люди хотят создавать усадьбы, то здесь хватит места для всех. Если наша страна будет иметь агроэкотуристическую специализацию, то к нам поедет весь мир. Поэтому все в наших руках. Единственное, я против искусственного наращивания количества усадеб и любого административного давления. Усадеб должно быть столько, сколько их есть. Условия для развития этого бизнеса сейчас прекрасные, и если люди хотят, то пусть вкладывают деньги в белорусскую деревню, ведь это инвестиции в будущее.

- Остается ли актуальной идея социальной роли агроэкотуризма в содействии развитию местных территорий, возрождению села?

- Нужно понимать, что сельский туризм ценят не за то, что хозяева агроусадеб платят единый налог, ведь эта сумма незначительна, а за то, что агроэкотуризм - это еще и двигатель экономического развития. Здесь срабатывает эффект мультипликации. Ведь люди все, что зарабатывают, вкладывают в свое и развитие территории, на которой находятся, создавая в деревне новые рабочие места, возрождая местные традиции и ремесла. Здесь важен и социальный аспект, когда пожилые люди чувствуют себя востребованными, когда они знают, что их культура и традиции интересны. Поэтому я считаю, что мы должны делать продукт, который отражает белорусскую деревню, чтобы человек, который приехал к нам, почувствовал, что он именно в Беларуси. И тогда у агроэкотуризма будет другой уровень, особое содержание, которое, я убеждена, эквивалентно национальной идее.

- В последнее время в стране много говорят о кластерном подходе в развитии той или иной сферы. Есть ли положительный опыт в этом плане в агроэкотуризме, стоит ли на это делать ставку?

-Кластерный подход - одна из важнейших составляющих для успешного продвижения и эффективного развития. В стране уже есть не один положительный пример. Это на самом деле работает. Среди самых успешных я бы назвала "Воложинские гостинцы", там даже создан потребительский кооператив единомышленников. Дестинация "Муховэцька Кумора" - тоже хороший вариант, когда объединились различные субъекты хозяйствования, предлагая тематические развлекательные программы и экомаршруты. Неплохо развивается кластер в Сморгонском районе и ряде других. Это перспективное направлении, и им нужно заниматься, чтобы быть конкурентоспособным на рынке туристических услуг.

- Агроэкотуризм в стране все больше и больше "зеленеет". Это мода или принципиальный выбор?

- Это и то, и другое. Когда все затевалось, мы не особо смотрели на мировые тренды. Но за мной стоял музейный комплекс "Дудутки", основатель которого мой муж Евгений Будинас. И я видела, как это популярно для всех. Я прониклась восторженной реакцией Андрея Вознесенского, Беллы Ахмадулиной, других известных людей, кто бывали у нас, и это меня убеждало, что мы на правильном пути. Это ведь в тренде во всем мире: органическое земледелие, устойчивое развитие, зеленая экономика, традиции, аутентичность. Это то, что будет в тренде, это то, что против глобализации рынка. За этим будущее.

- Какие предпринимаются шаги, чтобы сделать агроэкотуризм доступным для всех?

- Сейчас реализуется проект "Воложин без барьеров" - предполагается обкатать идею инклюзивного туризма на примере одного из районов с созданием интересных турпродуктов, чтобы полученный опыт продвигать в другие регионы. Людям с ограниченными возможностями и так непросто выбраться из своих квартир, поэтому поехать куда-то они смогут, если им предложить на самом деле что-то классное. Недавно я была в Шотландии, там мой коллега с гордостью рассказал, что они сделали специальную повозку для катания инвалидов-колясочников, а я сказала, что в Беларуси такое уже есть.

Об этом нужно говорить и делать. Нам нужно заниматься инклюзивным туризмом, создавая доступные для всех турпродукты. До сих пор существуют внутренние барьеры, но их нужно преодолевать. У нас нет на улицах много людей с инвалидностью, хотя их ничуть не меньше, чем в любой стране. Нужно вовлекать этих людей, начинать взаимодействовать. Недавно мы презентовали брошюру "Туризм и отдых для всех - продвигаем всеобщую доступность", а в конце слепые дети сделали концерт. И когда девочка пела о своей несчастной любви, то весь зал плакал, потому что она переживает все то же самое, что и любой человек. Все люди равны, и все мы должны проводить время вместе, должны учиться быть вместе. И главный барьер отнюдь не технический, а психологический - нужно прежде всего снимать барьеры внутри себя. Конечно же, мы должны делать такие вещи, которые доступны и им.

- Насколько важно сотрудничество с международными организациями по обмену опытом, информацией и привлечению ресурсов в развитие сферы агроэкотуризма?

- Это очень важно, поскольку мы должны быть в теме, чтобы не изобретать велосипед там, где это не нужно. Но, с другой стороны, нельзя все слепо копировать. Нужно понимать, что мы другие и должны чем-то отличаться. И сегодня многие приезжают, чтобы что-то взять и у нас. Это говорит о том, что мы уже вполне равноценные игроки. Мы также активно работаем с внешними донорами, показываем перспективность этого направления во всех отношениях, в том числе с точки зрения развития малого бизнеса, построения гражданского общества, сохранения традиций. Сейчас есть масса региональных проектов, которые в числе других направлений поддерживают развитие агроэкотуризма. Это очень важно, ведь мы хотим быть частью мирового пространства. Поэтому нужно взаимодействовать, но никогда не нужно забывать, что мы другие.

- Десятилетие агроэкотуризма отмечалось пышным балом в Мирском замке. Как собираетесь праздновать новую юбилейную дату?

- Мы не будем изменять традиции и отметим юбилей загородным балом "У гуках палянэзу", который пройдет 25 ноября в Музее-усадьбе Огинских (Гродненская область, Сморгонский район, д. Залесье). На мероприятии будет дресс-код - бальные платья для женщин и смокинг или фрак с бабочкой для мужчин. На балу ждет множество сюрпризов: торжественные поздравления, объявление итогов конкурса на лучшую идею туристического тематического маршрута программы "Белоруснефти", анимационная экскурсия по усадьбе, салонные игры, праздничный концерт, музыкальные сюрпризы и, конечно же, танцы.

Мне хочется поздравить всех, кто имеет отношение к сельскому туризму, с днем рождения и пожелать новых успехов, свершений и побед в этом благородном и нелегком деле.

Сергей КУЛЯГИН,

БЕЛТА.-0-

Все интервью