Новости Беларуси
Белорусское телеграфное агентство
Рубрики
Пресс-центр
Аналитика
Главная Интервью

Число пунктов приема платежей ЕРИП после подключения "Белпочты" вырастет на 4 тысячи

Интервью 07.08.2014 | 12:29

ЕРИП - уникальный на территории постсоветского пространства проект. Благодаря ему белорусские потребители получили возможность удобно и быстро оплачивать предоставленные им услуги. Различные системы по совершению платежей существуют в России, Украине, Казахстане, странах Европейского союза, но в отдельных регионах. Белорусское единое расчетное и информационное пространство отличается тем, что имеет общегосударственный масштаб. На данный момент в ЕРИП можно оплатить более 50 тыс. различных услуг. Рынок практически сформирован, и теперь в Нацбанке вплотную занимаются тем, чтобы повысить качество работы системы до максимально возможного уровня. Существенные изменения ожидают ЕРИП уже в этом году. Подробнее о них в интервью корреспонденту БЕЛТА рассказала заместитель начальника Главного управления единого расчетного и информационного пространства Национального банка Наталья Штевнина.

- Наталья Михайловна, недавно стало известно, что платежным агентом ЕРИП стало РУП "Белпочта". Чего ждать от расширения системы ее пользователям?

- "Белпочта" стала платежным агентом ЕРИП в мае 2014 года, как только был подписан договор с банком на выполнение этих функций. Сейчас проводятся организационно-технические работы. У "Белпочты" свое программное обеспечение, его нужно доработать, чтобы можно было принимать платежи через ЕРИП. Кроме того, к ЕРИП необходимо подключить производителей услуг, у которых договор только с РУП "Белпочта" на прием платежей.

После того как это произойдет, количество пунктов платежей нашей системы увеличится с 15 тыс. до 19 тыс. "Белпочта" - крупный платежный агент, только инфокиосков у нее около 800. Для пользователей ЕРИП ее присоединение к системе - это однозначный плюс. Число мест, где они смогут совершать платежи, увеличится сразу на 4 тыс.

Стоит отметить, что количество и сумма платежей, проведенных через ЕРИП, растут. За I полугодие их было 127 млн на общую сумму Br12,5 трлн. А за весь 2013 год пользователи совершили 230 млн платежей на Br17,8 трлн.

- Система ЕРИП работает относительно недавно, и периодически в ней происходят сбои. Особенно отличились в этом смысле апрель-май. Какие меры предпринимаются, чтобы неполадки возникали как можно реже?

- Сбои в апреле-мае были связаны с переходом на новое прикладное программное обеспечение. Мы работали в тесном контакте с пользователями и на форумах, и в контакт-центрах. Старались заранее предупреждать о неполадках, оперативно информировать об их устранении. Но в этой связи хотелось бы обратить внимание наших плательщиков: если не удается оплатить какую-то услугу через ЕРИП - это далеко не всегда означает, что проблемы именно в ЕРИП. Когда неполадки в самом ЕРИП, то, как правило, вообще ничего оплатить нельзя. Дело в том, что ЕРИП находится между плательщиком (клиентом банка) и производителем услуг. Довольно часто сбои возникают на стороне отдельных банков и производителей услуг. Кроме того, если в каком-нибудь из 27 банков, которые работают с ЕРИП, нельзя заплатить в кассе, например, за мобильную связь, то виновата в этом опять же не система. Если в ЕРИП отсутствует оплата какой-либо услуги, например, оплата утилизационного сбора, то вопрос здесь тоже не в ЕРИП. Мы заинтересованы в самом широком перечне платежей.

Недавно была утверждена инструкция о порядке функционирования единого расчетного и информационного пространства. В документе прописано, что производители услуг должны информировать Нацбанк о своих сбоях, чтобы мы обладали оперативной информацией и правильно доносили ее до плательщиков. Перерывы в работе ЕРИП предусмотрены только на проведение технологических, профилактических работ. Проводиться они должны в основном ночью и не в так называемый платежный период, когда люди массово оплачивают коммунальные платежи, то есть с 15-го по 25-е число каждого месяца.

- В дни оплаты коммунальных услуг в отделениях банков собираются очереди, при этом инфокиосками, например, пользуется не так много клиентов. Предлагается много мер, чтобы исправить ситуацию, вплоть до введения комиссии за наличные расчеты. Почему решили предпринять такие не слишком популярные шаги?

- Люди зачастую не задумываются, что наличные деньги очень дорогие в обслуживании. Во-первых, их нужно напечатать, во-вторых, наличную денежную массу нужно постоянно чистить, изымая ветхие и поврежденные банкноты. К тому же организация и обеспечение работы расчетно-кассовых узлов банков. Расходов много. Добавьте сюда риски, связанные с ограблениями, фальшивомонетничеством и так далее. Поэтому расчеты наличными должны быть дороже, тем более что в Беларуси для того, чтобы проводить безналичные платежи, создана необходимая инфраструктура.

Что касается комиссии, то окончательного решения о взимании вознаграждения при наличном расчете в кассах банков за услуги ЖКХ нет.

Будет проводиться информационная кампания. В операционных залах отделений банков будут работать консультанты, объяснять, как пользоваться инфокиоском, как подключить интернет-банкинг и прочее. Главное - показать людям, что это действительно удобно, помочь им преодолеть опасения перед новыми технологиями.

- ЕРИП, насколько мне известно, в ближайшей перспективе может стать хозрасчетной организацией. Когда система уйдет с баланса Нацбанка и что изменится после этого перехода? Какие еще изменения ожидают ЕРИП в будущем?

- Планируется, что ЕРИП станет хозрасчетной организацией к 1 марта 2015 года. Это будет уже небанковская кредитно-финансовая организация в форме ЗАО, есть соответствующее решение правления Нацбанка. Но кардинально ничего не поменяется, она по-прежнему будет под контролем регулятора, которому будет принадлежать блокирующий пакет акций.

Что касается других изменений, то с 1 октября будет введена клиринговая часть в системе АИС "Расчет". Суть в том, что в ней будет происходить взаимозачет встречных требований. Скажем, один из банков принял платеж в пользу организации, счет которой открыт в другом банке. В свою очередь в другом банке были оплачены услуги организации, которая обслуживается первым банком. Платежи полностью либо частично перекрывают друг друга, АИС "Расчет" высчитает чистые позиции. Таким образом, вал платежей, которые банки проводят (и не бесплатно) через систему BISS, существенно уменьшится. А это в свою очередь снизит себестоимость процесса проведения платежей, уменьшит нагрузку на платежную систему.

- Наталья Михайловна, каким в целом вам видится будущее ЕРИП?

- Полагаю, система будет успешно развиваться и в дальнейшем. Количество пользователей ЕРИП увеличивается не только за счет молодежи, но и пенсионеров, которых нельзя забывать. Многие из них могут дать фору молодым, говорю это, исходя из своего опыта. Основной же целевой аудиторией ЕРИП есть и останутся люди после 30 и до 45 лет. У них открыты кредиты-депозиты, им нужно проводить большое количество платежей, которое сложно при нынешнем ритме жизни держать в голове, тем более ходить из-за каждого платежа в банк.

Нацбанк обеспечивает работу системы АИС "Расчет" в режиме 24 часа в сутки, семь дней в неделю. Платежи активно совершаются даже глубокой ночью. В круглосуточном режиме работает таможня, идет подъем по платежам за онлайн-игры.

Нарекания на ЕРИП есть и, наверное, будут всегда, такова реальность. Не всех устраивает нынешний способ классификации услуг. Говорят, в региональном разрезе плохо, но если сделать в каком-то другом, то, уверена, снова найдутся недовольные.

Как бы то ни было, ЕРИП позволяет экономить немало времени на проведении платежей, и, мне кажется, все больше белорусов это осознают. Человек, который хоть раз оплатил услуги через ЕРИП в интернет-банкинге, мобильном банкинге и т.д., больше не вернется для оплаты своих периодических платежей (ЖКХ, мобильный телефон, интернет и т.д.) в кассу.

Светлана САВКО

Все интервью