Новости Беларуси
Белорусское телеграфное агентство
Рубрики
Пресс-центр
Аналитика
Главная Интервью

Большие планы Большого театра

Интервью 28.02.2012 | 09:21

Национальная опера появится в Беларуси

Национальный академический Большой театр оперы и балета Беларуси не перестает дарить зрителям и слушателям эстетическое наслаждение. Одним из наиболее значимых оперных событий 2012 года станет показ спектакля "Седая легенда". Премьера второй редакции легендарной постановки, созданной более 30 лет назад корифеями белорусского искусства Дмитрием Смольским и Владимиром Короткевичем, запланирована на сентябрь текущего года. Подробнее об этом и других планах театра на обозримое будущее рассказал корреспонденту БЕЛТА первый заместитель генерального директора Владимир Рылатко.

- Прошлый год стал для театра очень насыщенным в плане подготовленных мероприятий и показанных спектаклей. Чем собираетесь удивлять в 2012-м?

- Действительно, 2011-й был для нас очень плодотворным, мы поняли: та репертуарная линия, концепция крупных мероприятий, которых придерживается театр, приносит плоды. Говоря об этом, сошлюсь на критиков, которые приезжали в конце прошлого года на Минский международный рождественский оперный форум, где мы обычно показываем последние премьеры. Все они отметили разнообразие наших спектаклей, их новаторство, вкус и тонкость. Критики в один голос сказали, что в театре работает очень сильная труппа солистов.

Мы продолжим в текущем году заниматься не только новыми спектаклями, но и восстановлением старых. Планируем в конце марта выпустить новую "Жизель" в постановке Никиты Долгушина, в мае - балет "Анюта" Владимира Васильева. Также покажем "Евгения Онегина" - это опера №1 для всех театров постсоветского пространства. Даже те, кто мало интересуется оперой, "Евгения Онегина", вероятнее всего, знают. Решено возобновить ее со сценографом Александром Моховым, который и ранее занимался ее постановкой. Фактически мы создаем новый спектакль, обновляем режиссуру, творческий состав, хореографию.

Аналогичная работа проводится с "Балом-маскарадом" в постановке известного белорусского режиссера Семена Штейна. Главный режиссер Михаил Панджавидзе взялся восстановить его, и открылись такие возможности этой оперы, что она, несомненно, станет украшением нашего репертуара. Капитального возобновления требуют спектакли "Алеко", "Иоланта". Есть такой термин "капитальное возобновление спектакля" - новое создается на основе эстетических и художественных особенностей, представляющих особую ценность.

Свой юбилейный 80-й сезон Большой театр начнет премьерой "Седой легенды" - художественный совет принял постановочную концепцию, сценографию и эскизы костюмов спектакля. Премьера 2-й редакции легендарной оперы, созданной более 30 лет назад корифеями белорусского искусства Дмитрием Смольским и Владимиром Короткевичем, запланирована на сентябрь 2012 года. Это будет новый, очень масштабный проект. Ранее опера шла в театре, но Дмитрий Смольский фактически переписал ее, сделал новую редакцию, благодаря чему постановка обрела новое звучание. Можно сказать, что в Беларуси появится крупная национальная опера, а это всегда значимое событие не только для профессионалов, но и для всей нации. Ведь именно в опере находят всестороннее художественное воплощение основные национальные идеи. Так было у многих народов. Хотите понять французов - сходите на Масне, немцев - на Вагнера, итальянцев - на Пуччини или Верди.

- Как обстоят дела с балетами?

- Работа над балетами в текущем году, безусловно, продолжается. У нас сложились хорошие отношения с фондами Баланчина, Робинсона, Килиана. Новые спектакли, над которыми ранее не работала наша балетная труппа, чрезвычайно важны для ее полноценного становления, балетной техники и выразительности. Совместно с этими фондами мы подготовим "Струнную серенаду" Баланчина, балет Робинсона "Времена года", "6 танцев" Килиана.

Спрос на нашу балетную труппу очень высокий, она много гастролирует. Уже есть приглашения выступить в Испании, Италии, Германии, Австрии, Южной Корее. Гастроли помогают популяризировать отечественную культуру, а также оказывают театру и артистам значительную материальную поддержку. Так что зарубежная деятельность для нас чрезвычайно важна.

- Не так давно в театре начали работать стажерские труппы, которые дают возможность молодым специалистам еще будучи студентами выйти на большую сцену...

- Проблема пополнения театра творческими кадрами для нас фундаментальная, поэтому мы решили сами готовить специалистов. Работа с молодежью - творческий процесс, который никогда не должен прерываться. Действительно, в 2011 году в театре начали работать стажерские труппы, и, надо сказать, ее участники показали, насколько талантлива белорусская молодежь. Ранее в театре не было подобной практики, и, если наша балетная труппа уезжала на гастроли за границу, балеты на базе прекращались. Стажерская труппа дает возможность сохранить практически весь репертуар. К нашему удивлению, молодые специалисты в состоянии исполнить все партии, в том числе и технически сложные. Мы взяли курс на увеличение балетной труппы, чтобы во время зарубежных гастролей белорусский зритель не был обделен. И в нынешнем году постараемся оставить на базе такой состав, который мог бы исполнять репертуар несмотря на гастроли.

Еще одна стажерская труппа работает в опере, и ее участники оказались боевыми ребятами - они уже подготовили много партий репертуара и, начиная с марта, будут выходить на большую сцену. Конечно, на них возлагается серьезная ответственность, но это позволяетоценить реальные возможности солистов. Лучшие из них по окончании учебы войдут в труппу театра. Кроме того, они смогут проявить себя на молодежном оперном форуме стран СНГ, Грузии и Балтии, который планируется впервые провести в нынешнем году.

- Расскажите о предстоящем молодежном форуме. Каковы его особенности?

- Оперный форум молодых исполнителей государств - участников СНГ, Балтии и Грузии пройдет в Минске в мае 2012 года. У данного форума очень важное предназначение. Молодые исполнители нуждаются в сильном репертуаре, а для этого им необходимо оказывать поддержку. В каждом театре существует жесткая конкуренция, и из-за невостребованности многие артисты оказываются за пределами страны. Очень важно предоставить им возможность для самореализации - большой оперный рынок, на котором они смогут конкурировать.

В последний раз молодежный фестиваль оперного искусства был организован в Минске более 20 лет назад. Сегодня многие участники того форума - именитые солисты, выступавшие на самых престижных мировых площадках. Они сами определяют направление развития отечественных оперных школ.

На оперном форуме весной соберутся очень сильные вокалисты. Он готовится совместно с Межгосударственным фондом гуманитарного сотрудничества государств - участников СНГ. На форуме выступят талантливые солисты России, Украины, Казахстана и других стран, а также все наши стажеры (правда, не в первых партиях).

- В 2011 году в Могилеве открылся первый в Беларуси филиал театра оперы и балета. До каких белорусских городов доберетесь в ближайшем будущем?

- Важно понимать, что когда мы говорим об открытии филиалов театра в регионах страны, то имеем в виду не создание труппы, которая будет работать на постоянной основе, а об организации полноценных и регулярных гастролей (раз-два в месяц). До этого наши солисты уже выступали в Могилеве. Но открытие филиала дает возможность сделать такие выступления регулярными. Оперным концертом из произведений белорусских авторов был открыт филиал театра в Несвиже. На очереди Гомель, Новополоцк, Полоцк, Гомель.

Открытие филиалов в регионах страны чрезвычайно важно для театра. В первую очередь Большой должен соответствовать своему названию. Когда мы говорим "национальный", то не только даем оценку значимости в отечественном искусстве. Это определение ко многому обязывает. Ведь раз театр оперы и балета носит такой статус, значит, оперное и балетное искусство должно стать достоянием всего народа. Однако нужно понимать, что в любом случае мы не сможем открывать филиалы бесконечно, так как не являемся концертной организацией. Театру, помимо гастролей, необходимо ежедневно показывать спектакли на родной сцене.

В Несвиж в текущем году на фестиваль "Вечера Большого в замке Радзивиллов" мы повезем премьеру "Евгения Онегина", балеты "Кармен-сюита" и "Болеро", концерты из произведений белорусских авторов прошлого.

- Ожидать ли театралам в 2012 году традиционных и уже полюбившихся рождественского оперного форума и Новогоднего бала?

- В нынешнем году в Беларуси пройдут уже ставшие традиционными Новогодний бал и Минский международный рождественский оперный форум. Идея проведения оперного форума становится все более популярной. Сегодня рождественский оперный форум занимает почетное место среди лучших фестивалей оперного искусства за счет своей нестандартности - мы приглашаем спектакли, зарубежных дирижеров, певцов в собственные постановки, благодаря чему имеем возможность продемонстрировать свои премьеры.

- Продолжится ли сотрудничество с профессиональными коучерами? И какие конкретно результаты приносит такая работа?

- В России коучеров еще зовут коучами. Коучинг в переводе с английского языка означает "тренировать, заниматься репетиторством". В оперном искусстве так зовут тех, кто владеет фортепиано, языком и учит профессиональных солистов пению, произношению и стилю. Мы уже работали с коучем из Италии, который очень помог нашим исполнителям. Он впервые прослушал наших стажеров и дал свое заключение. Также в театр приедет коуч французского языка, один из лучших в Европе, который будет работать с артистами над "Кармен". Работа с коучами системная и связана с вокальным произнесением языка в каждой опере. Дело в том, что существует наиболее правильное произнесение слов и звуков, которое способствует не только раскрытию фонетического богатства языка, но и раскрытию вокальных способностей артиста.

- Немаловажным для любого театра является международное сотрудничество, главное преимущество которого заключается в возможности обмениваться спектаклями. С какими странами у театра уже заключены соглашения?

- Круг стран, с которыми подписано соглашение о сотрудничестве у Большого театра, расширился. Есть договоры с российскими, украинскими, театрами стран Балтии, с Болгарией, Польшей, Сербией, Узбекистаном, Грузией, Азербайджаном. Сейчас прорабатываются вопросы, связанные с обменом спектаклями. Это очень интересное и перспективное направление работы.

- Повысятся ли цены на билеты в театр в нынешнем году?

- Не повышать цены на билеты мы не можем, но все же стараемся сделать их доступными для публики. Для того, чтобы цены были демократичными, мы работает со спонсорами, создаем попечительский совет. Однако покупать билеты в театр необходимо заранее - в день спектакля сделать это бывает крайне сложно.

Татьяна ПАСТУШЕНКО

Все интервью