Новости Беларуси
Белорусское телеграфное агентство
Рубрики
Пресс-центр
Аналитика
Главная Интервью

Акционировать, но не огосударствлять

Интервью 02.03.2017 | 10:45
Александр Шпак

До конца мая отечественные СПК (а их в стране насчитывается чуть более 100) должны акционироваться или стать коммунальными унитарными предприятиями. Первоначально эта реформация сельскохозяйственных кооперативов по требованию указа Президента от 17 июля 2014 года № 349 «О реорганизации колхозов (сельскохозяйственных производственных кооперативов)» ожидалась к 31 декабря 2016 года. Но срок реорганизации продлили на 5 месяцев, до 31 мая 2017 года. О том, что требуется аграриям для улучшения их работы и что даст их переход в хозяйственные общества или коммунальные унитарные предприятия, рассказывает доктор экономических наук, профессор директор Института системных исследований в АПК НАН Беларуси Александр Шпак.

— Путь преобразования сельскохозяйственных производственных кооперативов (СПК) в хозяйственные общества и коммунальные унитарные предприятия наиболее приемлем для крупнотоварных сельскохозяйственных организаций страны. Если взять, к примеру, акционерные общества, то они, безусловно, более прогрессивная, чем сельхозкооперативы, организационно-правовая форма хозяйствования и собственности.

В частности, ОАО обладают более высокой степенью мотивации к производительному труду, а также эффективному использованию средств производства. Новый мотивационный механизм подтолкнет сельчан (субъекты хозяйствования) закупать оптимальные объемы ресурсов нужного качества, искать и находить новые пути повышения эффективности и возможности оптимизации затрат. Что очень важно, акционерная форма собственности даст возможность привлекать инвестиции, как внутренние, так и внешние, — через эмиссию и продажу акций. Однако сегодня не все так просто с переходом отечественных сельхозкооперативов в ОАО и коммунальные унитарные предприятия.

— И что, на ваш взгляд, мешает СПК гладко пройти путь реформирования?

— Дело в том, что само преобразование требует переоформления ряда документов. А это связано с дополнительными, притом немалыми, расходами. В условиях сложного финансового положения ряда СПК это только усугубляет их экономическое положение...

Но это даже, пожалуй, не главное. При акционировании учитывается государственная финансовая поддержка, которая оказывалась ранее сельскохозяйственным производственным кооперативам при формировании их производственно-технического потенциала. И размеры доли этой поддержки таковы, что в преобразуемых акционерных обществах преобладающая доля акций будет принадлежать государству. Такое, образно говоря, огосударствление ни к чему хорошему не приводит. А скорее наоборот, дискредитирует процесс рыночных преобразований на селе, которые призваны повысить мотивацию труда сельских тружеников. Ведь это один из самых значимых факторов рачительного хозяйствования в сельском хозяйстве.

— Александр Петрович, каким, на ваш взгляд, был бы наиболее мягким, безболезненным и наиболее эффективным путь преобразования отечественных СПК в хозяйственные общества и коммунальные унитарные предприятия?

— На мой взгляд, экономическая политика в сельском хозяйстве должна быть направлена на упреждение появления труднопреодолимых угроз для отрасли, важнейшей из которых является снижение ее конкурентоспособности. Для этого требуется объективно и беспристрастно оценить сложившуюся ситуацию, чтобы принимать наиболее действенные управленческие решения, способные максимально содействовать ее улучшению.

Считаю, что при акционировании сельскохозяйственных предприятий нужно абстрагироваться от цифровых данных бухгалтерской отчетности о государственной поддержке села. И вот почему. Величина ее сегодня давно уже далека от реальности, если учесть, что за годы проводимых реформ потери сельского хозяйства от диспаритета цен, несвоевременности платежей и дороговизне кредитных ресурсов в разы превышают фактическую государственную поддержку отрасли.

Во всех без исключения имеющихся и появляющихся сельскохозяйственных акционерных обществах контрольный пакет акций должен как минимум принадлежать трудовым коллективам. Это станет хотя и не первым шагом заботы государства о сельчанах, но реальным и понятным для них и главное — правильно ими воспринятым. В сочетании с другими действенными мерами по повышению эффективности работы сельскохозяйственной отрасли это ускорит вероятность получения тружениками села высоких результатов хозяйственной деятельности.

— Что еще важного нужно сделать для того, чтобы дать надежду белорусскому сельхозпроизводителю на то, что со сменой формы собственности у него появится больше возможностей для обеспечения экономической устойчивости для ведения хозяйственной деятельности?

— Необходимо обеспечить паритетные взаимоотношения сельского хозяйства с машиностроителями, предприятиями перерабатывающей отрасли, обслуживающими организациями, торговыми сетями, а также банками.

Несмотря на то что в цепочке АПК сельское хозяйство является центральным звеном, как правило, ему достается меньшая часть доходов. Этим во многом можно объяснить низкую рентабельность сельскохозяйственной отрасли, что создает проблемы и для ее партнеров. При создании паритетной системы отношений с партнерами, у сельскохозяйственной отрасли (а впоследствии и в агропромышленном комплексе в целом) появится возможность существенно повысить рентабельность производства, что позволит на этой основе в полную силу «заработать» акциям сельских тружеников. Сочетание роста доходов сельскохозяйственных организаций и их работников способно значительно повысить  мотивацию сельчан.

Только при паритетной системе взаимоотношений в АПК допустимо введение государством статуса банкротства сельскохозяйственных организаций. Заметим, что таковых (банкротов — Прим. ред.) не оказалось среди ближайших партнеров сельскохозяйственной отрасли! Это говорит о многом, если к тому же учитывать негативное воздействие мирового системного кризиса на национальную экономику в целом и аграрную отрасль в частности. А ведь наше село кормит не только белорусский народ, но и обеспечивает продовольственный экспорт!

 Благодаря одному работнику сельского хозяйства в народнохозяйственном комплексе страны занято два рабочих места. К тому же  места эти безубыточные, а зачастую и хорошо оплачиваемые, в отличие от средних зарплат в сельском хозяйстве.

В связи с предстоящим вступлением Беларуси в ВТО целесообразно было бы, на мой взгляд, правительству Республики Беларусь рассмотреть вопрос о предоставлении отечественным хозяйствующим субъектам условий для равноправной конкуренции с зарубежными. Это чрезвычайно важно, если принять во внимание важность экспорта для аграрной отрасли.

Речь здесь идет о ценах, налогах, кредитах, господдержке и техническом обеспечении. Если их уровни, ставки и величины будут аналогичны тем, которые приняты в экономически развитых странах, то наше крупнотоварное сельскохозяйственное производство по уровню эффективности вполне способно превзойти западное, фермерское.

— Ряд противников акционирования говорят об угрозе возникновения последствий субсидиарной ответственности членов кооператива при переходе СПК в статус ОАО. Насколько серьезна эта угроза?

— Субсидиарная ответственность характерна только для СПК. А акционеры в акционерных обществах не несут субсидиарной ответственности. В случае экономической несостоятельности и банкротства они теряют акции. Все это еще раз говорит о целесообразности преобразований СПК в акционерные  общества.

Тамара МАРКИНА.-0-

Все интервью