Новости Беларуси
Белорусское телеграфное агентство
Рубрики
Пресс-центр
Аналитика
Главная Комментарии

Зарубежные кинопроизводители продолжают открывать Беларусь

Комментарии 25.02.2015 | 14:28

Историю уничтожения евреев во время Великой Отечественной войны, увиденную глазами собаки, начинает снимать в Беларуси режиссер Константин Фам, чье имя получило широкую известность благодаря короткометражке "Туфельки". Опыт совместной работы с белорусами на "Туфельках" повлек за собой следующий проект: "Брут" станет второй частью альманаха "Свидетели", начавшегося с "Туфелек", отмеченных наградами более 30 фестивалей. Третью, заключительную, новеллу альманаха "Скрипка" Константин также планирует создавать в сотрудничестве с кинематографистами разных стран, в том числе Беларуси. "Работать в Беларуси комфортно", - просто объяснил мотивы корреспонденту БЕЛТА режиссер.

"Брут" с белорусской пропиской

В течение последнего года Константин сотрудничает с американским продюсером и кинодистрибьютором Яном Фишером-Романовским. Ян, впервые побывавший в Беларуси, сделал для себя открытие. "У вас есть все, чтобы снимать хорошее кино: локации, условия и профессиональные кадры. И огромное преимущество даже перед Болгарией, где сегодня снимается множество американских фильмов, - ценовая доступность. В Беларуси можно получить продукцию уровнем в три раза выше за цену в три раза ниже. Кроме того, Костя лично делает очень большую рекламу Беларуси как киноплощадке. Важно, что здесь работает продюсер Юрий Игруша, недавно открывший новую компанию, в чьем профессионализме нет сомнения, потому искать что-то иное просто нет необходимости", - сказал голливудский продюсер.

Съемки "Брута" по рассказу известного чешского писателя Людвика Ашкенази пройдут в России, Беларуси, Чехии, Польше и Германии, рассказал Константин Фам. В Бресте планируется снять несколько масштабных массовых батальных сцен, в том числе финальную, пройдут съемки и на территории бывшего партизанского лагеря под Дзержинском. Киностудия "Беларусьфильм" предоставит в аренду аутентичную военную форму, реквизит, площадки для съемок. В Беларуси, где одна из лучших школ собаководства в СНГ, выбраны два щенка овчарки, которым предстоит играть главную роль. Профессионалы уже заняты их дрессировкой. Собака-дублер будет полной противоположностью главному герою, как того требует сценарий.

Зарубежные кинопроизводители продолжают открывать Беларусь

Ведь "Брут" не просто фильм о собаке. Фильм метафоричен, история животного - это и история человека. "Мы увидим, как в процессе манипуляций, психологического воздействия домашний любимец превращается в безжалостного убийцу. Это фильм о пропаганде, о том, как можно подменить понятия и принести горе, боль и разрушения", - поделился режиссер.

Любопытно, что, задуманный как новелла, "Брут" перерос в полноформатную картину. Точнее, параллельно появятся две версии, полнометражный "Брут" не отменяет короткий вариант. У фильмов разных форматов разные функции. Полнометражный "Брут" адресован широкой аудитории, короткий метр станет частью альманаха, на основе которого планируется выстроить образовательную программу для школьников. Смысл такого проекта - изучение истории и психологических основ трагедии холокоста. Каким образом могло случиться, что в высокообразованном обществе, гуманистической Европе середины XX века одна нация уничтожала другую? Как могли закрыть на это глаза, мало того, участвовать в этом интеллигенты, врачи? Константин Фам, чью семью катастрофа не обошла стороной, задается вопросами и надеется, что его киновклад в эту тему будет востребован и полезен. Особенно в наше сложное время.

Зарубежные кинопроизводители продолжают открывать Беларусь

Слагаемые проекта

Завершить работу над "Брутом" режиссер надеется в нынешнем году. Все для этого есть. В том числе денежные вопросы сейчас решать проще. Особенно для режиссера картины, выдвигавшейся на "Оскар" ("Туфельки" вписали и такую страничку в свою кинематографическую историю).

Тем не менее для Константина важно происхождение финансирования. "Я режиссер, который ищет своих продюсеров, людей на одной волне со мной. Для меня важно, что нас уже поддержало Министерство культуры России, это говорит об объединяющей силе проекта. При этом недавно в Москве мне предложили закрыть бюджет фильма суммой, в два раза большей, но с условием работы с определенным продюсером. Я отказался, потому что готов еще год потратить, но работать с теми людьми, с которыми мне комфортно, а не находиться в зависимом положении, когда хозяева денег указывают режиссеру, как снимать", - рассказал Константин.

Однако, помимо финансовой составляющей успеха будущего фильма, есть и сугубо производственная, которая во многом определяется профессионализмом участников съемочной группы. Так, работать на картине согласился оператор фильмов "Очень плохие парни", "Ливан" Гиора Бейач.

"Обладатель венецианского "Золотого льва" (европейского "Оскара") Гиора - гений. Действие фильма "Ливан" происходит только в танке, но ты все время находишься во включенном состоянии - так это снято! А фильм "Очень плохие парни" вошел в десятку лучших, по мнению Тарантино. Это оператор от Бога и мне повезло с ним работать", - Константин не скупится на оценки.

Продюсер Ян Фишер-Романовский знает, что растущему и перспективному режиссеру, каким является Константин, нужен оператор, сотрудничать с которым он будет и дальше. Таков принцип работы всех голливудских профессионалов. Константин Фам признается, что в кино хочет остаться автором таких произведений, которыми можно гордиться.

Бросаться обещаниями об участии именитых актеров авторы "Брута" не спешат. Конечно, это будут актеры, чьи имена звучат и в Голливуде, и во всем мире. Однако далеко не всегда совпадет представление о популярности, известности артиста на постсоветском пространстве и в США, оговаривается продюсер картины. Зачастую тот, кто интересен здесь, не имеет такого веса в Голливуде. И наоборот, имя, звучное для мировой дистрибуции, может ничего не значить для российского или белорусского зрителя.

Будут ли заняты в фильме белорусские актеры? Да, но речь идет лишь об участии в массовых сценах и эпизодах. Будут привлечены и специалисты второго звена, благо в Беларуси есть профессиональные кадры. Проект Константина Фама главным образом опирается на свои привлеченные финансовые ресурсы. Кроме локаций, технических ресурсов и услуг, административной поддержки и лояльности, от Беларуси, собственно, ничего и не нужно.

Зарубежные кинопроизводители продолжают открывать Беларусь

Беларусь как перспективная киноплощадка

Для голливудского продюсера Яна Фишера-Романовского очевидно, что Беларусь имеет все возможности, чтобы привлечь иностранных кинопроизводителей. На его взгляд, в Беларуси применим опыт Болгарии, где, восстановив киностудию и завлекая американских режиссеров невысокой стоимостью услуг, дали возможность местным кадрам бесплатно обучаться у приезжих мастеров кино. Каков результат? Через 10 лет в Болгарии образовался костяк съемочной группы, тренированной голливудскими профессионалами. Сегодня, отправляясь на съемки в Болгарию, не нужно везти специалистов из-за океана. "На месте работают англоговорящие молодые люди, которые знают наши требования. Созданы рабочие места, в страну идут иностранные инвестиции, получил новый виток туризм. В Болгарии сейчас на повестке дня вопрос о том, чтобы 25% субсидий направлять на привозные кинопроекты, не только местные. Стоит ли повторяться, что это предложение работы и вливания средств в страну? В Беларуси есть реальная возможность сделать нечто подобное", - уверен Ян Фишер-Романовский.

Зарубежные кинопроизводители продолжают открывать Беларусь

Новый Спилберг может жить в Беларуси

Сомнений же в том, что в Беларуси достаточно молодых и талантливых, у продюсера из Голливуда нет. Подтверждение нашлось на недавнем фестивале мобильного кино Smartfilm, где на финальном этапе он имел возможность увидеть представленные трейлеры. "Пара-тройка работ интересны для меня как продюсера, и я готов взяться за их продвижение до полнометражного формата", - сказал Ян Фишер-Романовский.

А Константин, входивший в жюри этого конкурса и познакомившийся с 170 работами молодых авторов, и вовсе щедр на комплименты. "Я поразился, насколько высокий уровень работ, это неожиданно. Речь, конечно, в первую очередь, о 15, вошедших в шорт-лист. Причем заметьте, они созданы в стране, где нет развитой киношколы. Поверьте, я немало видел на фестивалях короткометражного кино, проехав с "Туфельками" по миру. Эти работы надо дожать, причесать и заняться их продюсированием", - убежден Константин Фам. По его рекомендации присмотреться к претендентам в Минск приезжали продюсеры из Москвы и Израиля.

В современном мире, когда процессы глобализации не обходят стороной едва ли не каждого человека, можно оказаться востребованным в Голливуде, не выезжая туда, добавляет Ян Фишер-Романовский. "Если внимательно посмотреть титры, начинаешь понимать, что съемочные группы собраны зачастую из разных стран. Сегодня, сняв на мобильный телефон трейлер и выложив его на YouTube, ты можешь получить предложение работать в команде над американским кинопроектом, чего раньше не было", - рассказал продюсер.

Более того, в Америке есть агенты, которые только тем и занимаются, что просматривают YouTube и, обнаружив интересное для себя, предпринимают действия. Следующий Спилберг может жить где угодно.

В Беларуси, где ситуация осложнена отсутствием института продюсирования, государству следовало бы оказать поддержку молодым, считает Ян Фишер-Романовский. "Нужно дать возможность молодым перестроить киноиндустрию. Быть может, стоило бы финансово помочь талантливым ребятам, заняться продвижением их работ. Беларусь - маленькая страна, и, если здесь зазвучит хотя бы одно имя, весь мир будет об этом знать", - уверен он.

Константин Фам поддерживает мнение американского продюсера: в Беларуси, к сожалению, упущено поколение среднего возраста, сейчас важно не просмотреть молодежь. Но прежде чем получить результат, необходимо поработать на него. Быть может, дав возможность молодым снять пару десятков короткометражек, через год государство получит пять достойных полнометражных фильмов? А толковые ребята здесь есть и, если не найдут приложения сил на родине, уйдут либо в сторону Москвы, либо в сторону Варшавы, либо вовсе из кино. Вряд ли это именно тот сценарий, который привлекателен государству.

Тянуть равно упустить

Нужно дать молодым возможность получить знания у педагогов пусть не из Америки, пусть из Европы. Нужно создать клубы, некую молодежную сборную по кино, чтобы развиваться, двигаться. Ведь ситуация не стоит на месте, в последнее время в Беларуси появилось немало независимых фильмов, снятых молодыми авторами самостоятельно. В конце концов инициатива людей рано или поздно просто обгонит государственные решения, считает Константин Фам.

В любом случае ситуация в Беларуси будет меняться, невозможно, чтобы белорусское кино не шагнуло дальше в то время, когда все обстоятельства подталкивают к движению, поделился своим видением будущего кино в республике Ян Фишер-Романовский. Сюда непременно поедут зарубежные съемочные группы, как ездят российские, которым снимать дома сегодня очень дорого. Будут приезжать и иностранные лекторы. Ян не исключил возможности организации мастер-класса Иваны Чаббак - преподавателя голливудских звезд и обладателей премий "Оскар" и "Эмми". Для людей кино имя создателя известной во всем мире прогрессивной техники Чаббак, которая специализируется на повышении уровня актерского мастерства и обучении уже сформировавшихся актеров, звучит более чем заманчиво.

Говоря же о вариантах обучения за рубежом, продюсер из Голливуда советует тщательно выбирать школу, ведь зачастую за громким названием скрывается всего лишь бизнес и по итогу, кроме корочки, посещение такой школы ничего не дает. Ян отмечает, что сам в свое время закончил распиаренную школу, но, взявшись снимать свой первый фильм, обнаружил, что ничего не знает. "Если место учебы Американский институт киноискусства (The American Film Institute) или же Нью-Йоркский университет, то с них начинается карьера. Иные американские "самые лучшие" школы на практике ничего из себя серьезного не представляют", - рассказал кинопродюсер.

Чему бы следовало поучиться у американских продюсеров, так это отношению к проекту, отметил Ян Фишер-Романовский. Чтобы закончить фильм, американский продюсер готов отдать последнее, заложить свой дом. Известный Джеймс Кэмерон мог остаться ни с чем, если бы его фильм "Титаник" не сработал, ведь режиссер заложил все, начиная от своей компании и заканчивая домом. На этот риск ради фильма готово пойти большинство продюсеров в Америке. Подобный опыт есть и у Яна, когда в свой первый фильм он вложил не только все деньги, но и влез в огромные кредиты. Многие ли российские или белорусские специалисты решились бы на отчаянные шаги, не будучи уверенными в результате?

Ожидать очень скорых изменений в сфере кино в Беларуси, наверное, не стоит, но интерес к белорусской площадке со временем будет только расти, считает продюсер из Америки. Например, команда "Брута" четко определилась, что и третья часть альманаха "Свидетели" будет частично сниматься здесь, в Беларуси. На "Скрипке" также пригласят работать и белорусских специалистов. Не исключено, что попутно возникнут иные проекты, а в Голливуде полноценно откроют Беларусь в том числе благодаря проекту Константина Фама. Не исключено.

Все комментарии