Новости Беларуси
Белорусское телеграфное агентство
Рубрики
Пресс-центр
Аналитика
Главная Комментарии

Задача образования на пятилетку - развиваться в соответствии с потребностями инновационной экономики

Комментарии 20.06.2016 | 18:35
Раиса Сидоренко

В ближайшую пятилетку акцент в системе образования будет сделан на совершенствовании системы непрерывного образования в целях реализации в полном объеме принципа "образование через всю жизнь". Однако решить такую глобальную задачу можно только через модернизацию всех уровней, начиная со школьной скамьи. Развитие национальной системы образования пойдет путем повышения его доступности и качества в соответствии с потребностями инновационной экономики, требованиями информационного общества, образовательными запросами граждан. О том, как будет развиваться система общего среднего образования, какие пункты заложены в программу социально-экономического развития Беларуси на 2016-2020 годы, рассказала корреспонденту БЕЛТА заместитель министра образования кандидат педагогических наук Раиса Сидоренко.

Оптимизация сети учреждений общего среднего образования

Основные цели проведения оптимизации сети учреждений общего среднего образования - это создание равных условий для получения качественного образования, обеспечение безопасных условий при организации образовательного процесса, а также повышение экономической эффективности системы.

Оптимизация будет проводиться местными исполнительными и распорядительными органами с учетом складывающейся демографической ситуации, особенностей и перспектив развития региона. Координирует эту деятельность Министерство образования. На основании предложений управлений образования облисполкомов, комитета по образованию Мингорисполкома министр утвердил план мероприятий по совершенствованию сети учреждений общего среднего образования на 2015-2020 годы. В соответствии с ним в 2015 году закрыто 48 учреждений общего среднего образования, реорганизовано 95, в 2016 году планируется закрыть 49 и реорганизовать еще 49 учреждений.

Обновление содержания и учебно-методического обеспечения общего среднего образования

С 2015 года начат переход на относительную завершенность II ступени и введено профильное обучение на III ступени общего среднего образования.

В течение 2015-2016 годов Министерство образования уже разработало обновленные программы по всем предметам в соответствии с типовым учебным планом общего среднего образования на период до 2020 года. В разработке учебных программ принимали участие как научные работники (сотрудники Национальной академии наук Беларуси, учреждений высшего образования, Национального института образования), так и учителя-практики. Проведено широкое обсуждение проектов программ в региональных институтах развития образования, на встречах с педагогической общественностью, в том числе на базе Национальной академии наук.

Обновленные учебные программы вводятся поэтапно. Так, в 2015/2016 учебном году по обновленным учебным программам образовательный процесс был организован в первых, пятых и десятых классах. В 2016/2017 учебном году по новым учебным программам будут обучаться учащиеся первых, вторых, пятых, шестых, десятых и одиннадцатых классов.

Все учебные программы разработаны с учетом межпредметных связей, в них усилена практико-ориентированная направленность, уменьшен объем теоретического материала. В связи с введением профильного обучения на III ступени общего среднего образования изучение предметов в десятых и одиннадцатых классах организуется на двух уровнях - базовом и повышенном. Уровни отличаются целевыми установками, количеством часов на изучение учебного предмета, содержанием образования, формами и методами организации процесса обучения.

С учетом требований новых программ осуществляется разработка учебных пособий. Подготовлен и утвержден перспективный план подготовки и выпуска учебников и учебных пособий для учреждений общего среднего образования на 2016-2020 годы. Новые учебники разрабатываются на конкурсной основе в качестве базовых. От существующих учебных пособий их отличает предъявление минимально необходимого содержания учебного предмета, максимально доступное изложение материала, практико-ориентированная направленность.

Наряду с традиционными функциями базовый учебник будет выполнять навигационную, т.е. ориентировать учащихся и педагогов в учебных и учебно-методических изданиях, электронных образовательных ресурсах, которые разработаны по данному учебному предмету. Приложения к учебнику (на печатной основе и электронные) позволят удовлетворить образовательные запросы высокомотивированных учащихся, проявляющих повышенный интерес к изучению предмета.

Оснащение учреждений общего среднего образования современными средствами обучения и учебным оборудованием

Для укрепления и обновления учебно-материальной базы кабинетов физики и создания условий для полного и качественного выполнения практической части учебной программы с 2013 года организовано централизованное оснащение кабинетов физики, химии современным учебным оборудованием из средств республиканского бюджета. В 2013-2015 годах поставлено учебное оборудование для 582 учебных кабинетов физики и 35 учебных кабинетов химии. На данные цели израсходовано Br245 млрд. В 2016 году осуществляется поставка современного учебного оборудования в 130 кабинетов химии и 30 кабинетов физики. А с 2017 года планируется продолжить оснащение кабинетов химии и начать оснащение кабинетов биологии.

Профильное обучение

В 2016/2017 учебном году профильное обучение будет организовано для учащихся и десятых, и одиннадцатых классов. С 2015/2016 учебного года на III ступени общего среднего образования введено профильное обучение: учащиеся имеют возможность выбирать два-три учебных предмета для изучения на повышенном уровне, в том числе с учетом выбора предметов для сдачи централизованного тестирования.

В целях более полного удовлетворения запросов учащихся руководителям учреждений общего среднего образования предоставлена возможность в рамках одного класса формировать несколько групп, в которых отличаются учебные предметы, изучаемые на повышенном уровне.

Министерство образования все время акцентирует внимание на том, что профильные классы в конкретном учреждении образования могут быть открыты при наличии квалифицированных педагогических кадров, обеспеченности учреждения образования современным учебным оборудованием и средствами обучения, заинтересованности и готовности учеников.

Внедрение независимой оценки качества общего среднего образования

Министерство образования проводит работу по усовершенствованию порядка и формы проведения итоговой аттестации учащихся по завершении обучения и воспитания на II и III ступенях общего среднего образования. В 2014/2015 учебном году был проведен эксперимент по апробации модели независимой оценки качества общего среднего образования по завершении обучения и воспитания на II ступени. По итогам данного эксперимента осуществляется доработка указанной модели и материалов для проведения выпускных экзаменов. После того, как материалы будут доработаны, они обязательно пройдут апробацию в конкретных учреждениях образования. И только после этого будет принято решение о форме и времени проведения такой аттестации.

БЕЛТА.-0-

Все комментарии