Новости Беларуси
Белорусское телеграфное агентство
Рубрики
Пресс-центр
Аналитика
Главная Комментарии

Украинская Рада возьмет курс на ЕС, но это не должно мешать сотрудничеству с парламентом Беларуси

Комментарии 28.10.2014 | 16:12

В Украине отгремели выборы в Верховную раду VIII созыва. Именно отгремели, а не прошли - на них возлагались исключительные надежды как мировым сообществом, так и простыми украинцами, уставшими от смуты и неопределенности. И хотя окончательные результаты народного волеизъявления должны быть озвучены позднее, по предварительным данным уже известно, какие политические партии составят "костяк" парламента. Понятны и те акценты, которые сделают пришедшие к власти народные депутаты, - они были озвучены во время предвыборной агитации. Правда, пока это все только на словах. То, чего действительно ожидают от новоизбранных парламентариев в народе, - это действий, причем действий адекватных и сконцентрированных не на личных желаниях и амбициях, а на урегулировании непростой ситуации в Украине.

Сейчас украинские средства массовой информации радостно трубят о победе проевропейских партий. И их радость, в принципе, можно понять. Именно новому парламенту предстоит в будущем сформировать правительство страны - Кабинет министров - и контролировать его деятельность. Например, небезызвестный "Блок Петра Порошенко", на который изначально делали ставку многие социологи и исследователи, пришел к выборам с программой "Стратегия-2020". Эта программа в том числе предусматривает, что в обозримом будущем страна сможет подать заявку на вступление в Европейский союз.

Проевропейского курса для создания сильной и независимой Украины придерживается и "Народный фронт" премьер-министра Арсения Яценюка и председателя Верховной рады Александра Турчинова. Остальные партийные кандидаты, которые займут депутатские кресла в Верховной раде, проповедуют схожие идеи. Если говорить вкратце, их суть такова: чем ближе к европейским стандартам, тем лучше, и Украина как можно скорее должна стать современным европейским государством.

Впрочем, никто и не ставит цели мешать Украине добиваться желаемого, главное - не выдавать его за действительное. А курс на Европу, который, вероятнее всего, возьмет Верховная рада, отнюдь не должен мешать сотрудничеству с депутатами и сенаторами из Беларуси. Как руководство Беларуси в целом настроено на сотрудничество с украинскими властями и готово искать для этого взаимовыгодный формат, так и белорусские парламентарии в частности хотят и готовы взаимодействовать с новоизбранными украинскими коллегами.

Как известно, в Национальном собрании Республики Беларусь действует межпарламентская комиссия по сотрудничеству с Верховной радой Украины. Ее сопредседателями с белорусской стороны являются заместители спикеров двух палат Виктор Гуминский и Анатолий Русецкий. Депутат Палаты представителей, член этой межпарламентской комиссии Валентина Верес, отвечая на вопрос о перспективе выстраивания отношений, отметила, что пока рано говорить о каких-то визитах белорусских парламентариев в Украину или наоборот. "В ноябре прошлого года мы провели четвертое заседание комиссии по сотрудничеству с украинскими коллегами в Киеве. Визит был очень плодотворный. Была договоренность провести встречу в Минске в мае этого года. Но, к сожалению, этому помешали известные нам причины. Однако мы надеемся на то, что в свете последних событий, в том числе на фоне того, что Минск стал переговорной площадкой по урегулированию украинского кризиса, в новом составе Рады будет сформирована рабочая группа по сотрудничеству с белорусскими парламентариями. Я уверена, что мы это сотрудничество наладим и с новым составом. Это выбор украинского народа, и его надо признавать", - сказала она.

Одно из самых важных направлений в сотрудничестве с украинской стороной, по мнению депутата, - торгово-экономическая сфера, межрегиональное и приграничное взаимодействие. "Торговлю с Украиной надо обязательно выравнивать. Пока у нас падение, и ситуацию нужно исправлять", - отметила она.

О важности развития отношений двух стран в торгово-экономической сфере заявлялось уже не раз, тем более что Украина - непосредственный приграничный сосед Беларуси. По итогам 2012 года товарооборот Беларуси с Украиной составлял $7,9 млрд - на 28% больше показателя 2011 года, однако он существенно снизился в 2013 году, составив более $6 млрд. Причем, как пояснял ранее посол Беларуси в Украине Валентин Величко, падение товарооборота отмечалось и по импорту, и по экспорту в силу ряда сложившихся обстоятельств, кризисных явлений и т.д. В частности он указал и на уменьшение поставок нефтепродуктов из Беларуси. Вместе с тем дипломат отмечал, что основные стратегические направления для развития взаимодействия уже определены. Тем более что работать на благо экономик обеих стран можно и нужно, главное, чтобы для этого было соответствующее желание. И решением данной проблемы, пожалуй, также должны заниматься белорусско-украинские парламентарии, которые, как правило, участвуют в налаживании не только политического, но и экономического взаимодействия. Именно они расширяют договорно-правовую базу и, как следствие, упрощают работу во многих сферах. В этой связи важно, чтобы депутаты могли беспрепятственно обмениваться опытом в законодательной деятельности, потому что это основа для дальнейшего расширения экономических связей.

Товарооборот можно увеличивать не только путем торговли, но и за счет белорусских сборочных производств на территории Украины. Таких вариантов можно найти достаточно, их просто нужно искать и обсуждать. И здесь немаловажную роль играют отношения, которые сложатся у парламента и президента Петра Порошенко - во взятом курсе должны быть заинтересованы как парламентарии, так и глава государства.

По мнению социолога, эксперта по социальным коммуникациям Дмитрия Громакова, учитывая, что основные партии-победители избирательной гонки являются проправительственными, с большой долей вероятности можно говорить о формировании пропрезидентского большинства на основе демократических партий ("Народного фронта", "Блока Петра Порошенко", "Батькивщины"). "Однако "списочников" не хватит, чтобы сформировать устойчивое большинство в парламенте, и "золотая карта" окажется в руках у "мажоритарщиков". Поэтому, вероятнее всего, отношения между парламентом и президентом будут основаны на бизнес-логике, когда прохождение президентских или правительственных законов будет зависеть от степени мотивированности "мажоритарщиков". Нам остается надеяться, что их аппетиты будут умеренными", - отметил он. Эксперт также добавил: "Принимая во внимание, что Петр Порошенко сам достаточно успешный бизнесмен, думаю, он сможет обеспечить достаточно конструктивное взаимодействие с парламентом".

И еще: хотелось бы, чтобы победители внеочередных парламентских выборов после формирования коалиции сконцентрировались на работе, которая принесет обществу благо, а не тешили свое самолюбие местью оппонентам в Верховной раде. Все-таки народный депутат потому и называется народным, что в первую очередь он представитель социума, который поверил ему и отдал в его пользу свой голос, а уже затем - представитель самого себя, самого лучшего и любимого.

По этому поводу Дмитрий Громаков сказал: "Надеюсь, яркие парламентские шоу уйдут в прошлое. Сегодня нет серьезных противоречий между крупным бизнесом - делить особо нечего, а посему и уровень накала будет в зале заседаний гораздо ниже. Геополитический вектор определен, языковой вопрос снят, так что эпоха внутренних дрязг, думаю, канула в Лету". По его словам, уровень доверия к Раде будет определяться ее работоспособностью, количеством и качеством принятых законов. И направлены эти законы должны быть, прежде всего, на упрощение законодательной и нормативной базы, стимулирование частной инициативы и развития мелкого предпринимательства, усиление неправительственного сектора, который может стать серьезным кадровым донором для власти.

Татьяна ПАСТУШЕНКО

Все комментарии