Новости Беларуси
Белорусское телеграфное агентство
Рубрики
Пресс-центр
Аналитика
Главная Комментарии

Ученики успешного учителя никогда не берут репетитора

Комментарии 04.09.2015 | 20:25
Светлана Василевская

Школьный учитель должен быть успешным. С этим, пожалуй, трудно не согласиться. Успешный педагог - это хороший психолог, методист, предметник и старший друг. Тот, кто создает максимально комфортные условия для развития личности без унижения и устрашения. Наконец, тот, кто гарантирует своим ученикам успешность - будь то победа на олимпиаде или поступление в вуз на бюджет. В связи с этим напрашивается вопрос: если большинство абитуриентов перед ЦТ дополнительно занимаются с репетитором, значит не такие у нас и успешные учителя в школе?

Для начала разберемся, когда школьники прибегают к услугам репетитора. Во-первых, в той ситуации, когда непрофессионально срабатывает учитель. Возьмем обычную историю из школьной жизни: хороший ученик, который учится на отличные отметки, заболел. А освоение школьной программы не стоит на месте. По возвращении в школу ученик испытывает комплекс неполноценности, потому что многие темы для него попросту непонятны. Даже сосед по парте, который еле на шестерку наскребает, и то тянет руку. В этой ситуации учителю неплохо было бы помочь нагнать упущенное, да времени (или желания) нет. Вот и приходится родителям доставать из кошелька деньги, чтобы нанять ребенку репетитора.

Приведем другую ситуацию, которая встречается в школьной жизни не реже первой. Учитель в классе может выбрать группу наиболее способных ребят и вести занятия, опираясь в основном на их знания. При этом дети послабее оказываются как бы за бортом. Пусть менее способные ученики и не планируют участвовать в предметных олимпиадах, но поступать в университет они тоже хотят. А для этого нужны знания, обрести которые и помогает репетитор.

Как считает депутат Палаты представителей, заслуженный работник образования Михаил Волков, действия могут развиваться и по другому сценарию, когда сам учитель обладает невысоким уровнем знаний. Такой педагог на уроке будет ориентироваться на двоечника-троечника, занижая уровень преподносимых знаний. Конечно, он будет ставить 9-10, но реальная стоимость этих отметок - не выше 7-ки. "Если у самого учителя невысокий уровень знаний, как он может подготовить в вуз? Как бы оправдывая свою некомпетентность, такой учитель говорит: "Я выполняю программу, а в вуз вы готовитесь с репетитором". Во многих школах эта фраза идет за милую душу. А в результате получается, что если хочешь дать ребенку высшее образование, готовь деньги на репетитора", - говорит Михаил Волков.

Возможно и такое развитие действий. Знания школьника по тому или иному предмету оценены учителем на 10 баллов. Учащемуся предлагают выступить по этому предмету на районной олимпиаде, но учитель к ней не готовит. За неделю до состязания педагог дает ребенку гору учебников и различных пособий и просит отстоять честь школы. Разумеется, за неделю к олимпиаде подготовиться невозможно. В результате ученик на олимпиаде получает минимальное количество баллов. И тогда родители задумываются о качестве его знаний по этому предмету. О каком институте тогда можно говорить, если их чадо даже районный уровень олимпиады вытянуть не может? Приходится брать репетитора.

По сути, от некачественной работы учителя страдают дети. По словам депутата, родителям нужно требовать качественного учителя. Отдавая ребенка в учебное заведение, родитель должен быть уверен в качестве получаемых образовательных услуг.

Но если школьникам не повезло с педагогом, а поступить в университет хочется? Михаил Волков в этом случае советует выбирать репетитора по подсказке друга, соседа, родственника или того, кто ранее успешно сдал тестирование. Перед тем как отдавать свои деньги, нужно навести справки о репетиторе, узнать, что это за человек, качественный ли он работник. Важным показателем может стать количество абитуриентов, поступивших в вуз. Не стоит покупаться на ту рекламу, которая обещает 100%-ое поступление на бюджет. "На эти вещи вообще нельзя реагировать. Некоторые компании специально афишируют тех детей, которые успешно сдали тест. Правда, они умалчивают, что эти дети изначально учились у хорошего учителя, но решили взять репетитора по какой-то причине. Такие компании отметают работу хорошего педагога и засчитывают ее себе", - сказал Михаил Волков.

При этом не надо замыкаться на одном репетиторе. Если ученик чувствует дискомфорт в общении с ним или не понимает преподносимый материал, лучше поискать другой вариант. Родители не должны заставлять своего ребенка заниматься именно у конкретного педагога, если между ними нет психологической совместимости (даже если его фамилия известна всему городу). Репетитор в свою очередь должен понимать, что он является помощником учителя и ни в коем случае не должен сводить работу первого на нет. Недопустимо сильно внедряться в учебный процесс и указывать на ошибки в преподнесении материала учителем. "Если работа учителя и репетитора идет вразрез, это принесет только вред", - считает депутат.

По мнению Михаила Волкова, обычной семье со средним достатком не обязательно платить огромные деньги репетитору, ведь сегодня достаточно программ для самообучения. Главное в этом деле - желание и усидчивость школьника.

Кроме того, зачастую родители, у которых дети с ленью относятся к учебе, хотят получить знания благодаря репетитору. Но последний может подготовить лишь того ученика, который потенциально на это способен, даже если он запущен по той или иной причине. Если родитель с достатком готов оплатить услуги репетитора, а ребенок не хочет заниматься - это впустую потраченные финансовые ресурсы.

Из всего этого следует вывод - проблему поиска подходящего репетитора решает хороший учитель. "У качественного предметника дети никогда не берут репетитора, потому что он может уделить внимание не только на уроке, но и вне урока. При этом каждый учитель в своем классе должен проводить только бесплатные дополнительные занятия. Я считаю, что помогать своим же ученикам за деньги аморально", - говорит Михаил Волков. С другой стороны, по его мнению, если в школе работает профессионал высокого уровня, с которым желают заниматься дети из других классов, учащиеся из соседних школ, то он может оказывать для них платные услуги, например, по подготовке к централизованному тестированию, предметным конкурсам и олимпиадам.

По мнению Михаила Волкова, важно, чтобы такая работа адекватно оплачивалась. Сегодня учитель за час платных услуг получает всего около Br24 тыс. За такую сумму мало кто хочет работать. Депутат предлагает хотя бы 40% стоимости платных услуг направлять учителю, а остальные деньги - на оплату коммунальных услуг и модернизацию материально-технической базы школы. Такой подход будет выгоден как учебному заведению, так и педагогу, зарплата которого может повыситься значительно.

Кроме того, заслуженный педагог коснулся темы, которая тесно связана с поступлением в вузы, - это профильное обучение. Михаил Волков считает, что в этой сфере нельзя повторять опыт прошлого, потому что "валовый" переход из 9-го класса в 10-й искажает суть такой подготовки и не дает нужного результата. "В 10-м классе должны учиться мотивированные дети или даже дети с недостаточной мотивацией, но способные к изучению предложенной программы. Поэтому предлагаю в 9-м классе отменить все экзамены, кроме экзаменов по русскому и белорусскому языкам, а по всем остальным предметам в свидетельство о базовом образовании выставить годовые отметки", - сказал депутат.

В то же время при поступлении в 10-й профильный класс ученики должны сдавать два предмета. Например, если школьник поступает на физико-математический профиль, он сдает физику и математику, если это химико-биологический профиль - химию и биологию, а если другое мультипрофильное сочетание - два других профилирующих предмета. "То есть экзамены, которые надо было сдавать за курс базовой школы (кроме языков), предлагаю перенести для поступления в 10-й профильный класс", - пояснил заслуженный педагог.

Михаил Волков считает, что если ученик не сдал профильный предмет на нужный балл, нужно назначать один день для пересдачи. При отсутствии должного результата, пусть продолжает свое обучение через систему профтехобразования или в общеобразовательном 10-м классе. По мнению педагога, такой общеобразовательный класс должен быть открыт рядом с профильными для тех учащихся, которые по состоянию здоровья или иным причинам не могут продолжать обучение в учреждении ПТО.

В этом учебном году Минобразования предложило еще одну хорошую идею, которая как раз и касается профтехобразования. "Сейчас идет модернизация промышленности, вводятся наукоемкие технологии. Поэтому нам кроме обычных рабочих нужны рабочие с мышлением инженера. Суть идеи заключается в том, чтобы через систему непрерывного образования учащегося учреждения ПТО довести до уровня бакалавра, что позволит в целом повысить престиж профтехобразования", - сказал Михаил Волков.

Депутат также считает, что для успешной реализации профильного обучения необходимо принять конкретные меры по разработке соответствующих программ и созданию учебников и учебных пособий. "Если система профильных классов будет налажена грамотно, тогда школа будет гарантировать ученику качественную сдачу предмета на ЦТ, соответственно необходимость в репетиторах отпадет", - уверен он.

Сложно сказать, какие из этих предложений будут воплощены в жизнь и согласятся ли с ними все учителя, но в любом случае, трудно поспорить с тем, что для успешной подготовки к поступлению в вуз нужен как по-настоящему профессиональный педагог, так и мотивированный ученик. Конечно, важную роль играет и время. Поэтому задуматься о выборе профессии и предстоящем тестировании желательно заранее, а не на выпуске из 11-го класса.

Светлана ВАСИЛЕВСКАЯ,

БЕЛТА.-0-

Все комментарии