Торговля онлайн и не только: что изменилось для продавцов и покупателей
Ирина Шпак
В Беларуси с 11 июля вступили в силу изменения в закон "О государственном регулировании торговли и общественного питания". Многие новации касаются интернет-торговли, но есть и другие поправки. Что изменилось для продавцов и покупателей, рассказала заместитель начальника управления организации торговли и общественного питания - начальник отдела методологии Министерства антимонопольного регулирования и торговли Ирина Шпак.
Магазины и общепит
Несколько нововведений предусмотрены для магазинов и сферы общественного питания. Теперь отменяется обязанность согласования с местными органами власти ночного режима работы торговых центров, рынков, объектов общепита. Исключение - объекты, где в ночное время (после 23.00 и до 7.00) реализуются алкогольные, слабоалкогольные напитки или пиво.
Также определен порядок разработки, утверждения и согласования перечней товаров, обязательных к наличию для реализации в торговом объекте. Перечислены основные требования, случаи, когда откажут в согласовании. Определены объекты, для которых перечни разрабатывать и утверждать не требуется.
Кроме того, изменен порядок внесения сведений в торговый реестр. "Законом, по сути, введен заявительный принцип начала торговли. Субъект вправе начать работу в торговом объекте, объекте общественного питания, деятельность интернет-магазина только после включения сведений в торговый реестр. Уточнен состав представляемых сведений, определены случаи, когда отказывают во внесении данных. Например, субъект торговли должен вначале согласовать обязательный перечень товаров, только после этого его включат в торговый реестр. Таким образом упорядочена деятельность субъектов торговли", - пояснила Ирина Шпак.
Онлайн-покупки
Самый крупный блок изменений касается интернет-торговли. В законе дано определение понятия "интернет-магазин". Если раньше можно было так назвать любой информационный ресурс в интернете, то сейчас четко установлено - это сайт субъекта торговли, который позволяет заключить договор купли-продажи товаров только с этим субъектом. Соответственно, все ресурсы, на которых продаются товары двух и более продавцов, интернет-магазинами не являются. Внесены соответствующие изменения в правила дистанционной торговли.
Дано также определение понятий "интернет-площадка", "пункт выдачи заказов", "владелец интернет-площадки", "владелец пункта выдачи заказов". Установлены требования к владельцам интернет-площадок, пунктов выдачи товаров, чтобы они предоставляли потребителю своевременную необходимую достоверную информацию. У покупателей должны быть данные о владельце интернет-площадки, о торгующих там продавцах, о товарах. В том числе владельцам нужно будет разработать правила оказания услуг и разместить их на интернет-площадке. "Через год, чтобы субъекты могли подготовиться, вступит в силу требование, чтобы на своем интернет-ресурсе они обеспечили возможность оформления заказов в электронном виде, подачи потребителями жалоб в электронной форме, чтобы они смогли защитить свои права после покупки товаров на этой интернет-площадке. А если владелец интернет-площадки, пункта выдачи заказов меняет эти правила либо намерен прекратить деятельность, он должен не позднее, чем за 15 дней до наступления этого события, разместить соответствующую информацию у себя на сайте. Чтобы не только потребители, но и продавцы, которые там торгуют, могли подготовиться к этому моменту", - обратила внимание Ирина Шпак.
Кроме того, постановлением Совета Министров снимается ряд ограничений в сфере дистанционной торговли. "Например, сняты ограничения на продажу онлайн биологически активных добавок - любых, независимо от того, содержат они микроэлементы или нет. Но при этом у продавца должен быть обязательно либо торговый объект, либо склад, где осуществляется продажа либо хранение этих товаров. Также снят запрет на продажу онлайн пиротехнических изделий бытового назначения. Однако с учетом специфики этих товаров они могут продаваться только при наличии у продавца торгового объекта и выдачи их там. В пункте выдачи их вручать покупателю нельзя. Также снят запрет на продажу ветеринарных препаратов, тут никаких дополнительных требований нет. Так что интересы бизнеса тоже учитываются. Ограничения сняты для того, чтобы у наших продавцов были равные условия с зарубежными, где такие запреты не были установлены", - рассказала представитель МАРТ.
Также предусмотрен ряд требований к владельцам и продавцам интернет-площадок, чтобы лица, не достигшие определенного возраста, не могли купить неположенные товары. Предусматривается, например, заполнение определенной электронной формы, подтверждающей, что покупатель достиг нужного возраста. "И более существенное, конечно, условие - выдавать такие товары будут только покупателю, заключившему договор, после предъявления документа, подтверждающего возраст", - добавила Ирина Шпак.
Что ждет маркетплейсы дальше
Изменения в сфере интернет-торговли в первую очередь направлены на защиту прав потребителей. "Во всем мире темпы электронной торговли растут. Без посещения объекта покупателю бывает сложно выбрать товар и потом защитить свои права. У нас до сих пор вообще не были никак урегулированы требования к владельцам интернет-площадок. Сейчас четко установлено, что доводить до потребителей информацию нужно своевременно, работа должна быть прозрачной", - подчеркнула представитель МАРТ.
Данные меры принимаются не только в Беларуси, но и в других государствах ЕАЭС и СНГ. Кроме того, сейчас разрабатывается проект соглашения об электронной торговле в Евразийском экономическом союзе. Рассматривается вопрос о том, чтобы на международном уровне установить определенные требования по информированию потребителей.
По словам Ирины Шпак, это первый этап по урегулированию работы маркетплейсов. Немаловажен вопрос распределения ответственности между владельцем интернет-площадки, продавцом и покупателем. Эти нормы будут предусмотрены в законе о защите прав потребителей. Сейчас МАРТ подготовил проект изменений в этот закон. Там будут установлены определенные меры ответственности по отношению к владельцам интернет-площадок. Как подчеркивают в МАРТ, важно, чтобы маркетплейсы своевременно информировали потребителей, обеспечили возможность направлять жалобы и получать адекватный ответ на них в разумные сроки.
Валерия ГАВРИЛОВА,
БЕЛТА.-0-