В Беларуси создано правовое поле, позволяющее лизинговой отрасли гармонично развиваться, субъектам хозяйствования - обновлять основные производственные фонды, а гражданам - удовлетворять потребности в финансировании приобретения транспортных средств, жилья, различного рода предметов бытового назначения. При этом лизинг воспринимается уже не как нечто неизвестное, а как достойное дополнение к банковскому кредиту. С учетом того, что роль этого финансового инструмента возрастает, в Беларуси подготовлен и вскоре будет рассматриваться в первом чтении законопроект "О лизинговой деятельности". О его новациях в комментарии БЕЛТА рассказал член Постоянной комиссии Палаты представителей по бюджету и финансам Алексей Райко.
По его словам, новый закон комплексно урегулирует отношения в сфере лизинговой деятельности с учетом правоприменительной практики норм указа №99 от 25 февраля 2014 года "О вопросах регулирования лизинговой деятельности". Проект закона позволит усовершенствовать функционирование рынка лизинга и повысить прозрачность деятельности лизинговых организаций. Более того, предлагаемые нормы будут содействовать развитию экономики страны, продвижению продукции белорусского производства на внешних рынках, улучшению условий доступа белорусских предприятий к долгосрочному финансированию за счет расширения использования лизинга.
Сегодня рынок лизинга представлен 99 организациями. Все они включены в Реестр лизинговых организаций - официальный перечень юридических лиц, которые осуществляют лизинговую деятельность на территории Беларуси. Его ведет Национальный банк. Включение в реестр - обязательное условие для легальной работы в сфере лизинга. Это позволяет государству контролировать рынок, обеспечивать прозрачность и защищать интересы клиентов.
Проектом закона предлагается наделить Национальный банк определенными полномочиями. Как предполагается, они будут касаться установления требований, в том числе к размеру собственного капитала, показателям финансовой деятельности, предъявляемых к лизинговым организациям при осуществлении лизинговой деятельности с жилыми помещениями, иными предметами лизинга.
Нацбанк, согласно проекту закона, будет устанавливать порядок и условия заключения договоров лизинга с определенными категориями лизингополучателей; требования относительно квалификации и деловой репутации, предъявляемые к руководителю лизинговой организации, иным физическим лицам, уполномоченным в соответствии с учредительными документами действовать от имени лизинговой организации.
К полномочиям регулятора предлагается отнести установление требований к деловой репутации, предъявляемых к учредителям (участникам), собственнику имущества, бенефициарным, иным владельцам лизинговой организации; определение предельного уровня долговой нагрузки лизингополучателя - физического лица, не выступающего при заключении и исполнении договора лизинга в качестве индивидуального предпринимателя; и др.
Инновационной нормой, включенной в проект закона, является введение такого инструмента, как вторичный лизинг. Этот термин вводится в ст.1 законопроекта. Вторичный лизинг - это, по сути, отношения между субъектами права, которые заключаются в следующем: имущество, ранее приобретенное лизингодателем для целей передачи в лизинг и возвращенное ему лизингополучателем по прекратившему свое действие договору лизинга, не завершенному выкупом предмета лизинга, передается в лизинг.
Еще одна норма включена в проект закона с учетом предложений Государственного комитета по имуществу. Определено, что земельный участок, на котором расположен одноквартирный жилой дом, или квартира в блокированном жилом доме, отделенная от других квартир вертикальной стеной и расположенная непосредственно на земельном участке, могут входить в совокупность вещей, являющихся предметом лизинга, если иное не установлено законодательными актами.
При этом изменение средней цены квадратного метра жилого помещения, ставок арендной платы или рыночной стоимости одноквартирных жилых домов или квартир, являющихся предметом лизинга, а также иные факторы и обстоятельства, не влияющие на размер фактически понесенных лизингодателем затрат (расходов), не влекут увеличения размеров лизинговых платежей и (или) стоимости предмета лизинга, которые предусмотрены договором лизинга жилого помещения.
Алексей Райко напомнил, что ранее законами "О потребительском кредите и потребительском микрозайме", "Об изменении законов по вопросам предоставления займов" были установлены ограничения по размерам процентов (штрафов, пеней, неустоек) в отношении кредитов и займов. А сейчас устанавливаются ограничения на максимальный размер превышения общей суммы уплачиваемых физическим лицом - лизингополучателем лизинговых платежей и выкупной стоимости предмета лизинга над стоимостью предмета лизинга, которая не может быть более:
- стоимости предмета лизинга - по договорам лизинга, срок лизинга по которым составляет не более одного года;
- двукратной суммы стоимости предмета лизинга - по иным договорам лизинга, за исключением договоров лизинга жилого помещения. Есть предложение - для граждан данные ограничения еще больше уменьшить.
Предельный размер суммы неустойки (штрафа, пени), взимаемой с лизингополучателя в связи с неисполнением обязательств по договору лизинга, не может превышать половины суммы стоимости предмета лизинга.
Кроме того, не допускается применение к лизингополучателю неустойки (штрафа, пени) за досрочное расторжение договора лизинга и (или) досрочный возврат предмета лизинга по требованию лизингодателя.
Определено, что физическое лицо - лизингополучатель может обратиться к лизингодателю с письменным заявлением для изменения сроков исполнения обязательств по договору лизинга в ряде случаев. Например, если невозможно исполнить обязательства по договору, срок лизинга по которому составляет более одного года, из-за трудной жизненной ситуации. Либо, если лизингодатель не может предоставить одноквартирный жилой дом или жилое помещение в соответствии с п.3 ст.26 закона в связи с отсутствием у него в собственности свободных (освободившихся) одноквартирного жилого дома или жилого помещения.
Общая сумма денежных средств, передаваемых в соответствии с договором лизинга лизингополучателем лизингодателю до начала срока лизинга в качестве аванса не должна превышать 40% стоимости предмета лизинга с учетом налога на добавленную стоимость, если законодательными актами не предусмотрено иное.
Таким образом, нормы нового в правовой истории государства закона, по словам члена Постоянной комиссии Палаты представителей по бюджету и финансам, направлены на обеспечение стабильного, прозрачного и безопасного как для бизнеса, так и для граждан функционирования рынка лизинга.
БЕЛТА.-0-