Жодино в ближайшие годы ожидают значительные изменения. Постановлением Совета Министров №488 от 28 июля 2023 года утвержден новый генеральный план города. Документ предполагает переход на электробусы, расширение дорог, строительство жилых микрорайонов, промышленных, социальных объектов и благоустройство зеленых зон. Ожидается прирост населения с 64,3 тыс. до 68 тыс. Цель стратегии до 2030 года - усилить роль Жодино как важного экономического и производственного центра Минской области, эффективно использовать его потенциал. Об основных новациях - в материале БЕЛТА.
Новое жилье
"Генеральный план разработан в развитие предыдущего, который был рассчитан до 2025 года. Он станет основой для подготовки детальных планов на отдельные территории. Расширятся границы города, в городскую черту будет включено порядка 235 га. Жилищный фонд на первом этапе должен увеличиться на 430 тыс. кв.м", - поясняет начальник управления по архитектуре, строительству и жилищно-коммунальному хозяйству Жодинского горисполкома Юлия Бондарь.
По численности жителей Жодино относится к группе средних городов. Здесь динамично развивается жилищное строительство. Приоритетные направления территориального развития - освоение площадок несельскохозяйственного назначения, модернизация существующей усадебной застройки, ее реконструкция в центральной части и вдоль важных городских магистралей.
Выделено два этапа планирования: до 2025 и 2030 года. Параметры установлены на основании анализа демографических процессов. К 2025 году, как прогнозируется, в Жодино будут проживать 66,8 тыс. человек. К 2030-му население прирастет еще на 1,2 тыс. жителей. Жилищный фонд соответственно увеличится с нынешних 1,5 млн кв.м (более 23,7 тыс. квартир) до 1,9 млн и почти 2,2 млн кв.м. Будет насчитывать около 31,5 тыс. квартир. В процентном отношении на усадебную застройку придется 35%. Обеспеченность жильем возрастет с 23,5 кв.м до 31,8 кв.м на человека.
На первом этапе (до 2025 года) многоквартирное жилье в основном будут возводить в микрорайонах № 8, 9 (по ул. Логойской), 5 (по ул. Брестской), в квартале блокированной двух-трехэтажной застройки в районе ул. Калиновского. Усадебное строительство предусмотрено в микрорайонах Кузнечный-3 (доосвоение), Лысая Гора-2, Новые Грядки (южная часть), по ул. Тенистой, южнее ул. Солигорской.
На втором этапе (2030 год) планируется застройка территорий микрорайонов №10 (по пр. Венисье), №6 на въезде со стороны Минска (частично), Лесной (таунхаусы и среднеэтажные многоквартирные дома). Под частные дома отводятся участки микрорайона Новые Грядки - 2 (северная часть) и по ул. Будаговской (частично).
Продолжится строительство объектов спорта, образования, здравоохранения, торговли. В приоритете - принцип одновременного ввода жилья и социальной инфраструктуры. Рассматривается возможность размещения встроенных учреждений дошкольного образования или медицинского обслуживания на первых этажах новостроек.
Планируется разработать программу по перепрофилированию некоторых сооружений в центре города, где наблюдается их максимальная концентрация и переизбыток. Также определено, что совершенствование системы должно происходить за счет деления объектов обслуживания на социально гарантированные, социально значимые (с частичным государственным регулированием), коммерческие.
В сфере образования предполагается создание сети информационных центров на базе библиотек, развитие новых форм дополнительного образования детей и молодежи, в том числе на платной основе. Задачами для здравоохранения наряду с улучшением качества медобслуживания станут преобразование поликлиник в территориальные диагностические центры, реконструкция медицинских учреждений, укрепление их материально-технической базы.
В сфере культуры предусмотрено развитие новых видов учреждений с привлечением малого бизнеса. В сфере торговли речь идет о модернизации торговой сети, обеспечении доступности товаров для всех категорий граждан, упорядочении деятельности рынков, включая их поэтапное перепрофилирование в современные торговые центры. Отмечена важность расширения сети общественного питания, объектов оказания востребованных у жителей услуг.
Для районов, в которых не выдерживается радиус доступности к социально гарантированным объектам, предусмотрят компенсационные мероприятия. В их числе подвоз детей в школы, открытие кабинетов медицинской помощи в кварталах общественно-жилой застройки.
"Какие конкретно объекты и где планируется построить, будет определено в детальных планах", - сказала Юлия Бондарь.
В промышленности акцент сделан на диверсификацию экономики, укрепление научных организаций, расширение рыночной инфраструктуры. Получат дальнейшее развитие и такие основные отрасли, как машиностроение и металлообработка, легкая промышленность. В основе политики - рост благосостояния, внедрение инноваций, импортозамещающих и ресурсосберегающих технологий. Предусмотрено привлечение инвесторов в различные сферы экономической деятельности.
Производственная зона является второй по величине и значимости в формировании облика Жодино. Город определен как точка экономического роста и имеет все предпосылки для дальнейшего наращивания промышленного потенциала. Будут упорядочены существующие промышленные зоны в районе Жодинской ТЭЦ и ул. Труда, планируется освоение и оптимизация площадок, находящихся на удобных транспортных связях с Минском и Борисовом.
"За счет развития производств будут создаваться новые рабочие места", - добавила Юлия Бондарь.
Генеральным планом предполагается сформировать структуру уличной сети, приближенную к радиально-кольцевой схеме. На первом этапе будет реконструирован пр. Ленина. Также планируется построить автодорожные путепроводы взамен железнодорожных переездов. Появятся подземные пешеходные переходы по ул. 50 лет Октября (вдоль проезжей части), 40 лет Октября (в районе существующего переезда) и через пр. Ленина возле автостанции.
Для разгрузки пр. Ленина от транзитного транспорта предусмотрено строительство северного и восточного автодорожных обходов с выходом на М1/Е30. Зарезервированы и территории для развития железнодорожной инфраструктуры вдоль существующих линий железной дороги.
Еще одно направление - создание системы велосипедных дорожек на основных транспортных выходах из Жодино, в новых микрорайонах и в центре при реконструкции магистрально-уличной сети. Предусматривается строительство автостоянок и паркингов для легковых автомобилей на 19,47 тыс. машино-мест, многотопливной автозаправочной станции в комплексе с автосервисом в районе ул. Зеленоборской.
Что касается городского пассажирского транспорта, то ожидается увеличение протяженности сети до 51,98 км. Предлагается реализовать пилотный проект по переводу городского общественного транспорта на электрический, с созданием соответствующей инфраструктуры.
Предусматривается и повышение надежности, эффективности действующей системы инженерного обеспечения: реконструкция и строительство подстанций, тепловых сетей, сетей водопровода, канализации, водотоков и др.
Общегородской центр формируется на пересечении пр. Ленина и ул. 50 лет Октября. В генеральном плане выделена туристическая зона. Главными достопримечательностями названы католический костел Богоматери Фатимской, православная церковь Богородицы Избавительницы, храм Петра и Павла, комплекс "Багуслаў Поле", дом-музей А.Ф.Куприяновой, монумент в честь советской матери-патриотки А.Ф.Куприяновой, аллея фонарей. В документе зарезервированы территории, необходимые для охраны историко-культурных ценностей, сохранения исторической планировочной структуры и ландшафта.
Также в Жодино планируется благоустроить городской парк по ул. Жодинской, тематический парк между рекой Плисой и ул. Брестской, бульвары по ул. 50 лет Октября. Приведут в порядок скверы по ул. Нагорной, Фрунзе, Жодинской, Мирной, Фруктовой, Магистральной, прибрежные полосы Жодинского водохранилища и реки Жодинки, прудов по ул. Зеленоборской и Брестской.
Предусмотрено ландшафтное оформление въездов в населенный пункт со стороны Минска и Борисова, рекомендуется благоустройство лесов с приданием им статуса лесопарков.
"В настоящее время работаем над проектом "Схема озелененных территорий общего пользования города Жодино", который поможет в развитии наших парков, бульваров, пляжей. Главная задача генерального плана - сделать максимально комфортной городскую среду. Что важно, станет больше озелененных территорий", - рассказала Юлия Бондарь.
Первый генеральный план, в котором закладывались высокие темпы развития Жодино, разработан в 1969 году. На следующих этапах город ориентировался на экстенсивный путь развития, кардинальную трансформацию сложившейся планировочной структуры. Нынешний документ предусматривает дальнейшее совершенствование основных функциональных зон центра регионального значения. Генеральный план учитывает последние тенденции мирового градостроительства, модель развития максимально компактная с учетом использования всех внутренних резервов.
Надежда МАТВЕЕВА,
БЕЛТА.-0-